Сюжетно - ролевая игра, как ступень формирования познавательного общения в мире взрослых.
статья (старшая группа) на тему
Цель: Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
- учить детей планировать игру, подбирать атрибуты;
- продолжать обучение уметь распределять роли ; самостоятельно развивать сюжет игры;
- расширять словарный запас; развивать диалогическую речь детей;
- способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Актуальность темы заключается в том, что многие родители теряют возможность превратиться в ребёнка на несколько минут из - за своей занятости, хотя это не требует много времени, достаточно 5 -10 минут, все игры сводятся к компьютерам, поэтому эту роль на себя берет воспитатель.
Игра – ведущий вид деятельности в ДОУ. Время детства - это время игр и развлечений. Игра-это поле самовыражения самого человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра, как ступень формирования
познавательного общения в мире взрослых.
Алексеева Елена Викторовна
Высшая квалификационная категория
ГБДОУ № 37 Невского района
Г.Санкт- Петербург
Актуальность темы заключается в том, что многие родители теряют возможность превратиться в ребёнка на несколько минут из - за своей занятости, хотя это не требует много времени, достаточно 5 -10 минут, все игры сводятся к компьютерам, поэтому эту роль на себя берет воспитатель.
Игра – ведущий вид деятельности в ДОУ. Время детства - это время игр и развлечений. Игра-это поле самовыражения самого человека.
«Учим детей, играя» - это нетрадиционный метод обучения детей. Играя, дети познают мир, через игру начинается их познавательная деятельность, знакомство с новым миром. И в этом им, конечно, помогает воспитатель, ближайший помощник. Воспитатель организует работу так, чтобы сведения об окружающем, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровой деятельности. Дети учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила. В сюжетно-ролевых играх ,дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Ролевые отношения могут быть содержанием, как коллективной так и индивидуальной игры. В начале года, воспитатель совершенствует игровой опыт, приобретенный детьми ранее. Поддерживает их стремление играть не только с игрушками, но и с предметами заместителями, побуждает к обозначению действий словом. Поощряет желание принимать роли людей тех профессий, с которыми они знакомились ранее. Воспитатель подсказывает некоторые ролевые способы поведения - более выразительные жесты, мимику, движения. Поощряет ролевые высказывания первые содержательные диалоги.
Игра- совокупность способов взаимодействия ребенка с миром познания и открытие этого мира в нем.
Время детства – это время игр и развлечений. Есть детский закон «Конвекция о правах ребенка». Игра – это поле самовыражения самого человека.
Природа предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя развивать жизненно важные органы и функции. Развлекательная функция, играет для удовольствия.
Игра – удовольствие, в игру входит педагогическое обучение.
Правила игры устанавливают сами дети, мотив игры – получение удовольствия, свобода деятельности (выбор партнера, выбор темы, создание условий сюжетно-ролевой игры, когда начинать, когда закончить дети сами решают)
Сюжетно – ролевая игра будет выполнять развивающие функции, только при условии, если она развивается, как игровая деятельность.
Роль - это игровые, ролевые действия или игровой диалог. Основным средством формирования игровых умений на ролевом уровне, является сюжетно – ролевая игра.
На пятом году жизни, дети активно вступают в контакт с окружающими их взрослыми и сверстниками, на личном опыте убеждаются в необходимости усваивать определенные нормы общения и взаимодействия, учатся быть внимательными к другим, пытаются учитывать их характер и настроение. Им интересны люди разных профессий, их поведение в самых необычных критических ситуациях. Воспитатель в течение года знакомит детей с различными профессиями, углубляет знания о профессиях знакомых детям. Дети много узнают не только в детском саду, но и за его пределами: в семье на улице. Богатым источником информации может служить общение и совместные дела с взрослыми членами семьи, а также, телепередачи, книги. В этом возрасте дети очень любознательны, естественно, все о чем они узнают, они пытаются перенести в игру. Но особое внимание на игру, конечно, оказывают знания, полученные на занятиях. При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, т.е. непосредственному наблюдению. Обращают внимание на личные качества человека-труженика. Воспитатель выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей, старается вызвать желание помочь ему. Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, они еще постоянно вступают в контакт друг с другом. Для активизации детей в процессе наблюдений за окружающим, необходимо предусмотреть разные ситуации, предлагающие им совместный труд детей с взрослыми, или эпизодическое включение их в деятельность. Обогащению игры способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства. Хорошим дополнением к наблюдениям, беседам, чтению художественной литературы являются картины и презентации. Они помогают оживить имеющиеся впечатления, дают представление о новых событиях, делают полнее образы, создаваемые дошкольниками в игре. В совершенствовании игрового опыта помогают обучающие игры - следующий компонент опыта. У детей пятого года жизни игровой опыт достаточно богат, поэтому роль обучающих игр несколько снижается. Их проводят как фронтально, так и индивидуально. Такие игры помогают совершенствовать ролевые способы поведения, к которым дети приобщались уже на четвертом году жизни. Большую помощь оказывают театрализованные игры, они расширяют сюжетную линию самостоятельных игр, в них можно продемонстрировать способы взаимодействия героев, их отношения. Полученные знания, умения, навыки дети творчески переносят в сюжетно – ролевые игры. Темой многих игр является жизнь детей в детском саду. Играя в «детский сад», дети подражая воспитателю, проводят занятия, гимнастику, прогулку, праздники, проявляют внимание о здоровье, питании детей. В процессе совместного труда дети приобретают умения и навыки, которые в дальнейшем, будут закрепляться в игре.
Таким образом, воспитывать ребенка в игре - это значит развивать его ум, чувства, воображение, волю, влиять на идейное содержание игр, учить детей навыкам организации процесса игры - умению брать на себя роль, намечать цель, выбирать средства для выполнения взятой роли, доводить игру до конца, действовать на основе нравственных норм поведения. В результате использования метода комплексного руководства формированием игры, к концу пятого года жизни, дети овладевают большим игровым опытом. В своих играх они реализуют интересные замыслы, комбинируя разнообразные знания об окружающем. Предпочитают играть вместе, при этом активно ставят задачи друг другу, договариваются о том, как совместно их решать.
Дети пятого года жизни хорошо освоили предметные способы игры: с игрушками, предметами заместителями, с воображаемыми предметами, легко обозначают игровые действия и предметы словом. Вступают в ролевое взаимодействие не только на короткое время, но и на более длительное. В играх часто завязывается содержательная беседа. Эти качественные изменения игровой деятельности свидетельствуют о развитии сюжетно - ролевой игры.
Используемая литература:
- «Роль игры в воспитании детей»
Л.В.Усова.
- «Воспитателю о детской игре»
Л.И.Менджерицкая
3. « Игра и дети»
Журнал для родителей №4 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент педагогического совета "«Сюжетно-ролевая игра, как основа первичных представлений о труде взрослых и воспитания позитивного отношения к трудовой деятельности» .
Материал методической разработки предназначен для старший воспитателей, заместителей по УВР и заведующих ДОУ для организации работы с педагогическими кадрами по вопросам организации и руководства сюже...
Сюжетно-ролевая игра, как средство развития общения у детей дошкольного возраста
Социальное развитие – это активное вхождение ребёнка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего ...
Сюжетно - ролевая игра в ДОУ как способ познания мира и развитие социально - коммуникативных способностей ребенка.
Дети 5-6 лет с удовольствием участвуют в сюжетно ролевых играх, примеряя на себя различные роли. Данное пособие позволяет не только соревноваться в ловкости и быстроте гоняя шарики по лабиринтам, но и...
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навык...
Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...
Консультация для педагогов на тему “Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста”
Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших соц...
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у детей 4-5 лет
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у детей 4-5 лет...