«Речевая готовность ребёнка к школьному обучению. Предупреждение нарушений письменной речи»
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К школе у ребенка должны быть сформированы: звукопроизношение; фонематический слух; навыки звукового анализа и синтеза; достаточный лексический запас; грамматический строй; связная речь; мелкая и общая моторика; пространственно – временные представления; психические процессы.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи; нарушение процессов чтения и письма; нарушение памяти; низкую концентрацию внимания; нарушения словесно-логического мышления.
Причинами речевых нарушений являются: отягощённая беременность; осложнённые, затяжные или стремительные роды; соматически ослабленные дети; двуязычие в семье; другие неблагоприятные речевые факторы в семье(недостаточное речевое общение, недостатки звукопроизношения у родителей и др.).
Звукопроизношение Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Все недостатки в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты, которые необходимо корригировать, так как они могут спровоцировать появление ошибок при чтении и на письме.
Примерные задания для автоматизации звуков: Упражняться в проговаривании чистоговорок , скороговорок на определённый звук (при условии что звуки уже поставлены). ра - ра - ра -начинается игра; ша - ша - ша -наша Маша хороша и т.д. Рабочие тетради для автоматизации звуков. (свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч) сонорные (Л, Р).
Фонематический слух - способность человека к распознаванию и дифференциации речевых звуков, представленных фонемами родного языка.
Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух: общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции; овладение операциями звукового анализа и синтеза; выработка орфографических навыков; успешность обучения грамоте; овладение чтением.
Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия (ребенок не представляет звукового состава слова ) Дисграфия -нарушение процесса письма Дислексия – нарушение процесса чтения
Ошибки при письме : - пропуск гласных и согласных букв ( день - ' днь ', между - 'межу'); - перестановка букв, лишние буквы ( лужа - ' нулжа ' ); - пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - ' дожке ', тишина - ' тишинына '); - замена гласных в ударном положении ( задача - ' задоча '); - замена йотированных гласных ( идёт - ' идют ', посёлок - ' посялок '); - замена согласных;
- обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - ' крюгом ', люди - 'луди'); - обозначение мягкости при помощи ь (васильки - ' василки ', большие - ' болшие '); - недописывание слов (мышка - ' мышк '); - замена слов, искажение слов (мишка - 'книжка', лепечут - ' требпечут '); - раздельное и слитное написание слов, предлогов ( по лицу - ' полицу ', столбом - 'с толбом ').
Виды ошибок в письменной речи Смешения и замены парных согласных (сильная позиция)
Ошибки при чтении: - пропуск букв, слогов, предлогов; - замена и перестановка букв, слогов; - ' застревание ' на какой-либо букве, слоге, слове; - недочитывание окончаний слов; - искажение слов; - добавление лишних букв, слогов и даже слов; - 'угадывание ' слов.
Упражнения для Развития фонематического восприятия и слово. -Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. -Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. -Определить место заданного звука в слове.( р ак, ко р обка, мусо р )
Игра «Веселые названия» Баман альбом витамин клетка Паман айбом митанин къетка Банан аньбом фитамин клетта Банам авьбом виталим тлетка Игра «Повтори словечко» Мак – бак – так ток – тук – так бак – бак – бок Моток - каток – лоток ком – дом - гном батон – бутон – бетон
Выделение звука на фоне слова Выдели начальный звук из слов. Запишите соответствующую букву. П Б П Б Б
Навык звукового анализа и синтеза На картинке нарисован ДОМ. Произнеси это слово. Назови первый звук в этом слове. Впиши его _________. Какой второй звук? Впиши его _______. Какой третий звук? Впиши его _______. Назови все звуки в слове ДОМ по порядку. Назови гласный звук в этом слове и запиши его. _______ Где он находится: в начале, в середине или в конце слова? Теперь назови согласные и запиши их.
Упражнения для обогащения и активизации словаря (лексики) Взрослый называет обобщающее слово, ребёнок перечисляет, что к этому понятию относится. Мебель: стол, стул, шкаф, кресло, кровать….. Взрослый и ребёнок по очереди называют слова к обобщающему слову: яблоко-груша-мандарин-банан…
Упражнения для Формирования грамматического строя речи «Жадина». Вариантов очень много. Например, «жадный дракончик» не любит ни с кем делиться. Что он ни увидит, обо всем говорит «мой», «моя», «мое» или «мои». «Мой мяч», «мои игрушки». Попросите ребенка побыть таким ужасным дракончиком. Вам понадобятся предметные картинки или какие-то игрушки, предметы. Имена существительные, обозначающие предметы, должны быть женского, мужского и среднего рода (кошка, стол, солнце). «Спрячь игрушку» - формирует правильное употребление предлогов.(в коробку, на…,под…,за…) «найди игрушку»- Мишка был под диваном.и т.д.
Упражнения для Формирования связной речи Попросите ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать – о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок. Составление предложений по картинке. Описание любимой игрушки, предмета: -цвет, форма, размер, из чего сделана, части целого, для чего предназначена Пересказать любимую сказку (мультфильм). Рассказать о событиях, которые происходили в течении дня.
Развивая мелкую моторику пальцев рук, можно стимулировать речевое развитие, способствовать формированию плавности движений, так необходимых для навыка письма. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский
Проверьте , умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук?
Игры и упражнения способствующие развитию тонких движений пальцев рук Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами .
Увлекательно проходит игра со спичками: - можно выкладывать узоры по образцу; по памяти; придумать самостоятельно из определенного количества спичек.
Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).
С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых. Игры в лото, мозаику, пазлы .
Формирование пространственно-временных представлений Несформированность ведёт к появлению оптических ошибок: замены букв, сходных по оптическим признакам (о-а, б-д, и- ш,м -л, п-т), зеркальному написанию букв; к нарушению слоговой структуры слова.
Речь ребёнка в ваших руках! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»
Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з
Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...
Буклет "Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению":
Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно в...
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...
Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.
Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....
Речевая готовность ребёнка к школьному обучению
Круглый стол...
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...