ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (старшая группа) на тему
Как показывает практика, жизнь и развитие образовательной организации в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Альманах мировой науки (педагогические науки)
Заболотная Ж.А., Кувина С.А., Шевцова Н.В.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Аленький цветочек» город Саяногорск
Как показывает практика, жизнь и развитие образовательной организации в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса.
Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие основополагающие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательной организации, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. Чтобы родители стали помощниками педагога, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными.
Каков же портрет современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми. С другой стороны, отмечаем и то, что современные родители образованы. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике. Именно по этой причине многие дошкольные организации сегодня ориентируются на поиск эффективных форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Работу с родителями в нашей дошкольной организации реализуем через разнообразные формы. Используем как традиционные, так и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. К традиционным индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Цель которых — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Тщательно продумываем, с какими вопросами обратимся к родителям, а также интересуемся на какие вопросы, они хотели бы получить ответ.
Чтобы ответить на их интересующие вопросы, организуем консультации по той или иной теме. Например, «Игра в общении дошкольника, «Выходной день с семьёй», «Экскурсии и прогулки в природу», «Как развивать у детей любознательность» и др. Также приглашаем принять участие для консультации родителей учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и т.д. Консультации близки по характеру к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, мы стремится дать квалифицированный совет, чему-то научить. А главное, родители убеждаются в том, что в дошкольной организации они всегда найдут поддержку и совет.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, круглые столы. Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители это: групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов, “Родительский клуб”, мастер классы для родителей, “Дни открытых дверей” и др. Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для “галочки”, а для пользы дела. Мы разработали этапы или методы работы педагога с целью привлечения родителей к посещению собрания, для этого придумываем оригинальное нестандартное название, лично приглашаем, поинтересовавшись удобным временем для посещения.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Широко применяем фото и видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, образовательной деятельности; выставки детских работ; стенды; папки-передвижки и др.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. К данной группе форм мы отнесли проведение совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Родители на праздниках читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории. Такие вечера создают эмоциональный комфорт в группе, сближают участников педагогического процесса. Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах «Открытка из листьев», «Чудо-снеговик, чудо-ёлочка», «Новогодняя обезьянка», «Цветы для мамы», «Спорт в нашей семье» - фотовыставка и др. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Формы взаимодействия с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и готовится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что необходимо для развития собственного ребёнка. Внедрение новых государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Библиографический список
- Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,2010. 128 с
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.:ТЦ Сфера, 2007. 80 с.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
- Михайлова –Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО – М.: Просвещение, 2015. 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса
Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...
Формы взаимодействия с родителями воспитанников и дошкольного образовательного учреждения.
Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и мет...
Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"
Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...
Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"
Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство, установить партнерс...
Памятка "Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников".
Памятка будет полезна как молодым педагогам, так уже имеюим опыт...
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»
. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...
Презентация «Семейный клуб, как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей дошкольных групп в образовательную деятельность, формирование партнёрских отношений.В ходе встреч участники клуб...