Программа Тренинга детско-родительского взаимодействия
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Цель данной программы: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок-родитель»
Задачи:
1. Сопровождение родителей с детьми дошкольного, школьного и подросткового возрастов, психологическая поддержка родителей на кризисных этапах развития детско-родительских и семейных отношений;
2. Осознание родительской позиции, стиля воспитания и возрастных особенностей ребенка.
3. Освоение навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми, оптимизация коммуникаций в семье.
4. Организация рефлексивных процессов собственного детского опыта родителями и их взаимосвязь с актуальными паттернами воспитания и взаимодействия с собственным ребенком.
Структура программы:
Программа включает ряд этапов:
- Диагностический
- Информационно-обучающий
- Рефлексивный
- Консультативный (по запросу родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dro_kratko.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«БУТОВО»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ ЦПМСС «Бутово»
_______________ Давидюк С.В.
«_____» ___________ 20__ год
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Председатель научно-
методического совета ОМЦ ЮЗОУО ДО
г. Москвы
ГОУ ЦПМСС «Бутово»
__________ к.псих.н. О.А. Щанкина _____________ Е.В. Харисова
«____» _____________ 20__ года «_____» __________ 20__ года
Программа
Тренинга детско-родительского взаимодействия
Направленность: социально - психологическая
Составители: педагог-психолог Назарова С. Е.
Требования, предъявляемые к специалисту: высшее психологическое образование, навык ведения групповой работы.
Программа рассчитана на 24 практических часов.
Возрастная категория дошкольный и младший школьный возраст
Москва 2013
I. Пояснительная записка к программе
В настоящее время в практике психологического консультирования остро встает проблема детско-родительского взаимодействия в рамках семейной системы. Наибольшую актуальность для родителей приобретают вопросы возрастных особенностей ребенка, конструктивного и диалогичного общения с ним, выбора оптимального способа выхода из конфликтных ситуации, счастливого межличностного взаимодействия родителей с детьми.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Д. Боулби, 1988; А. С.Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1995; М.Д. Эйнсуорт, 1963; и др.).
В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.
Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).
Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний.
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Цель данной программы: оптимизация детско-родительских отношений в диаде «ребенок-родитель»
Задачи:
1. Сопровождение родителей с детьми дошкольного, школьного и подросткового возрастов, психологическая поддержка родителей на кризисных этапах развития детско-родительских и семейных отношений;
2. Осознание родительской позиции, стиля воспитания и возрастных особенностей ребенка.
3. Освоение навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми, оптимизация коммуникаций в семье.
4. Организация рефлексивных процессов собственного детского опыта родителями и их взаимосвязь с актуальными паттернами воспитания и взаимодействия с собственным ребенком.
Структура программы:
Программа включает ряд этапов:
- Диагностический
- Информационно-обучающий
- Рефлексивный
- Консультативный (по запросу родителей)
Основные этапы программы:
- Диагностический этап – включает в себя сбор первичной информации о трудностях детско-родительских взаимоотношений, семейной ситуации, проблемных зон в процессе индивидуальной психологической консультации.
Последующая диагностическая работа в рамах групповых тренинговых занятий нацеленная на выявление актуальных трудностей в детско-родительских взаимоотношениях, родительского стиля воспитания и родительской самооэффективности.
- Информационно-развивающий этап – направлен на расширение понятийных представлений родителей о эффективном взаимодействии с детьми, осознание имеющейся (настоящей) родительской позиции и построение собственной модели взаимоотношений с ребенком, освоение и закрепление (отработка) полученных знаний и навыков.
- Рефлексивный этап – направлен на самоосознание и закрепление полученного опыта в ходе тренинговых занятий.
- Консультативный этап – является дополнительным и ориентирован на индивидуальный запрос родителей.
Общая структура занятия включает следующие элементы :
- Приветствие (направлен на разогрев, настрой на работу, создание безопасной групповой атмосферы)
-Обсуждение домашнего задания (связь с прошлым занятием, обмен собственным опытом успехов и неудач, и актуализация эмоционального состояния «здесь» и «сейчас»)
- Психогимнастика (разминочные упражнения, позволяющие оптимизировать эмоциональное состояние участников группы, уровень их активности, настрой на продуктивную деятельность в группе)
-Основная часть ( нацелена на информирование и отработку навыков эффективного взаимодействия, самоопределения и выбора оптимального способа взаимодействия с ребенком, исходя из полученного тренингового опыта; включает совокупность психотехнических приемов и упражнений, направленных на решение задач программы и выполнения упражнений, связанных с темой занятия)
-Рефлексия занятия (нацелена на личную оценку приобретенного опыта и психологического состояния в ходе групповой работы и возможности переноса знаний и навыков в реальную ситуацию взаимодействия с ребенком).
-Домашнее задание.
II. Тематический план
№ | тема | Теория | Практика | Общее время |
1 | Самоанализ родительства (Какой я родитель?) | 1 | 3 | 4 |
2 | Родительские роли и позиции | 1 | 3 | 4 |
3 | Семейная коммуникация (я и ты высказывания; явная и скрытая) | 1,5 | 2,5 | 4 |
4 | Вопросы дисциплины (поощрения и наказания) | 2 | 2 | 4 |
5 | Мир взрослый и детский (совместное общение и взаимодействие) | 4 | 4 | |
6 | Я+ Ты = семья | 4 | 4 | |
5,5 | 18,5 | 24 часа |
III. Основная часть
Занятие 1 Самоанализ родительства.
Цель: - Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.
- Выяснение ожиданий и опасений родителей.
- Общая ориентировка в актуальных проблемах.
Задачи:
- Создание безопасной атмосферы и позиции самоисследования.
- Анализ собственных представлений о воспитании.
- Расширение представлений о роли родителя в воспитании.
Содержание занятия:
- Знакомство с правилами работы в группе (активность, искренность, этичность, уважение к мнению другого и т.д.)
- Выявление социальных стереотипов в отношении родительства и воспитания детей.
Метод: мозговой штурм.
-Образ моего ребенка. Придумать образ и описать основные характеристики.
Метод: Активное воображение, презентация.
- Образ родителя: какой я родитель на данный момент?
Метод: самопрезентация, анализ в группе – создание собирательного образа «реального» родителя.
- Обобщение: Реальный и идеальный родитель.
Метод: мозговой штурм, выработка обобщенного списка.
-Домашнее задание: придумать личную метафору отражающую позицию родителя при воспитании.
- Подведение итогов дня.
Метод: Шеринг.
Занятие 2 Родительские роли и позиции.
Цель: - Диагностика и анализ родительских ролей и позиций.
Задачи: - Исследование и Осознание индивидуального стиля воспитания.
- Ознакомление с альтернативными стилями воспитания.
- Формирование рефлексивного взгляда на собственную позицию родителя.
Содержание:
- Диагностика индивидуального стиля воспитания.
Метод: Опросник родительского стиля воспитания Столин, Варга.
- Информирование группы по вопросам различных стилей и моделей воспитания (демократичный, гиперопекающий, авторитарный и т.д.).
Метод: Теоретическое информирование и групповой анализ полученных результатов.
- Разыгрывание ролевых ситуаций с разным стилем поведения (на основе ситуаций реального взаимодействия родителей с детьми).
Метод: Ролевые игры с последующим групповым обсуждением.
- Информирование группы по транзактному анализу Э. Берна.
Метод: мини-лекция.
- Организация ролевого взаимодействия с позиций: ребенок, родитель, взрослый. Ведущие моделируют ситуации взаимодействия родителя с ребенком, которые в дальнейшем разыгрываются участниками группы.
Метод: Ролевая игра, групповое обсуждение.
- Разыгрывание ситуаций взаимодействия родителя с ребенком в позициях «сверху», «снизу», «на равных».
Метод: ролевые игры с последующим обсуждением.
- Подведение итогов дня.
- Шеринг.
Занятие 3 Семейная коммуникация.
Цели: - Овладение приемами активного слушания.
- Развитие навыков активного слушания и я-высказывания.
Задачи: - Анализ актуальной коммуникации в семье.
- Расширение представлений о способах эффективного общения.
- Овладение приемами конструктивного общения.
Содержание:
- Моделирование ситуаций из реального опыта общения родителей с ребенком (ситуация, слова и действия родителей).
Метод: проблематизация и анализ ситуаций общения.
- Информирование участников группы о способах конструктивного общения с детьми: Я-сообщения, активное слушание; приемы саморегуляции эмоционального состояния родителей.
Метод: мини лекция. Введение схем Я-сообщения (ситуация-чувства- пожелание).
- Отработка навыков Я-сообщения и активного слушания в ситуациях смоделированных ведущими. Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Необходимо выработать варианты возможных Я-сообщений в заданной ситуации, отследить эмоциональные состояния в ответ на данную ситуацию.
Метод: ролевое моделирование, презентация и анализ.
- Закрепление навыка Я-сообщения в реальных ситуациях взаимодействия. Метод: Ролевая игра, при которой участники занимают позицию «ребенка» и общаются с «взрослым».
- Тренировка навыков активного слушания. Овладение приемами парафраз, выделение позитивных намерений ребенка, понимание возможных чувств ребенка. Ролевые ситуации задаются ведущими.
Метод: ролевая игра, обсуждение, рефлексия.
- Отработка навыков саморегуляции эмоционального состояния участников.
Метод: прогрессивная мышечная релаксация.
-Подведение итогов.
Метод: рефлексия с целью интеграции полученных навыков. Шеринг по результатам дня.
-Домашнее задание: ведение дневника самонаблюдения по полученной схеме (ситуация- чувства ребенка- чувства родителя- использование приемов конструктивного взаимодействия ( Я-высказывание, парафраз и т.д.))
Занятие 4 Вопросы дисциплины ( поощрения и наказания)
Цель: Расширение представлений о способах родительского контроля, способах поощрений и наказаний.
Задачи:
- Сбор информации по имеющимся способам поощрения и наказания.
- Информирование родителей о эффективных способах поведения с ребенком в конфликтных ситуациях.
- Овладение навыками эффективного взаимодействия с ребенком в проблемных ситуациях.
Содержание:
- Выявление актуальных способов поощрения и наказания и приемов организации дисциплины. ( Кто, что и как делает?)
Метод: проблемно-поисковая деятельность, мозговой штурм, обсуждение в группе и проблематизация.
- Информирование участников группы о способах поведения с ребенком в проблемных ситуациях (эффективные, неэффективные: физические наказания, требования и запреты, лишение привилегий, способы подкрепления желательного поведения).
- Обсуждение и оценка эффективных и неэффективных дисциплинарных приемов на основе собственного детского и родительского опыта. Выделение наиболее действенных приемов.
Метод: групповая дискуссия.
- Практическая демонстрация. Ведущие разыгрывают ролевые ситуации на основе различных дисциплинарных приемов. Участники принимают активное участие в роли детей и наблюдателей.
Метод: Демонстрация, дискуссия по наблюдению.
- Информационный блок. Семейный совет - что это? Правила организации.
Метод: мини-лекция.
-Организация практической, групповой работы с целью выработки общих правил и обязанностей детей и взрослых с учетом возраста (дошкольный, младший школьный возраста). Создание списков обязанностей по возрастам.
Метод: проблемно-поисковая деятельность участников.
-Подведение итогов. Шеринг.
Занятие 5 Мир взрослый и детский.
Цель: - Организация условий для получения нового, положительного опыта при взаимодействии родитель-ребенок.
- Анализ возникающих трудностей при взаимодействии в диаде родитель-ребенок.
Задачи: - Создание условий для совместной деятельности родителей и детей.
- Отработка навыков эффективного взаимодействия в совместной деятельности родителей и детей.
- Психологическая поддержка родителей и детей, положительное подкрепление навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми.
Содержание:
- Знакомство, введение правил.
- Совместная презентация родителей и детей (Моя мама, Мой ребенок).
- Совместный рисунок в паре родитель – ребенок без слов (стратегии поведения, позиция родителя во взаимодействии: сверху, снизу, на равных).
- «Умеем ли мы договариваться?» - группа детей против группы родителей. Задача взрослых и детей договориться по определенному вопросу (например, выполнение домашнего задания, как проводить свободное время и т.д.), при этом родители используют приобретенные навыки.
Метод: Ролевая игра, обсуждение трудностей, возникающих при упражнении.
- Сказка. Четкая инструкция, все говорят по одному предложению по кругу взрослые и дети.
- «Слепой и поводырь» с последующим обсуждением способа взаимодействия родителя с ребенком – спасает, подстраивается, проявляет активность, направляет ребенка или диктует.
Метод: Игровое взаимодействие, обсуждение.
- Завершение занятия. Продолжить фразу: «Мне понравилось, мне не понравилось…».
- Домашнее задание для родителей – ответьте за ребенка:
- Мой любимый цвет
- Мой любимый герой сказки или мультфильма
- Если бы я был волшебником, то…
- Больше всего я хочу…
- Я боюсь..
- Когда я вырасту, то…
Занятие 6 Я+Ты=Семья.
Цель: - Оптимизация детско-родительского взаимодействия.
Задачи: - Создание условий для совместной деятельности родителей и детей.
- Отработка навыков эффективного взаимодействия в совместной деятельности родителей и детей.
- Психологическая поддержка родителей и детей, положительное подкрепление навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми.
Содержание:
- Детская группа отвечает на вопросы, которые были заданы родителям, с последующим сравнением детских и взрослых ответов. Возможен анализ расхождений и совпадений.
- Фанты – понять без слов (детская и взрослая группа):
Взрослые и дети предъявляют задуманные фанты, изображая без слов. Родители, угадывая, могут задавать вопросы, используя приемы активного слушания.
- Свободное игровое взаимодействие.
Каждому участнику предлагается на выбор игрушки, после чего каждому родителю следует вступить во взаимодействие с каждым из детей (игрушкой), вступить в контакт и познакомиться. Родители используют различные позиции, способы коммуникации, отмечая для себя наиболее комфортные и эффективные.
Обсуждение впечатлений и степени комфорта при взаимодействии.
- Совместный коллаж в диаде родитель-ребенок на тему: «Наша семья». С последующим предъявлением и групповым обсуждением.
- Чемодан в дорогу (Я беру с собой в дорогу…) Пожелания участникам группы.
- Завершение занятия. Подведение итогов. Обратная связь группе и ведущим.
IV. Критерии оценки результативности работы по программе.
Результаты занятий родителей с детьми по программе оцениваются следующим образом:
- Обратная связь от участников группы по вопросам выполнения домашнего задания, трудностей и успехов при использовании нового знания.
- Самоотчет по ведению дневника самонаблюдения, в котором фиксируются родителем основные достижения и трудности.
- По способности взаимодействовать, договариваться с ребенком, находить новые способы взаимодействия.
- Креативно относится к жизненным, проблемным ситуациям, и находить выход из них.
- По способности принимать самостоятельные решения.
- По активности, включенности в групповой процесс.
- По формированию социально-психологических навыков общения и взаимодействия с ребенком.
Позиция родителя является основой оптимизации детско-родительского взаимодействия, что позволяет повысить уровень коммуникации, доверия и сотрудничества при взаимодействии родителей и детей. В ходе программы участники (родители и дети) приобретают позитивный опыт, что влияет на изменение самоидентичности себя как родителя и способность отделить проблемы от личности как собственной, так и ребенка. Изменение родительской позиции является существенной предпосылкой для улучшения ситуации взаимоотношений с ребенком. Формирование новых позиций и навыков конструктивного общения и взаимодействия родителей и детей обеспечивает повышение уровня родительской эффективности.
V. Условия проведения программы:
1. Группы формируются по возрастному критерию: родители детей дошкольного и младшего школьного возраста, родители с детьми старшего школьного и подросткового возраста
2. Оптимальное число участников тренинговой группы: до 10-12 человек (родители)
3. Программа включает 2 блока: индивидуально с родителями – 4 занятия, совместные занятия в паре родитель-ребенок – 2 занятия.
4. Продолжительность тренинговых занятий с родителями – 4 часа, совместные занятия в паре родитель-ребенок – 4 часа. Общая продолжительность тренинговой программы – 24 часа. Тренинговая группа проводится в день, согласованный с участниками группы.
5. Группы являются закрытыми, формируются по результатам индивидуальных консультаций.
6. Помещение площадью, вместимостью до 12 человек, свободное и проветриваемое.
7. Маркеры, фломастеры, мелки, краски, кисти, бумага различного формата (А-3, А-4), клей, ножницы.
VI. Список используемой литературы
- Аллан Джон, Ландшафт детской души. Психологическое консультирование в школах и клиниках. Перевод Ю.М. Донца, СПб, изд. Диалог, 2000.
- Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М., "КСП", 2002.
- Байярд Р. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Семья и школа., М., 1995.
- Белкин А. С. Знаете ли вы своего ребенка. — М., 1986.
- Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби Консультирование семьи. Практическое руководство, Когнито-центр, М., 2004.
- Васильченко К. В. Путешествие в страну "Я". — Донецк, Сталкер, 1996.
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. –М.- изд. Ось-89, 2001.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?, М.,2003.
- Делла Торре А. Ошибки родителей. — 3-е изд. — М., 2003.
- Джексон П. Импровизация в тренинге.-СПб, Питер, 2004.
- Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. М., 1986.
- Дрейкурс Р. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. М., 1986.
- Зеньковский В. В. Психология детства. — М., Академия, 1996.
- Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М., "КСП", 1997.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1998.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. Изд. Речь, 2000.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка, М., Класс, 1997.
- Паркинсон К. Н., Растомжи М. К., Паври С. Дети, как их воспитывать. — Спб., 1992.
- Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире. Ростов на Д.:Феникс, 2007.
- Плотниекс И. Психология в семье. — М., 1999.
- Популярная психология для родителей (Под ред. А. А. Бодалева.) — М., 1998.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., педагогика-экспресс, 2003.
- Смирнова Т.П. психологическая коррекция агрессивного поведения детей,Ростов на Дону, «Феникс», 2007.
- Снайдер М., Снайдер Р.,— Ребенок как личность. — М., Спб., 1995.
- Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. —
М., 1991.
- Спиваковская А. С. Как быть родителями. О психологии родительской любви. — М., 1986.
- Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностей. СПб.-Ювента, Институт тренинга. 1999.
- Хухлаева О., Хухлаев О, Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. М.- Апрель Пресс, изд. Эксмо, 2005.
- Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? / Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. — М., 1987.
- Цзен Н., Пахомов Ю., Психотренинг: игры и упражнения, 2 изд-е, М., Класс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг детско-родительских отношений "Давай вместе", для детей старших и подготовительных групп детского сада.
Цель тренинга: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; ...
Тренинг детско-родительских отношений "Только вместе"
Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком. Совместная деятельность, которая поможет родителям лучше узнать своих детей и понять их. Предложенные психологические ...
Тренинг детско-родительских отношений «Морское путешествие».
способствоДанный тренинг направлен на развитие дружеских отношений в семье. Он помогает развивать коммуникативные навыки, мимику, память, внимание, речь детей, речевое дыхание, активизировать словарны...
тренинг детско-родительских отношений
Тренинг направлен на гормонизацию детско-родительских отношений...
Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...
тренинг детско-родительских взаимоотношений в рамках работы по преемственности между дошкольной и школьной ступенью обучения и психологической подготовки к школе "Школа нашими глазами"
Работа с детско-родительскими группами в технике коллажа...
Тренинг детско-родительского взаимодействия «Я тебя рисую»
Детско-родительский тренинг...