Консультация для педагогов на тему “Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста”
консультация (старшая группа)
Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetnorolevaya_igra.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему “Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста” |
Сюжетно-ролевая игра как средство развития общения у детей старшего дошкольного возраста
Игра как процесс сотрудничества дошкольников
Сюжетно-ролевая игра –это вид деятельности детей ,в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми старших дошкольников и занимают значительное место в их жизни.
Цели сюжетно-ролевых игр:
- развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать позитивное отношение друг к другу;
- развивать умение взаимодействовать;
- формировать умение распознавать эмоции других,сопереживать,владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;
с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах общения со сверстниками и взрослыми.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул вошедшему, поблагодарить за услугу и т.д.
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.
В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей старшей группы, педагог решает следующие задачи:
- воспитание желания и умения совместно играть;
- воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть), совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в жизни самих детей.
Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», – говорит воспитатель детям.
В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи – признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.
Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.
В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.
Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.
Успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.
Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.
Примеры сюжетно-ролевых игр как средства развития общения у детей дошкольного возраста
Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. Игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.
Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:
- Исполнение воспитателем главной роли;
- Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
- Внесение образных игрушек;
- Прием параллельной игры;
- Прием ролевой игры с продолжением;
- Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
- Игра в телефон;
- Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
- разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
2. Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений:
- Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)
- Участие воспитателя в игре (главная роль);
- Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
- Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
- Создание разновозрастных игровых триад.
3.Косвенные приемы руководства:
- Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);
- Изменение игровой среды;
- Наблюдение, экскурсия;
- Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, следует:
- поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или конем);
- предлагать, кроме игрушек, коробки, бруски, шарики, бумагу и т.д.;
- поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.
Примеры сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников:
“Семья”,”Супермаркет”,”Медицинский центр-Поликлинника-Больница”,”Почта”, “Театральная студия”,”Зоопарк”,”Парикмахерская-Салон красоты”,”Библиотека”,”Школа”,”Кафе”,”Российская Армия” и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №119»...
План работы по самообразованию на 2016-2017уч. год по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель, задачи и сам план работы по самообразованию по данной теме...
ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...
Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...