«Речевая готовность ребёнка к школьному обучению. Предупреждение нарушений письменной речи»
презентация на тему

Богатикова Лидия Юрьевна

Речь ребёнка  в ваших руках!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_pervoklassnikov.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей первоклассников. «Речевая готовность ребёнка к школьному обучению. Предупреждение нарушений письменной речи» Учитель – логопед Богатикова Лидия Юрьевна

Слайд 2

К школе у ребенка должны быть сформированы: звукопроизношение; фонематический слух; навыки звукового анализа и синтеза; достаточный лексический запас; грамматический строй; связная речь; мелкая и общая моторика; пространственно – временные представления; психические процессы.

Слайд 3

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи; нарушение процессов чтения и письма; нарушение памяти; низкую концентрацию внимания; нарушения словесно-логического мышления.

Слайд 4

Причинами речевых нарушений являются: отягощённая беременность; осложнённые, затяжные или стремительные роды; соматически ослабленные дети; двуязычие в семье; другие неблагоприятные речевые факторы в семье(недостаточное речевое общение, недостатки звукопроизношения у родителей и др.).

Слайд 5

Звукопроизношение Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Все недостатки в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты, которые необходимо корригировать, так как они могут спровоцировать появление ошибок при чтении и на письме.

Слайд 6

Примерные задания для автоматизации звуков: Упражняться в проговаривании чистоговорок , скороговорок на определённый звук (при условии что звуки уже поставлены). ра - ра - ра -начинается игра; ша - ша - ша -наша Маша хороша и т.д. Рабочие тетради для автоматизации звуков. (свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч) сонорные (Л, Р).

Слайд 7

Фонематический слух - способность человека к распознаванию и дифференциации речевых звуков, представленных фонемами родного языка.

Слайд 8

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции; овладение операциями звукового анализа и синтеза; выработка орфографических навыков; успешность обучения грамоте; овладение чтением.

Слайд 9

Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия (ребенок не представляет звукового состава слова ) Дисграфия -нарушение процесса письма Дислексия – нарушение процесса чтения

Слайд 10

Ошибки при письме : - пропуск гласных и согласных букв ( день - ' днь ', между - 'межу'); - перестановка букв, лишние буквы ( лужа - ' нулжа ' ); - пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - ' дожке ', тишина - ' тишинына '); - замена гласных в ударном положении ( задача - ' задоча '); - замена йотированных гласных ( идёт - ' идют ', посёлок - ' посялок '); - замена согласных;

Слайд 11

- обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - ' крюгом ', люди - 'луди'); - обозначение мягкости при помощи ь (васильки - ' василки ', большие - ' болшие '); - недописывание слов (мышка - ' мышк '); - замена слов, искажение слов (мишка - 'книжка', лепечут - ' требпечут '); - раздельное и слитное написание слов, предлогов ( по лицу - ' полицу ', столбом - 'с толбом ').

Слайд 12

Виды ошибок в письменной речи Смешения и замены парных согласных (сильная позиция)

Слайд 13

Ошибки при чтении: - пропуск букв, слогов, предлогов; - замена и перестановка букв, слогов; - ' застревание ' на какой-либо букве, слоге, слове; - недочитывание окончаний слов; - искажение слов; - добавление лишних букв, слогов и даже слов; - 'угадывание ' слов.

Слайд 14

Упражнения для Развития фонематического восприятия и слово. -Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. -Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. -Определить место заданного звука в слове.( р ак, ко р обка, мусо р )

Слайд 15

Игра «Веселые названия» Баман альбом витамин клетка Паман айбом митанин къетка Банан аньбом фитамин клетта Банам авьбом виталим тлетка Игра «Повтори словечко» Мак – бак – так ток – тук – так бак – бак – бок Моток - каток – лоток ком – дом - гном батон – бутон – бетон

Слайд 16

Выделение звука на фоне слова Выдели начальный звук из слов. Запишите соответствующую букву. П Б П Б Б

Слайд 17

Навык звукового анализа и синтеза На картинке нарисован ДОМ. Произнеси это слово. Назови первый звук в этом слове. Впиши его _________. Какой второй звук? Впиши его _______. Какой третий звук? Впиши его _______. Назови все звуки в слове ДОМ по порядку. Назови гласный звук в этом слове и запиши его. _______ Где он находится: в начале, в середине или в конце слова? Теперь назови согласные и запиши их.

Слайд 18

Упражнения для обогащения и активизации словаря (лексики) Взрослый называет обобщающее слово, ребёнок перечисляет, что к этому понятию относится. Мебель: стол, стул, шкаф, кресло, кровать….. Взрослый и ребёнок по очереди называют слова к обобщающему слову: яблоко-груша-мандарин-банан…

Слайд 19

Упражнения для Формирования грамматического строя речи «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком. Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). «Спрячь игрушку» - формирует правильное употребление предлогов.(в коробку, на…,под…,за…) «найди игрушку»- Мишка был под диваном.и т.д.

Слайд 20

Упражнения для Формирования связной речи Попросите ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок. Составление предложений по картинке. Описание любимой игрушки, предмета: -цвет, форма, размер, из чего сделана, части целого, для чего предназначена Пересказать любимую сказку (мультфильм). Рассказать о событиях, которые происходили в течении дня.

Слайд 21

Развивая мелкую моторику пальцев рук, можно стимулировать речевое развитие, способствовать формированию плавности движений, так необходимых для навыка письма. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Слайд 22

Проверьте , умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук?

Слайд 23

Игры и упражнения способствующие развитию тонких движений пальцев рук Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами .

Слайд 24

Увлекательно проходит игра со спичками: - можно выкладывать узоры по образцу; по памяти; придумать самостоятельно из определенного количества спичек.

Слайд 25

Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).

Слайд 26

С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых. Игры в лото, мозаику, пазлы .

Слайд 27

Формирование пространственно-временных представлений Несформированность ведёт к появлению оптических ошибок: замены букв, сходных по оптическим признакам (о-а, б-д, и- ш,м -л, п-т), зеркальному написанию букв; к нарушению слоговой структуры слова.

Слайд 28

Речь ребёнка в ваших руках! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

Буклет "Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению":

Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно в...

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...