Материал для родителей по коррекции речи
материал

Денисова Ольга Вячеславовна

Вниманию родителей предлагаются консультации, рекомендации, памятки, практикумы  в помощь по коррекции речи детей с тяжёлыми нарушениями речи. Здесь может найти материал и творческий логопед для организации интерактивной формы работы с родителями на родительском собрании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, больше читайте детям!

Рекомендуем литературный материал по теме «Дикие животные» (тексты и иллюстрации в интернете)

Для заучивания

Токмакова И. «Как на горке — снег, снег»

Потешка «Зайка Егорка»

Белор.  песенка «Горкой, горкой, горушкой»

Маршак С. «Детки в клетке» (выборочно)

Песенка – потешка «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Песенка – прибаутка «Заинька»

Потешка «Волк-волчок»

Для чтения

Берестов В. «Мишка, мишка, лежебока»

Бианки В. «Хвосты», «Купание медвежат»

Венг. нар. сказка  «Два жадных медвежонка»

Житков Б. «Как слон купался», «Слоны».

«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» (пер. с англ. О. Образцовой)

Козлов С. «Доверчивый ежик»

Ладонщиков Г. «Медведь проснулся»

Маршак С. «Волк и лиса», «Тихая сказка»

Мориц Ю. «Ежик резиновый»

Рус. нар. сказка  «Волк и семеро козлят»

Рус. нар. сказка  «Заюшкина избушка»

Рус. нар. сказка  «Заяц-хваста» (обр. А. Толстого)

Рус. нар. сказка  «Заяц-хваста» (обр. О. Капицы)

Рус. нар. сказка  «Зимовье зверей»

Рус. нар. сказка  «Колобок» (в обр. А. Толстого)

Рус. нар. сказка  «Кот, петух и лиса»

Рус. нар. сказка  «Лиса и козел» (обр. О. Капицы)

Рус. нар. сказка  «Лисичка-сестричка и волк»

Рус. нар. сказка  «Лисичка со скалочкой»

Рус. нар. сказка  «Маша и медведь»

Рус. нар. сказка  «Рукавичка»

Рус. нар. сказка  «Три медведя» (обр. Л. Толстого)

Словацкая нар. сказка «У солнышка в гостях»

Сутеев В. «Мешок яблок», «Петух и краски»

Толстой Л. «Как волки учат своих детей», «Лев и собачка», «Нашли дети ежа»

Ушинский К. «Заяц и еж», «Лиса Патрикеевна».

Хармс Д. «Храбрый ёж»

Цыферов Г. «Жил на свете слоненок»

Чарушин Е. «Белка с бельчатами», «Волк», «Волчишко», «Заяц», «Медведь», «Медвежонок», «Лиса», «Лисята», «Что за зверь?»

Чуковский К. «Айболит», «Путаница», «Телефон».

Яковлев Ю. «Умка»



Предварительный просмотр:

"Девять идей для пальчиковой гимнастики для детей 2-7 лет".

Регулярная тренировка мышц кисти и пальцев рук благотворно влияет на речевое развитие ребёнка, а также на развитие внимания, мышления и памяти. Пальчиковые упражнения развивают подвижность и гибкость кисти руки, что, в свою очередь, способствует успешному овладению навыком письма в дальнейшем.02.03.17_1.png - 445.43 KB

Пальчиковые упражнения следует подбирать с учётом возраста ребёнка.

Для детей до 2 лет подбираем несложные движения: поглаживаем, похлопываем, сгибаем и разгибаем пальчики, сжимаем игрушки-пищалки.

Для детей в возрасте 2-3 лет подходят следующие упражнения: активные движения кистями рук (замешиваем тесто, забиваем гвозди), выполнение простых фигур с помощью пальцев одной руки ("Зайка", "Коза"), игры с двумя руками ("Замок", "Цепочка").

Детям с 3-4 лет можно предложить игры, в которых каждая рука совершает своё движение. Например, согнуть и разогнуть пальцы правой, а затем левой руки; составить фигуры вначале из пальцев одной руки, а затем другой.

Для детей 4-5 лет подбираем игры на выполнение различных фигур и движений правой и левой рукой, сжимание и разжимание пальцев обеих рук вместе и по очереди; выполнение фигуры из обеих рук.

С 5-7 летнего возраста детям можно предлагать "рассказывать" руками стишки или потешки со сменой фигур (по тексту), делать из пальцев фигурки с использованием вспомогательных предметов (шарик, карандаш, лоскут ткани).

Занятия на развитие движений пальцев и кисти рук желательно проводить каждый день по 3-5 минут. Чтобы малышу было интересно выполнять такие упражнения, можно использовать разнообразные материалы.

1. Счётные палочки.

Выкладывая геометрические фигуры, можно познакомить ребёнка с их названиями. Составляя узоры, можно пересчитывать палочки, готовя ребёнка к усвоению счёта.

2. Семена растений.

Можно выкладывать горохом или фасолью контур нарисованной фигуры. Можно перемешать белую и красную фасоль и предложить ребёнку рассортировать её по цвету.

3. Пуговицы.

С помощью пуговиц можно выкладывать дорожки и узоры, можно нанизывать пуговицы ни нитку или проволоку. Из проволоки можно сделать кустик и вешать на него листики (зелёные пуговицы) или плоды (красные и жёлтые пуговицы).

4. Прищепки.

Прищепки можно цеплять на что угодно. Важно показать малышу, как правильно брать прищепки, как можно их открыть, как прикрепить. Можно цеплять прищепки к картонным фигурам: лучи к солнцу (жѐлтый круг), дождик к туче, травку к лужайке (коричневый прямоугольник) и т.д.

5. Трафареты.

Поскольку малышам легче обводить внутри, чем снаружи, начинать лучше с трафаретов для внутренней обводки и с самых лёгких фигур (круг, квадрат). Желательно, чтобы трафареты были не плоскими (можно сделать из линолеума).

6. Крышки.

Дайте ребёнку разные по форме и величине баночки или бутылочки и отдельно крышечки от них. Предложите ему подобрать крышечки к подходящим баночкам и закрутить их.

7.Массажный шарик су-джок.

8. Фольга.

Заверните в фольгу мелкие предметы, пусть малыш их разворачивает, а потом заворачивает сам.

9. Игры с пластиковой бутылкой.

Попросите малыша сложить мелкие предметы по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Если вы отдыхаете на море, можно собирать мелкие камушки или ракушки. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.



Предварительный просмотр:

 Рекомендации логопеда на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!  

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

  1. Делайте артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику.
  2. Развивайте мелкую моторику ребенка.
  • лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру;
  • вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;
  • расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики.
  1. Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

  1. Развивайте фонематический слух
  • «поймай» заданный звук среди других звуков;
  • назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • раздели слово на слоги, прохлопывая его;
  • повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
  1. Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
  2. Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.

На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.

Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!



Предварительный просмотр:

Интерактивная форма работы с родителями на родительском собрании по задачам АООП с средней группе.

Родитель читает задачу и решает её на предложенном речевом материале.

1.Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

(гора, сова, шкаф, корова)

2.Формировать умение образовывать форму множественного числа имен существительных.

(коса, нога, окно, ухо, помидор)

3.Формировать умение изменять окончания имён существительных единственного числа в родительном, дательном, винительном, творительном, предложном  падежах.

(дом, ведро, мяч, книга)

4.Формировать  умение согласовывать имена прилагательные с существительными.

(жёлтый, синий, красный, оранжевый;        яблоко, небо, цыплёнок, морковь)

5.Формировать  умение согласовывать числительные с существительными.

(1 ведро, 2…, 3…, 4…, 5…)                        (1 ухо, 2…, 3…, 4…, 5….)

(1 помидор, 2…, 3…, 4…, 5…)                (1глаз, 2…, 3…, 4…, 5…)

6.Формировать умение согласовывать глаголы настоящего времени с существительными.

(бежит-бегут)

7. Формировать умение согласовывать глаголы мужского и женского рода прошедшего времени с существительными

(надел-надела, одел-одела, обул-обула)

8.Формировать понимание и практическое усвоение предлогов «НА», «С», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПОД», «К», «ОКОЛО».

Пример:         Понимание: покажи кто под столом?

Употребление: скажи, где сидит кот? И т.д.

9.Учить составлять рассказ по картинке с использованием вопросов.

Задайте вопросы  по картине.

10. Учить выделять первый гласный звук в слове: ослик, утка, экскаватор, иглы, аист.

11.Учить пересказывать небольшой текст с опорой на схемы предложений.



Предварительный просмотр:

Практикум «Составим загадку сами».

Цель: Учить детей составлять загадки с помощью взрослого с опорой на следующий алгоритм.

Ход составления загадки:

Таблица № 1

1.Выбирается объект для загадывания:

Взрослый спрашивает: -Про кого хочешь загадать загадку?

Ребёнок отвечает. Например, про ёжика.

2.Взрослый задаёт первый вопрос о признаке объекта: -Ёжик какой?

Ребёнок отвечает: - Колючий, маленький, серый и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы в первый столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так

Взрослый спрашивает: - Что ещё такое же колючее?

Ребёнок подбирает слова: иголка, ёлка и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы во второй столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так:https://balthazar.club/uploads/posts/2023-01/1674521016_balthazar-club-p-trafaret-yelochka-dlya-torta-krasivo-10.pnghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675989586_gas-kvas-com-p-igolka-risunok-raskraska-46.png

Взрослый спрашивает: - Что ещё такое же маленькое?

Ребёнок подбирает слова: зайчик, мышка и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы во второй столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так:https://sopranoclub.ru/images/40-shablonov-zajchikov/file52762.jpeghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674643637_gas-kvas-com-p-konturnie-risunki-mishka-14.jpg

Взрослый спрашивает: - Что ещё такое же серое?

Ребёнок подбирает слова: мышка и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы во второй столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так: https://img.razrisyika.ru/img/185/1200/739744-udivitelnaya-raskraska-mysh-dlya-detey-2-3-let.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674643637_gas-kvas-com-p-konturnie-risunki-mishka-14.jpg

3.Задаёт следующий вопрос о действии объекта: -Ёжик что делает, что умеет делать?

Ребёнок подбирает слова: Он бегает, спит, ест мышей и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы в первый столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так: https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674432183_gas-kvas-com-p-begushchii-chelovek-eskiz-risunka-34.jpghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676093487_gas-kvas-com-p-kontur-gub-risunok-dlya-raskraski-5.jpg

Взрослый спрашивает: - Кто ещё так же бегает?

Ребёнок подбирает слова:  собака  и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы во второй столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так:https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673495130_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-kot-i-sobaka-11.png

Взрослый спрашивает: - Кто ещё так же спит?

Ребёнок подбирает слова: кошка и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы во второй столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так:https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673495130_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-kot-i-sobaka-11.png

Взрослый спрашивает: - Кто ещё так же питается мышами?

Ребёнок подбирает слова: лиса, сова  и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы во второй столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так:https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675931042_gas-kvas-com-p-risunok-raskraska-lisa-24.jpghttps://shutniks.com/wp-content/uploads/2019/12/kartinki_sov_dlya_srisovki_5_17132012.jpg

4.Задаёт следующий вопрос о какой-либо части объекта: -Что есть у ёжика?

Ребёнок отвечает: -У ежа есть иголки, носик и т.д.https://img.razrisyika.ru/img/246/982287-risunok-ezh-2.jpg

Взрослый зарисовывает ответы в первый столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так:

Взрослый спрашивает: - У кого так же есть иголка?

Ребёнок подбирает слова: у ёлки, у шприца и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы во второй столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так:https://clipartmag.com/image/syringe-drawing-36.jpghttps://balthazar.club/uploads/posts/2023-01/1674521016_balthazar-club-p-trafaret-yelochka-dlya-torta-krasivo-10.png

Взрослый спрашивает: - У кого так же есть носик?

Ребёнок подбирает слова: у мышки, у зайки и т.д.

Взрослый зарисовывает ответы во второй столбик таблицы. (См. таблицу № 2)

Например, так: https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674643637_gas-kvas-com-p-konturnie-risunki-mishka-14.jpghttps://sopranoclub.ru/images/40-shablonov-zajchikov/file52762.jpeg

Таблица № 2

1.Какой?

Что (кто) такой же?

Колючий

Иголка, ёлка

https://balthazar.club/uploads/posts/2023-01/1674521016_balthazar-club-p-trafaret-yelochka-dlya-torta-krasivo-10.pnghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675989586_gas-kvas-com-p-igolka-risunok-raskraska-46.png

Маленький

Зайчик, мышка

https://sopranoclub.ru/images/40-shablonov-zajchikov/file52762.jpeghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674643637_gas-kvas-com-p-konturnie-risunki-mishka-14.jpg

Серый

Мышка

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674643637_gas-kvas-com-p-konturnie-risunki-mishka-14.jpg

2.Что делает?

Что (кто) делает так же?

Бегает

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674432183_gas-kvas-com-p-begushchii-chelovek-eskiz-risunka-34.jpg

Собака

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673495130_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-kot-i-sobaka-11.png

Спит

Кошка

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673495130_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-kot-i-sobaka-11.png

Ест мышей

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676093487_gas-kvas-com-p-kontur-gub-risunok-dlya-raskraski-5.jpg

Лиса, сова

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675931042_gas-kvas-com-p-risunok-raskraska-lisa-24.jpghttps://shutniks.com/wp-content/uploads/2019/12/kartinki_sov_dlya_srisovki_5_17132012.jpg

3.Что есть у объекта?

У кого (чего) есть такая же часть?

Иголки

У ёлки, у шприца

https://clipartmag.com/image/syringe-drawing-36.jpghttps://balthazar.club/uploads/posts/2023-01/1674521016_balthazar-club-p-trafaret-yelochka-dlya-torta-krasivo-10.png

Носик

https://img.razrisyika.ru/img/246/982287-risunok-ezh-2.jpg

У мышки

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674643637_gas-kvas-com-p-konturnie-risunki-mishka-14.jpghttps://sopranoclub.ru/images/40-shablonov-zajchikov/file52762.jpeg

3.Получились загадки, если между словами вставить сочетание «а не»:

Он колючий, а не ёлка.

Ест мышей, а не лиса.

У него есть иголки, а не шприц.

Кто это? (Ёж)

Он маленький, а не зайчик.

Бегает, а не собака.

У него есть иголки, а не ёлка.

Кто это? (Ёж)

Он серый, а не мышка.

Спит, а не кошка.

У него есть иголки, а не шприц.

Кто это? (Ёж)

Он колючий, а не ёлка.

Ест мышей, а не сова.

У него есть носик, а не заяц.

Кто это? (Ёж)

 Задание: Придумать с детьми одну загадку про какой-либо осенний объект (лист, туча, дождь, ветер, лужа… ).  Нарисовать на листке бумаги кленовый лист размером 8х8 см., красиво его раскрасить, на обратной стороне написать придуманную Вами загадку. Все листочки разместим в осеннюю газету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей по развитию речи в старшем дошкольном возрасте

Материал для родителей по развитию речи в старшем дошкольном возрасте...

Правила для родителей. Успешная коррекция речи детей.

Представленный материал поможет родителям обратить внимание на особенности общения с детьми, имеющими речевые нарушения....

Перспективное планирование работа с родителями по коррекции речи детей

Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс....

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей на тему "Активное участие родителей в коррекции речи детей"

Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей в руках родителей. ...

«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции речи с детьми с ТНР»

Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения? Насколько постановка звука - кропотливый труд учителя-логопед, требующий специальных знаний и навыков. Так и автоматизация звуков - сотруд...

рекомендации для родителей по коррекции речи детей в домашних условиях

речевые игры и упражнения по теме "Первые цветы"...