«Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции речи с детьми с ТНР»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения? Насколько постановка звука - кропотливый труд учителя-логопед, требующий специальных знаний и навыков. Так и автоматизация звуков - сотрудничество педагога, ребёнка и его родителей. Предлагаемы игры, упражнения и задания помогут автоматизировать (закрепить ) звук и будут способствовать в решении других коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.
Автоматизация - закрепление правильного произношения – является важным этаом логопедической работы. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество педагога, ребенка и его родителей.
Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, будут способствовать развитию связной речи. Параллельно происходит развитие внимания, памяти, мышления, воображения – психических процесов, тесно связанных с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для дальнейшего успешного обучения.
Предлагаемые игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка речевого самоконтроля и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.
Планируя занятия, помните
1. Они должны быть систематическим. В противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.
2. Правильно выбирайте время для занятий. Ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него сложится негативное отношение к нему.
3. Продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут. Это поможет поддержать его интерес.
4. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности. Избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно». Лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз».
5. Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность. Если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит, вы не сумели объяснить, чего вы хотите. Инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова. Желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам. Не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
6. Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?»
Игры и игровые упражнения, направленные на автоматизацию (закрепление) поставленных звуков.
«Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_.
Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный.
Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.
«Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его. Для звука «Л»: лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - …
Для звука «Ш»: шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др.
«Назови ласково». Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … .
Для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - .
«Один – много». В этом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука : роза – розы, друг - … , сестра - … , ковёр - … , муравей - … , рот - … , метро - … , кенгуру - … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …».
«Скажи, чего много». В данном случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много … , карандаш – много … , грузовик – много …(звук «Р»). В этой и предыдущей играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки пусть ребёнок попробует выбрать правильный вариант, например: «Как правильно – много братов или много братьев?».
«Магазин». Представь, что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «С» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить.
«Слово – шаг». Разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
«Что вокруг». Вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть части предметов (крышка, карман, рама, ручка), признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др.
«Назови 5 слов». Вспомнить слова со звуком «Р», «Л», «С», «Ж» и др., относящихся к обобщающим понятиям (овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета).
При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Часто родители бывают огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы не задумываемя, произнося его. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно. Главное – не быстрота, а правильность.
Список использованной литература:
1. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. – Ярославль. – Академия развития, 1996 г.
2. И.С. Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М. – Аквариум, 1996 г.
3. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. Учитесь правильно говорить. – М.- Просвещение, 1995 г.
4. В. Волина. Учимся, играя. – М.- Новая школа, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста позволяет не только правильно спланировать работу, но системно и планом...
Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, пред...
Мастер - класс для учителей-логопедов «Сказка в работе учителя-логопеда как средство развития и коррекции речи»
В мастер-классе представлен практический материал по работе с русскими народными сказками для формирования у детей с ОНР III, IV уровня, в возрасте 6-7 лет, связной речи, словарного запаса, фоне...
Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»
В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушен...
Презентация. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы в коррекции речи детей дошкольного возраста....
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя с родителями в коррекционной работе с детьми, как эффективность успешности обучения
В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей....
Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...