Фрагмент педагогического совета "«Сюжетно-ролевая игра, как основа первичных представлений о труде взрослых и воспитания позитивного отношения к трудовой деятельности» .
методическая разработка на тему
Материал методической разработки предназначен для старший воспитателей, заместителей по УВР и заведующих ДОУ для организации работы с педагогическими кадрами по вопросам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент педагогического совета
«Сюжетно-ролевая игра, как основа первичных представлений о труде взрослых и воспитания позитивного отношения к трудовой деятельности»
Деловая игра.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в организации сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
1. Обобщить теоретические основы и практические методы руководства сюжетно-ролевой игрой.
2. Развивать умения у опытных педагогов передавать знания и практические умения в организации сюжетно-ролевых игр с детьми начинающим и малоопытным коллегам.
3. Развивать сплочённость, умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4. Способствовать творческому поиску в решении задач.
Подготовительная работа:
1. Проведение тематического контроля.
2. Разработка сценария деловой игры и зданий для педагогов.
3. Домашнее задание группе «начинающих и малоопытных педагогов»
Ход игры:
Ситуация: в адрес педагогов ДОУ от детей пришло письмо со следующим содержанием
Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем —
Сегодня новый век.
Без знаний и учебы
Нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают,
И все хотят понять:
Чего нам не хватает,
Ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь
Спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки,
В припрыжку поскакать.
И куклы засиделись,
Все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей —
Что снова поиграем в компании друзей!
Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовём!
Ведущая: В стихотворении ясно просматривается проблема организации игровой деятельности в современном детском саду. Несмотря на то, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, времени на самостоятельные свободные игры не хватает. Наша деловая игра посвящена сложнейшей и очень актуальной теме – организации сюжетной игры в детском саду и её роли в формировании элементарных представлений о труде взрослых .
В нашем коллективе за последние два-три года появились начинающие и малоопытные воспитатели. Уровень профессиональной компетенции педагогов по организации сюжетно-ролевых игр разный. Наша задача сегодня в процессе деловой игры постараться передать знания и практические умения опытных педагогов в этом вопросе начинающим и малоопытным коллегам.
Прошу команду опытных педагогов «Мастера своего дела» и команду начинающих и малоопытных педагогов «Готовы учиться» занять свои места.
Задание № 1
Задание командам:
Команда «Готовы учиться» - подготовить вопросы к мастерам по теории организации сюжетно-ролевых игр.
Команда «Мастера своего дела» - подготовить алгоритм руководства сюжетно-ролевой игрой виде схемы
Время на выполнение задания 10 минут.
«Блиц» - мастера отвечают на вопросы малоопытных коллег.
Примерные вопросы от малоопытных педагогов:
1. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры.
2. Что такое игрушки-заместители?
3. Гигиенические требования к игрушкам ?
4. Что такое отобразительная игра?
5. Что такое игрушки-оперирования? Приведите примеры.
6. Что такое модули игрового пространства?
7. В каком возрасте воспитатель помогает объединить 2-3 игровых действия в игре?
8. Какое время для сюжетно-ролевой игры можно отвести в режиме дня воспитанников?
9. Что такое косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой?
10. Что такое прямое руководство сюжетно-ролевой игрой?
11. Объясните выражение «воспитатель- играющий партнёр»?
12. Зачем педагогу владеть методикой руководства сюжетно-ролевой игрой?
13. Развивающий характер сюжетно-ролевой игры.
14. Объясните один из критериев оценки при подборе игрушек – безопасность.
15. В чём основная суть условий для организации сюжетно-ролевой игры в детском саду?
16. Какие задачи можно решить педагог в сюжетно-ролевой игре?
17.Когда игра может перейти в самостоятельную игровую деятельность?
18. Каким образом педагог может осуществлять индивидуальный подход в сюжетно-ролевой игре?
19.Назовите трудности педагога в организации сюжетно-ролевых игр?
20. Что такое полифункциональные игрушки?
21. При каком приме или методе педагог может определить уровень развития игровых действий детей?
22. Надо ли проводить работу с родителями по теме сюжетно-ролевой игры? Если «да», то с какой целью?
«Мастера своего дела» представляют алгоритма руководства сюжетно-ролевой игрой:
- Обогащение жизненного опыта детей
- Обогащение игрового опыта ( культуры) детей
- Активизация проблемного общения взрослого с детьми в процессе обучающих игр
- Создание условий для сюжетно-ролевой игры
Задание № 2 - «Обогащение жизненного опыта детей»
Команда «Мастера своего дела» делиться на 5 подгрупп, к каждой подгруппе подходит малоопытный педагог. У каждого педагога на листочке указана игра и возрастная группа:
Задание подгруппам: помочь подобрать малоопытному педагогу приёмы и методы работы с детьми для обогащения жизненного опыта для конкретной игры :
1 подгруппа – сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» (первая младшая группа)
2 подгруппа - сюжетно-ролевая игра «Шофёры» (младший возраст)
3. подгруппа – сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» (средний возраст)
4 подгруппа – сюжетно-ролевая игра «Моряки» (старшая группа)
5. подгруппа сюжетно-ролевая игра «Пожарники» (подготовительная к школе группа)
Задание № 3 – «Обогащение игрового опыта ( культуры) детей»
Члены команды «Готовы учиться» меняют подгруппу педагогов из команды «Мастера своего дела».
Задание подгруппам: помочь подобрать приёмы и методы работы с детьми по обогащению игрового опыта той игры, которая указана на листочке.
Задание № 4 – «Активизация проблемного общения взрослого с детьми в процессе обучающих игр»
Члены команды «Готовы учиться» опять меняют подгруппу педагогов из команды «Мастера своего дела».
Задание подгруппам: помочь малоопытным педагогам подобрать приёмы методы работы по развитию игры (решение проблемных ситуаций, приемы поддержания или возобновления интереса к игре, способы выхода из игры, усложнение сюжета с помощью привлечение игр-спутников и т.д.)
Задание № 5 – «Создание условий для сюжетно-ролевой игры»
Члены команды «Готовы учиться» опять меняют подгруппу педагогов из команды «Мастера своего дела».
Задание подгруппам: помочь определить перечень маркеров игрового пространства, игрушек-персонажей и ролевых атрибутов, игрушек-предметов оперирования, полифункциональные материалы – игрушки заместите.
По окончании пятого задания листочек по руководству сюжетно-ролевой игрой у малоопытного педагога заполнен.
Задание № 6 – «Педагогические ситуации»
Члены команды «Готовы учиться» опять меняют подгруппу педагогов из команды «Мастера своего дела».
Задание подгруппам: дать совет малоопытному педагогу по разрешению педагогической ситуации. Малоопытные педагоги выбирают по две ситуации из предложенных:
Примерные педагогические ситуации:
№ 1
Во время игры в «больницу» сразу несколько детей хотят выполнять роль врача, назревает ссора.
Какой должна быть реакция воспитателя?
№ 2
Ребенок всё время выполняет в играх ведущую роль.
Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?
№ 3
Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы:
1. Как воспитателю разрешить данную ситуацию?
2. Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
№ 4
Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.
Вопросы:
1. Как поступить воспитателю в данной ситуации?
2. Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
№ 5
В игре «Дорожное движение! Миша и Лёша не могут поделить атрибуты – жезл и и жилет.
Как поступить педагогу в данной ситуации?
№ 6
Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается,
Как отреагировать в этом случае воспитателю?
Как вовлечь девочку в игру?
№ 7
Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.
Как должен отреагировать на это воспитатель?
№ 8
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».
Как должен поступить педагог?
№ 9
Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.
Как поступить воспитателю?
№ 10
Ребенок всё время выполняет в играх ведущую роль.
Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?
По окончании выполнения всех заданий команда «Готовы учиться» подводит итог приобретённых знаний в виде коллажа, и резюмируют своё выступление его комментариями. Время на составление коллажа 10 минут. Для выполнения задания предварительно подбирают картинки, ватман, клей, фломастеры, ножницы.
Команда «Мастера своего дела» обмениваются впечатлениями о предыдущем действии и вырабатывают решения педагогического совета.
По завершению игры участники обмениваются мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека ».
Цели:1.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.2.Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. 4....
Статья «Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.»
Трудовая деятельность, как важное средство воспитания дошкольников....
Памятка для родителей «Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»
Грамотное планирование проведения дидактических игр, позволяет говорить о воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам....
Формирование первичных представлений о труде взрослых,его роли в обществе и жизни каждого человека у дошкольников.
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр....
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...
Консультация «Воспитание у детей позитивного отношения к трудовой деятельности»
ППроблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду....
«Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»
Памятка«Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»Вовлечение в педагогический процесс детского сада дидактических игр позволяет обеспечить рацио...