Наши первые шаги в природу
статья (средняя группа) на тему

Павельева Лиля Викторовна

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период постоянного  совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Большую часть из первых семи лет жизни ребенок проводит в детском саду, и именно этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с природой, при помощи взрослых ребенок начинает воспринимать её, как общую ценность для всех людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_paveleva2.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon statya_paveleva2.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наши первые «шаги в природу»

Павельева Лилия Викторовна

МБДОУ: детский сад комбинированного вида №4 «Журавушка» г.Асино

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период постоянного  совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Большую часть из первых семи лет жизни ребенок проводит в детском саду, и именно этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с природой, при помощи взрослых ребенок начинает воспринимать её, как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы  «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно на этапе дошкольного развития ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только в том случае, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Духовность и нравственность,  широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему и окружающему, т.е. культура и сознание,- прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество. В свою очередь, экологическое воспитание предполагает: воспитание гуманного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств - умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело не простое. Для этого мы сами должны уметь жить в гармонии с природой. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и умение жить в согласии с природой. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям увидеть красоту, научиться ценить её. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

Первые шаги на этом сложном пути мы начинаем делать уже с раннего возраста, т.е. с младших групп. Прививаем детям навыки ежедневного ухода за растениями нашей группы. Создаем и поддерживаем экологически необходимые условия для растений – для детей это становится одним из важнейших мероприятий повседневной жизни. В утренние часы  вовлекаем детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Знакомим детей со способом ухода за  растениями нашей группы – поливом, предметами для работы. Рассматриваем особенности ухода за растениями. Например, при правильном поливе растения не нужно поднимать высоко носик лейки, воду необходимо лить осторожно, под растение. В процессе работы обязательно формируем понятие «комнатные растения», в соответствии с возрастом выделяем следующие основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди, цветы не могут жить на улице. Формируем представление об одном из назначений  растений расположенных в группе: они красивые, украшают комнату.

        Расширяя кругозор детей, проводим наблюдения за растениями во время прогулки на детской площадке. Отдельно взятое наблюдение – это короткое (5-12 минут) мероприятие познавательного характера, которое проводится со всей группой на участке. Проводя такое наблюдение  на территории детского сада «Жура»вушка, мы обратили внимание с детьми на опустевшую цветочную клумбу, оставшуюся с прошлого года. Дети вспомнили, какие цветы росли  на этой клумбе и решили создать новую цветущую клумбу и засадить её красивыми цветами. Детям было предложено, совместно с родителями приобрести цветы, которыми можно было бы засадить клумбу.  Данное задание подтолкнуло родителей к поиску информации в разных источниках о видах цветов, условиях их выращивания, что способствовало не только приобретению новых знаний детьми, но и повышению родительской компетентности в данных вопросах. По результатам совместной деятельности детей и родителей были выбраны цветы, которыми в дальнейшем была засеяна наша клумба.

        На первом этапе совместной деятельности детей и педагогов, мы  познакомились с приёмами посадки. Во время работы расширили знания  о садовых цветах, дети  закрепили представление о строении цветка.  Также дети  познакомились с профессиями людей, связанных с цветоводством. Во время посева цветов, мы с ребятами беседовали, как правильно ухаживать за семенами, чтобы они не погибли. А когда проклюнулись первые два росточка, мы их пропикировали, чтобы им было больше места для роста. В июне месяце  мы с детьми приготовили клумбу из пластиковых бутылок и другого подручного материала, чтобы посадить наши цветы. Наша клумба бала выложена в виде бабочки. Мы все вместе высадили цветы и ухаживали за ними. Во время прогулок наблюдали за их изменениями. Ещё раз  вспоминали: для чего нужны цветы, как нужно ухаживать за ними и беречь их. Каждая прогулка стала наполнена морем положительных эмоций и багажом знаний.

Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о своей малой родине - вот наши задачи.

        Благодаря проделанной работе, появилась возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений стали закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. Дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

        При такой работе ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с  цветком, солнцем и ветром и любить их. Такие обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой.

Наши цветущие цветы – настоящее украшение детского сада, которые наполняя его сочными яркими красками, создают неповторимый эффект гармонии, уюта.



Предварительный просмотр:

Наши первые «шаги в природу»

Павельева Лилия Викторовна

МБДОУ: детский сад комбинированного вида №4 «Журавушка» г.Асино

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период постоянного  совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться  в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Большую часть из первых семи лет жизни ребенок проводит в детском саду, и именно этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с природой, при помощи взрослых ребенок начинает воспринимать её, как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы  «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно на этапе дошкольного развития ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только в том случае, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Духовность и нравственность,  широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему и окружающему, т.е. культура и сознание,- прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество. В свою очередь, экологическое воспитание предполагает: воспитание гуманного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств - умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело не простое. Для этого мы сами должны уметь жить в гармонии с природой. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и умение жить в согласии с природой. Наша задача состоит в том, чтобы помочь детям увидеть красоту, научиться ценить её. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

Первые шаги на этом сложном пути мы начинаем делать уже с раннего возраста, т.е. с младших групп. Прививаем детям навыки ежедневного ухода за растениями нашей группы. Создаем и поддерживаем экологически необходимые условия для растений – для детей это становится одним из важнейших мероприятий повседневной жизни. В утренние часы  вовлекаем детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию. Знакомим детей со способом ухода за  растениями нашей группы – поливом, предметами для работы. Рассматриваем особенности ухода за растениями. Например, при правильном поливе растения не нужно поднимать высоко носик лейки, воду необходимо лить осторожно, под растение. В процессе работы обязательно формируем понятие «комнатные растения», в соответствии с возрастом выделяем следующие основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди, цветы не могут жить на улице. Формируем представление об одном из назначений  растений расположенных в группе: они красивые, украшают комнату.

        Расширяя кругозор детей, проводим наблюдения за растениями во время прогулки на детской площадке. Отдельно взятое наблюдение – это короткое (5-12 минут) мероприятие познавательного характера, которое проводится со всей группой на участке. Проводя такое наблюдение  на территории детского сада «Жура»вушка, мы обратили внимание с детьми на опустевшую цветочную клумбу, оставшуюся с прошлого года. Дети вспомнили, какие цветы росли  на этой клумбе и решили создать новую цветущую клумбу и засадить её красивыми цветами. Детям было предложено, совместно с родителями приобрести цветы, которыми можно было бы засадить клумбу.  Данное задание подтолкнуло родителей к поиску информации в разных источниках о видах цветов, условиях их выращивания, что способствовало не только приобретению новых знаний детьми, но и повышению родительской компетентности в данных вопросах. По результатам совместной деятельности детей и родителей были выбраны цветы, которыми в дальнейшем была засеяна наша клумба.

        На первом этапе совместной деятельности детей и педагогов, мы  познакомились с приёмами посадки. Во время работы расширили знания  о садовых цветах, дети  закрепили представление о строении цветка.  Также дети  познакомились с профессиями людей, связанных с цветоводством. Во время посева цветов, мы с ребятами беседовали, как правильно ухаживать за семенами, чтобы они не погибли. А когда проклюнулись первые два росточка, мы их пропикировали, чтобы им было больше места для роста. В июне месяце  мы с детьми приготовили клумбу из пластиковых бутылок и другого подручного материала, чтобы посадить наши цветы. Наша клумба бала выложена в виде бабочки. Мы все вместе высадили цветы и ухаживали за ними. Во время прогулок наблюдали за их изменениями. Ещё раз  вспоминали: для чего нужны цветы, как нужно ухаживать за ними и беречь их. Каждая прогулка стала наполнена морем положительных эмоций и багажом знаний.

Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о своей малой родине - вот наши задачи.

        Благодаря проделанной работе, появилась возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений стали закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. Дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

        При такой работе ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с  цветком, солнцем и ветром и любить их. Такие обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой.

Наши цветущие цветы – настоящее украшение детского сада, которые наполняя его сочными яркими красками, создают неповторимый эффект гармонии, уюта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по экологическому воспитанию "Наши первые шаги" для детей 4-7 лет

Пояснительная записка     В настоящее время, когда одна экологическая катастрофа следует за другой, на самом высоком правительственном уровне выдвигаются требования к воспитанию эк...

Парциальная программа "Первые шаги в мир Природы"

Данная программа составлена на основе тихнологии Воронкевич "Добро пожаловать в экологию" с включением регионального компонента. Расчитана на средний дошкольный возраст. Реализуется на базе ...

Проект «Разноцветные макароны» Работа на конкурс "Первые шаги в науку" Направление: Человек и неживая природа.

Работа педагога и воспитанницы детского сада - победителя    муниципального  конкурса "Первые шаги в науку"  по теме "Разноцветные макароны...

Опыт работы - Наши первые шаги – развитие детей раннего дошкольного возраста

 Всё новое входит в жизнь и сознание ребенка постепенно, мелкими шагами. Больше всего интересно то, что знакомо (узнаваемо), и в то же время несколько отличается от привычного....

Наши первые шаги к ГТО

laquo;Спорт-здоровье, тренировка, к сдачи ГТО готовимся мы ловко!»  Цель. Формирование мотивации у детей старшей группы к выполнению норм Всероссийского физкультурно-спортивного ...

Муниципальный конкурс реферативных работ «Первые шаги в науку» для дошкольников и младших школьников образовательных организаций АМР Тема: «Как Солнце и Луна встретились» «Человек – неживая природа»

ВведениеПознавая окружающий мир, дети учатся наблюдать. Наблюдая, дети часто задают вопросы обо всём, что их окружает.Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые св...

III Городская научно-практическая конференция детей старшего дошкольного возраста «Первые шаги в науку». Секция «Природа вокруг нас». Тема: «Можно ли из семечек вырастить сосну?»

    Тема исследовательской работы, выращивание сосны из семян, очень актуальна в наше время. Так как в наших лесах бушуют огромные пожары, которые приводят к сокращению лесов. В этих ...