Роль сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у детей 4-5 лет
статья по развитию речи

Стромова Наталия Михайловна

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у детей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании навыков общения у детей 4-5 лет

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

Многие современные дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга. [2, с. 55]

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сюжетно-ролевая игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Работа по формированию навыков общения дошкольников посредством использования сюжетно-ролевых игр включает в себя формирование навыков игрового взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр социальных норм и правил жизни в обществе.

Для успешного построения взаимоотношений при общении с окружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведения, уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха – всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств полноценной личности, именно посредством хорошо «продуманной», со стороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всё разнообразие средств социально-нравственного воспитания. [1, с. 32]

В работе с детьми по формированию навыков общения со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры воспитателю необходимо следовать следующим принципам организации сюжетной игры:

  1. Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
  2. Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. воспитания.

Для возникновения сюжетно-ролевой игры, предполагающей устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которой усложняются действия и взаимоотношения между участниками, необходимо воспитывать интерес к ней, помочь детям получить радость и удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей. [2, с. 11]

Для успешной работы по проведению сюжетно-ролевых игр необходимы определенные условия:

Разумная организация непосредственно образовательной деятельности в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом на основе сопереживания и самой ситуации и ее участникам.

Необходима совместная деятельность детей и взрослых. Вхождение взрослого в игру на правах участника способствует расширению круга общения, помогает создать доверительные отношения между взрослыми и детьми.

При проведении игр необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного поведения, характера и темперамента. Поэтому игровую деятельность нужно строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать уверенность в себе, смелость, а детей импульсивных, невыдержанных приучать считаться с мнением коллектива.

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры возможно, если: [6, с. 34]

– ввести в работу с детьми комплекс специально подобранных сюжетно-ролевых игр;

– проводить работу по формированию навыков общения у детей целенаправленно, планомерно и систематически.

Соблюдая принципы, условия организации сюжетно-ролевой игры по формированию навыков общения дошкольников со сверстниками, поможет сформировать у детей умения общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности, находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

Анализируя теоретические разработки, трудов психологов и педагогов-практиков позволили мне сделать следующие выводы:

  1. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
  2. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.
  3. Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.
  4. Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.


Список литературы

  1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
  2. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
  3. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 478 с.
  4. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
  5. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
  6. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
  7. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"...

Роль игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста с ЗПР со сверстниками

  Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ЗПР препятствуй становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может...

Роль сюжетно–ролевых игр в развитии речевых навыков у дошкольников с ОВЗ.

Среди  многообразия  средств и методов  развития коммуникативных навыков  дошкольников  можно выделить сюжетно-ролевую игру.Сущность  игры  как  ведущего ...

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...

Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...

«Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками....