Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»
методическая разработка по теме
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка-именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami_detey.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально - педагогической поддержки семьи»
Валентина, Александровна Неволина, педагог - психолог
г. Советский
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка- именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.
Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.
Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны - впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.
В связи с выше изложенным, я выбрала следующее направление работы: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально - педагогической поддержки семьи» ».
Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие с семьями воспитанников.
Задачи:
1.Формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.
2.Обеспечение полного взаимопонимания и согласованного взаимодействия с семьей в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка.
3.Разработка и внедрение в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
4.Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада.
5.Стимулирование личностного роста, повышение социальной и психологической компетентности родителей.
Теоретико-методологическую основу работы составили: социологические, психолого-педагогические идеи и концепции о решающей роли семейного воспитания в развитии и формировании личности ребенка Я.А.Коменского («Материнская школа»), К.Д. Ушинского, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, М.М. Рубинштейна (национальные ценности семейного воспитания),И.В.Бестужев-Лада, И.С.Кона (влияние народной семейной культуры), А.С.Макаренко(семья-коллектив);линий взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С.Бабунова, В. И. Безлюдная, А.И.Захаров).
Новизна работы: использование современных форм взаимодействия, в результате внедрения которых позиция родителей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Теоретическая значимость: проводимая работа по выбранному направлению позволила получить новые знания о сущности и закономерностях процесса взаимодействия с семьями воспитанников, совершенствовать и преобразовывать практику, намечать проекты новой психолого-педагогической деятельности.
Практическая значимость состоит в разработке эффективной системы мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетенции родителей, улучшение качества семейного воспитания.
В работе с родителями особенно важен системный характер работы, а не разовые мероприятия, поэтому необходимо уделить большое внимание планированию. Перспективный план взаимодействия учреждения с семьями воспитанников разрабатывается старшим воспитателем ДОУ совместно с психологом и другими специалистами учреждения. Каждое образовательное учреждение выбирает такие формы работы с родителями, которые соответствуют его образовательной программе, его приоритетам, внутренней культуре. В нашем дошкольном учреждении такой план работы включает в себя шесть блоков: рекламный, диагностический, просвещение родителей, совместная деятельность ДОУ с семьями воспитанников, работа с педагогами и контрольный блок.
Зачастую имеет место недооценка семьей роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших блоков является рекламный блок, подразумевающий пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок. Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, наблюдения.
Блок педагогического просвещения представляет собой непосредственное планирование форм и направлений взаимодействия. Сюда включены наглядная педагогическая пропаганда, родительские собрания, всевозможные формы методических мероприятий.
Логическим продолжением блока педагогического просвещения родителей является блок совместной деятельности учреждения и семьи. Он включает ряд мероприятий по привлечению родителей к участию во всех сторонах функционирования детского сада: разработка нормативных и локальных актов, планирование, наградная культура, благоустройство учреждения, воспитательно - образовательная и досуговая работа с детьми.
Не все педагоги еще готовы к качественно новому взаимодействию с семьей, поэтому одним из важнейших направлений является блок подготовки педагогов учреждения к работе с родителями. Содержание данного блока очень обширно:
1) диагностический раздел, подразумевающий выявление уровня готовности педагогов к работе по обозначенной проблеме;
2) методический раздел, включающий педсоветы, консультации, деловые игры, тренинги, семинары-практикумы, работа по самообразованию воспитателей.
Контрольный блок подразумевает промежуточный и итоговый анализ работы учреждения с семьей и позволяет в дальнейшем наиболее эффективно планировать и организовывать деятельность детского сада в указанном направлении.
В соответствии с планом ДОУ педагог-психолог и выстраивает свою работу с родителями. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу методов и форм взаимодействия педагога-психолога с родителями. Опыт работы в нашем ДОУ позволил выработать следующие как прямые, так и дистанционные методы работы с родителями:
Методы работы педагога-психолога с родителями
План работы ДОУ с семьями воспитанников | Прямые методы работы педагога - психолога | Дистанционные методы работы педагога - психолога |
Блок 1. Рекламный. | - выступление на родительских собраниях, презентация работы психолога; - участие в проведении дней открытых дверей. | - работа на сайте детского сада; - участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов. |
Блок 2. Диагностический | - опросы родителей по различной тематике. | - анкетирование родителей; - участие в социологическом исследовании семей воспитанников. |
Блок 3. Просвещение родителей | - индивидуальное консультирование; - групповое консультирование: родительские собрания, круглые столы, дискуссии. - проведение открытых занятий; - организация и работа родительского клуба. | - работа на сайте детского сада; - создание и функционирование уголка психолога в каждой группе; - организация тематических выставок; |
Блок 4. Совместная деятельность ДОУ и родителей | - участие в проведении различных форм совместной деятельности; - проведение совместных досуговых мероприятий. | - привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях; - домашнее задание для организации совместной деятельности родителей с детьми. |
Блок 5. Работа с педагогами | -семинары-практикумы «Работа с семьей»; - семинары, деловые игры с воспитателями по повышению психологической культуры воспитателей; | - анкетирование педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями; - организация психологической библиотечки для самообразования воспитателей; |
Блок 6. Контрольный | - работа в творческой микрогруппе для разработки наиболее эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников; - обмен опытом работы на разных уровнях. | - диагностическая работа по выявлению эффективности взаимодействия ДОУ в целом и каждого педагога, в частности, с семьями воспитанников; - перспективное планирование работы с родителями. |
В связи с тем, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают, подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе я использую разнообразные современные формы работы с родителями. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы.
Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются мною как нетрадиционные.
Также в своей работе применяю такие формы, как семинары-практикумы, тренинги, дискуссии, мастер-классы, на которых родители получают не только теоретические, но практические навыки, возможность в дальнейшем применять их на практике.
Данные формы общения предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
Особым интересом у родителей пользуются тренинги по формированию навыков коммуникативного общения и взаимодействия, налаживания эмоционального контакта.
Семинары для родителей проводятся с применением современных методов работы психолога - мозговой штурм, деловая игра, психологические упражнения. Родители имеют возможность не только получить консультацию специалиста, но и поделиться собственным опытом, удовлетворить свою потребность в неформальном общении друг с другом, в игре почувствовать себя в позиции ребенка. Все это помогает родителям лучше понять своих детей, а также укрепить свое отношение к педагогическому коллективу детского сада, как к своим единомышленникам.
Еще одна интересная форма работы - это работа на сайте детского сада в сети Интернет. На страницах сайта публикую информацию на различные темы, фотографии и заметки о наших праздниках и буднях, о семинарах и выставках. Опыт работы показал, что многообразные выставки - это не только украшение нашего детского сада, но и одна из эффективнейших форм работы с родителями. Тематические выставки организуются с целью привлечения родительского внимания к психологическим особенностям мира детей, укрепления установки на крепкую, дружную семью, а также повышения психологической грамотности родителей. Участие семей в различных конкурсах не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и родителей в общих делах. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей. В течение этого года были организованы конкурсы:
- «Познакомьтесь - это я!»;
- «Мой портрет в лучах солнца»;
- «Герб семьи»;
- «Родословное древо».
Осознавая важную роль, принадлежащую использованию современных методов общения в организации повышения педагогической компетентности родителей, я включаю в работу решение и ролевое проигрывание родителями проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка.
Данные формы организации общения с родителей выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.
В ходе работы был проведен первичный и итоговый мониторинг. Итоговый мониторинг выявил эффективность выбранных мною форм взаимодействия с родителями:
- количество родителей, принимающих участие в проводимых мероприятиях увеличилось на 30%;
- повысился уровень педагогической культуры родителей на 25%;
- увеличилось число запросов родителей на проведение групповых и индивидуальных консультаций на 40%;
- высокая посещаемость родителями различных досуговых мероприятий.
Можно сказать, что поставленные в начале цели и задачи в ходе работы решены полностью, результат даже превзошел ожидания.
Однако, я не намерена останавливаться на достигнутом: в настоящее время разрабатывается программа работы психологического клуба для родителей «Семья». Цель программы - создание благоприятного психоэмоционального климата.
Поскольку проводимая работа по направлению «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально - педагогической поддержки семьи» приносит положительный результат, мне представилось возможным обобщить и распространить накопленный в ходе работы опыт.
В 2012-2013 учебном году организовала работу по повышению компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
В заключение, хочется отметить, что какие бы формы работы с родителями ни выбирал психолог, главное - его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям и их родителям, а также систематический характер работы.
Проанализировав результаты проделанной работы, я пришла к следующим выводам:
- Родители получили не только теоретические знания, но и возможность использовать их на практике. Семейное воспитание в результате взаимодействия приобретает большую научную обоснованность, целенаправленность, планомерность, не теряя своей эмоциональности.
- Сотрудничество должно строиться на семейной центрированности психолого-педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи и ответственности родителей. Основной путь налаживания такого сотрудничества- организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие счит...
Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"
Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...
Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"
Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство, установить партнерс...
«Детско-родительские клубы как эффективная форма взаимодействия с родителями в современных условиях»
D Р В статье изложен опыт работы педагога по взаимодействию с родителями. аботая над проблемо...
«Консультирование как эффективная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ»
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинтере...
Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».
laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...
Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями»
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с роди...