Фрагмент педагогического совета "«Сюжетно-ролевая игра, как основа первичных представлений о труде взрослых и воспитания позитивного отношения к трудовой деятельности» .
методическая разработка на тему

Материал методической разработки предназначен для старший воспитателей, заместителей по УВР и заведующих ДОУ для организации работы с педагогическими кадрами по вопросам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент педагогического совета

«Сюжетно-ролевая игра, как основа первичных представлений о труде взрослых и воспитания позитивного отношения к трудовой деятельности»                                                                                                         

Деловая игра.

Цель: повышение профессиональной компетенции  педагогов в организации сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

1. Обобщить  теоретические  основы и практические методы руководства сюжетно-ролевой игрой.  

2. Развивать умения у опытных педагогов  передавать знания и практические умения в организации сюжетно-ролевых игр с детьми  начинающим и малоопытным коллегам.

3. Развивать сплочённость, умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

4. Способствовать творческому поиску в решении задач.

Подготовительная работа:

1. Проведение тематического контроля.

2. Разработка сценария деловой игры и зданий для педагогов.

3. Домашнее задание группе «начинающих и малоопытных педагогов»

Ход игры:

Ситуация: в адрес педагогов ДОУ  от детей пришло письмо со следующим содержанием

Играть мы любим очень:

Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку

Никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем —

Сегодня новый век.

Без знаний и учебы

Нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают,

И все хотят понять:

Чего нам не хватает,

Ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь

 Спокойно поиграть

 В семью, в солдаты, в шашки,

В припрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем хороших новостей —

Что снова поиграем в компании друзей!

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовём!

Ведущая: В стихотворении ясно просматривается проблема организации игровой деятельности в современном детском саду. Несмотря на то, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, времени на самостоятельные свободные игры не хватает. Наша деловая игра посвящена сложнейшей и очень актуальной теме – организации сюжетной игры в детском саду и её роли в формировании элементарных представлений о труде взрослых .

 В нашем коллективе за последние два-три года  появились начинающие и малоопытные воспитатели. Уровень профессиональной компетенции педагогов по организации сюжетно-ролевых игр разный. Наша задача сегодня в процессе деловой игры постараться передать знания и практические умения опытных педагогов в этом вопросе начинающим и малоопытным коллегам.

Прошу команду опытных педагогов «Мастера своего дела» и команду начинающих и малоопытных педагогов «Готовы учиться»  занять свои места.

Задание № 1

Задание командам:

Команда «Готовы учиться» - подготовить вопросы  к мастерам по теории организации сюжетно-ролевых игр.

Команда «Мастера своего дела» - подготовить алгоритм руководства сюжетно-ролевой игрой виде схемы

Время на выполнение задания 10 минут.

«Блиц» - мастера отвечают на вопросы малоопытных коллег.

Примерные вопросы от малоопытных педагогов:

1. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры.

2. Что такое игрушки-заместители?

3. Гигиенические требования к игрушкам ?

4. Что такое отобразительная игра?

5. Что такое игрушки-оперирования? Приведите примеры.

6. Что такое модули игрового пространства?

7. В каком возрасте воспитатель помогает объединить 2-3 игровых действия в игре?

8. Какое время для сюжетно-ролевой игры можно отвести в режиме дня воспитанников?

9. Что такое косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой?

10. Что такое прямое руководство сюжетно-ролевой игрой?

11. Объясните выражение «воспитатель- играющий партнёр»?

12. Зачем педагогу владеть методикой руководства сюжетно-ролевой игрой?

13. Развивающий характер сюжетно-ролевой игры.

14. Объясните  один из критериев оценки при подборе игрушек – безопасность.

15. В чём основная суть условий для  организации сюжетно-ролевой игры в детском саду?

16. Какие задачи можно решить педагог в сюжетно-ролевой игре?

17.Когда игра может перейти в самостоятельную игровую деятельность?

18. Каким образом педагог может осуществлять индивидуальный подход в сюжетно-ролевой игре?

19.Назовите трудности педагога в организации сюжетно-ролевых игр?

20. Что такое полифункциональные игрушки?

21. При каком приме или методе педагог может определить уровень развития игровых действий детей?

22. Надо ли проводить работу с родителями по теме сюжетно-ролевой игры? Если «да», то с какой целью?

«Мастера своего дела» представляют  алгоритма  руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • Обогащение жизненного опыта детей
  • Обогащение игрового опыта ( культуры) детей
  • Активизация проблемного общения взрослого с детьми в процессе обучающих игр
  • Создание условий для сюжетно-ролевой игры

Задание № 2 -  «Обогащение жизненного опыта детей»

Команда «Мастера своего дела» делиться на  5 подгрупп, к каждой подгруппе  подходит  малоопытный педагог. У каждого педагога на листочке указана игра и возрастная группа:

Задание подгруппам: помочь подобрать малоопытному педагогу  приёмы и методы работы с детьми для обогащения жизненного опыта  для конкретной игры :

1 подгруппа – сюжетно-ролевая игра  «Кукла заболела» (первая младшая группа)

2 подгруппа  - сюжетно-ролевая игра «Шофёры» (младший возраст)

3. подгруппа – сюжетно-ролевая  игра «Парикмахерская»  (средний возраст)

4 подгруппа – сюжетно-ролевая игра «Моряки» (старшая группа)

5. подгруппа сюжетно-ролевая игра «Пожарники» (подготовительная к школе группа)

Задание № 3 – «Обогащение игрового опыта ( культуры) детей»

Члены команды «Готовы учиться»  меняют подгруппу педагогов из команды «Мастера своего дела».

Задание подгруппам: помочь подобрать приёмы и методы работы с детьми по обогащению игрового опыта той игры, которая указана на листочке.

Задание № 4 – «Активизация проблемного общения взрослого с детьми в процессе обучающих игр»    

Члены команды «Готовы учиться» опять меняют подгруппу педагогов из команды «Мастера своего дела».

Задание подгруппам: помочь малоопытным педагогам подобрать приёмы  методы работы по развитию игры (решение проблемных ситуаций, приемы поддержания или возобновления интереса к игре, способы выхода из игры,  усложнение сюжета с  помощью привлечение игр-спутников и т.д.)

Задание № 5 – «Создание условий  для сюжетно-ролевой игры»

Члены команды «Готовы учиться» опять меняют подгруппу педагогов из команды «Мастера своего дела».

Задание подгруппам: помочь определить перечень маркеров игрового пространства, игрушек-персонажей и ролевых атрибутов, игрушек-предметов оперирования, полифункциональные материалы – игрушки заместите.

По окончании пятого задания листочек по руководству сюжетно-ролевой игрой у малоопытного педагога заполнен.

Задание № 6 – «Педагогические ситуации»

Члены команды «Готовы учиться» опять меняют подгруппу педагогов из команды «Мастера своего дела».

Задание подгруппам: дать совет малоопытному педагогу по разрешению педагогической ситуации. Малоопытные педагоги выбирают по две ситуации из предложенных:

Примерные педагогические ситуации:

№ 1

Во время игры в «больницу» сразу несколько детей хотят выполнять роль врача, назревает ссора.

Какой должна быть реакция воспитателя?

№ 2

Ребенок всё время выполняет в играх ведущую роль.

Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?

№ 3

Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».

«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл

Вопросы:

1.                  Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

2.                  Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

№ 4

Максим быстро взял себе игрушки для игры в «Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и «космическое питание», и «солнечные батареи» для перезарядки двигателей. «А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть», - сказали ребята.

Вопросы:

1.                  Как поступить воспитателю в данной ситуации?

2.                  Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

№ 5

В игре «Дорожное движение! Миша и Лёша не могут поделить атрибуты – жезл и  и жилет.

Как поступить педагогу в данной ситуации?

№ 6

Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается,

Как отреагировать в этом случае воспитателю?

Как  вовлечь девочку в игру?

№ 7

Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.

Как должен отреагировать на это воспитатель?

№ 8

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».

Как должен поступить педагог?

№ 9

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

Как поступить воспитателю?

№ 10

Ребенок всё время выполняет в играх ведущую роль.

Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?

По окончании выполнения всех заданий команда «Готовы учиться» подводит итог приобретённых знаний в виде коллажа, и резюмируют своё выступление его комментариями. Время на составление коллажа 10 минут. Для выполнения задания предварительно подбирают картинки, ватман, клей, фломастеры, ножницы.

Команда «Мастера своего дела»  обмениваются впечатлениями о предыдущем действии и вырабатывают решения педагогического совета.

По завершению игры  участники обмениваются мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека ».

Цели:1.Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.2.Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.3. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. 4....

Статья «Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.»

Трудовая деятельность, как важное средство воспитания дошкольников....

Памятка для родителей «Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»

       Грамотное планирование проведения дидактических игр, позволяет говорить о воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам....

Формирование первичных представлений о труде взрослых,его роли в обществе и жизни каждого человека у дошкольников.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых средствами дидактических игр....

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...

Консультация «Воспитание у детей позитивного отношения к трудовой деятельности»

ППроблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду....

«Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»

Памятка«Дидактические игры как средство формирования первичных представлений о труде взрослых»Вовлечение в педагогический процесс детского сада дидактических игр позволяет обеспечить рацио...