Парциальная программа "Первые шаги в мир Природы"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Данная программа составлена на основе тихнологии Воронкевич "Добро пожаловать в экологию" с включением регионального компонента. Расчитана на средний дошкольный возраст. Реализуется на базе МБДОУ общеразвивающего вида "Северное сияние" п. Нижнесортымского ХМАО - Югра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Парциальная программа "Первые шаги в мир Природы" | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
«СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
Парциальная программа дополнительного образования
«Первые шаги в Мир природы»»
по формированию у детей среднего дошкольного возраста
основ экологического сознания
Составитель:
воспитатель Здорова Г.А.
с.п. Нижнесортымский 2016г.
1. Аннотация
Программа «Первые шаги в Мир природы» является парциальной информационно – просветительской программой дополнительного образования. Данная программа разработана и реализуется на базе МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Северное сияние». Она рассчитана на детей среднего дошкольного возраста.
За основу программы взята педагогическая технология «Добро пожаловать в экологию!» О.А.Воронкевич, отражающая основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. В основе технологии лежит практико-ориентированная исследовательская познавательная деятельность по освоению детьми образовательных областей «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Здоровье». Кроме того, при составлении конспектов занятий, были использованы интернет ресурсы: http://nsportal.ru; http://www.maam.ru; http://dohcolonoc.ru.
Разработанная программа ориентирована на формирование у ребенка экологической грамотности, бережного отношения к природе. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
В основу программы положен интегративный принцип, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. № 655).
Отличительной чертой программы является включение в практическую часть регионального компонента, что позволяет сформировать у детей первоначальные знания и представления о флоре и фауне края, в котором они живут.
Практическая значимость.
Реализация данной программы повысит знания детей, а также их родителей и законных представителей, о богатствах ХМАО, что в свою очередь приведёт к ценностному отношению к природным ресурсам края и толерантности к коренным жителям. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса в целом, адаптацию и социализацию детей на следующей возрастной ступени развития.
В приложениях к программе предлагается:
- конспекты занятий;
- картотека наблюдений и опытов;
- картотека игр по экологическому воспитанию;
- картотека игровых обучающих ситуаций экологического содержания;
- подборка наглядного материала, фото, видеороликов и презентаций (включая авторские) в соответствии с тематическим планированием.
2. Пояснительная записка
2.1. Актуальность
Нас в любое время года учит Мудрая природа:
Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок — ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.
Учит снег нас чистоте. Учит солнце ДОБРОТЕ
И при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.
Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.
У природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ —
учат крепкой ДРУЖБЕ!
В. Орлов. «Живой букварь».
Современная экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями экономической деятельности предшествующих периодов. Возникла острая необходимость целенаправленного решения вопросов экологической безопасности. Это требует принятия соответствующих мер на государственном уровне. Поэтому своевременным шагом явилось утверждение Президентом РФ 30 апреля 2012 года «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В документе среди основных задач выделяются развитие экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры.
Существуют различные меры решения экологических проблем: правовые, технические, экономические и педагогические. Следовательно, формирование экологической культуры – это важнейший для человека выход из сложившейся ситуации, который осуществляет педагог – воспитатель. Кроме того, экологическое воспитание детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом в восприятии и познании основ природы. Любознательность детей впервые проявляется ещё в раннем возрасте при непосредственном общении ребёнка с объектами живой природы. В возрасте 4-5 лет у детей уже сформирован определённый запас знаний о природных объектах ближайшего окружения. В этом возрасте детям доступны не только получение новых, более сложных, знаний в это области, но и установление взаимосвязи между природными объектами: «живая и неживая природа», «растения и животные», «живая природа и человек». Общаясь с живой природой, ребёнок чувствует себя первооткрывателем, исследователем, осознаёт простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.
2.2. Цель программы
Формировать у детей основы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.
2.3. Задачи
- Создать оптимальные условия для экологического воспитания детей.
- Выявить уровень сформированности представлений о природе у детей на входе в программу.
- Формировать экологические знания и представления.
- Формировать первоначальные представления о природе родного края, через знакомство с типичными представителями флоры и фауны ХМАО.
- Сохранять и укреплять здоровье детей через организацию экскурсий, прогулок в природную зону и использование элементов здоровьесберагающих технологий (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения).
- Развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- Провести просветительскую работу с родителями по формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
- Выявить уровень представлений о природе у детей на выходе из программы.
2.4. Принципы, используемые при планировании и проведении мероприятий по программе:
- Принцип гуманизации, предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помогать ему. Работа строится на основе комфортности — ребенку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками и взрослыми.
- Принцип оздоровительной направленности - создание рационального режима для каждого ребенка по правилу «Не навреди здоровью».
- Принцип разностороннего развития личности направлен на решение не только социальных задач, но и задач умственного, эстетического, трудового воспитания.
- Принцип последовательности и систематичности. Каждый вид деятельности должен иметь определенную цель, а форма деятельности — отвечать этой цели. Действия в играх должны соответствовать умениям детей управлять собой и усваиваться в самостоятельной жизни.
- Принцип взаимодействия с жизнью предполагает, что различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в разных видах деятельности детей.
- Принцип индивидуально-дифференцированного и комплексного подходов - позволит определить сложность предлагаемых заданий для каждого ребенка, способствует решению программных задач во всех видах коррекционно-педагогической деятельности.
3. Реализация программы
3.1. Форма реализации
Работа по программе предполагает решение задач в специально организованной деятельности с детьми (ОД) и в совместной деятельности воспитателя с детьми, их родителями и законными представителями.
Продолжительность работы по данной программе составляет 32 часа. Режим занятий – 1 раз в неделю, форма проведения групповая, подгрупповая.
Учитывая возраст детей (4-5) и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом воспитании детей и предусматривает создание оптимальных условия для экологического воспитания детей:
- психологические и социально-педагогические условия организации работы учитывают социальный опыт ребенка, его возможности, способности, интересы;
- развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой. Что включает в себя:
- подбор необходимой литературы по природе: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», В.В.Смирнова «Тропинка в природу», В.В. Волчков «Конспекты занятий в средней группе» и т. д.
- систематизация дидактических пособий, картин, игр по экологическому воспитанию;
- разработка дидактических игр;
- подбор цифровых средств обучения и т.д.
Все материалы периодически обновляются.
3.2. Методы реализации
Наглядные методы:
- организация экскурсий, целевых прогулок;
- проведение наблюдений за объектами;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- демонстрация моделей;
- демонстрация презентаций, видеороликов;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- проведение бесед с элементами диалога;
- информационное просвещение.
Игровые методы:
- подготовка, организация и проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация опытно-исследовательской деятельности;
- проведение продуктивной деятельности;
- оформление гербариев, коллекций;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
3.3. Взаимодействие с родителями
На начальном этапе реализации программы, на родительском собрании предусмотрено ознакомление родителей с целями, задачами программы, о проектах которые будут реализоваться с детьми.
Акцент делается на то, что занятия будут способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его культуры, приобретению навыков экологически безопасного поведения и укрепления соматического здоровья.
Главная задача родителей - поддержать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки, проявлять интерес к содержанию работы по экологии.
Формы работы с родителями:
Консультирование, беседы – ознакомление родителей с подготовленными консультациями по определенной тематике; индивидуальное консультирование, беседы по запросу.
Родительские собрания - информирование родителей о результатах работы с ребенком как на занятиях в центре, так и дома (видеосюжеты); организация взаимной поддержки родителей, наблюдение за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей.
Открытые занятия – демонстрация того, чему научились дети.
Совместные развлечения, проекты - укрепление чувства взаимопомощи, уважения и поддержки друг друга, как между детьми, так и между родителями.
Домашнее задание по формированию представлений о природе, необходимо для успешного освоения ребенком навыков, полученных в процессе коррекционно-развивающей работы.
Семейный клуб – обмен опытом по формированию представлений о природе у детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
Информационные буклеты, памятки, папки-передвижки – информационно-практический материал, который может быть разработан как по окончании какого-либо занятия для применения в домашних условиях, так и по запросу родителей.
3.4. Ресурсы
Для успешной реализации программы в учреждении созданы следующие необходимые педагогические условия:
- коррекционно-развивающая среда: для игр и занятий; разнообразное оборудование; иллюстративный материал, оборудованный участок, игрушки, материал по природе;
- методический материал: перспективный и календарные планы, методическая литература, дидактический материал;
- тесное взаимодействие со специалистами и родителями.
3.5. Предполагаемые результаты и критерии оценки эффективности программы:
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика:
- Создадутся оптимальные условия для экологического воспитания детей.
- Воспитанники овладеют обобщёнными знаниями о природном мире.
- Дети приобретут первоначальные представления и знания о природе родного края.
- Укрепится здоровье воспитанников за счет организацию экскурсий, прогулок в природную зону и использование элементов здоровьесберегающих технологий в специально организованной совместной деятельности воспитателя с детьми.
- Усваивается значимость сохранения природного мира и происходит осознание необходимости бережного отношения к нему.
- Дети овладеют элементарными практическими навыками ухода за растениями и животными.
- Родители будут вовлечены в работу по формированию экологических представлений у детей.
Эффективность программы определяется посредством сравнительного анализа достигнутых и ожидаемых результатов.
Используемые методики сбора информации:
- Специально организованное наблюдение.
- Диагностирование, анкетирование.
Диагностика экологических знаний детей средней группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)
2. Какие животные домашние, какие дикие, назови
3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?
4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)
5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?
6. Назови и покажи домашних птиц
7. Расскажи, как выросла птичка?
8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме
9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке
10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)
11. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья
12. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)
13. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)
14. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)
15. Назови и покажи комнатное растение, которое растёт в вашем уголке природы (3-4 )
16. Определи, какие растения надо полить?
17. Что нужно, чтобы растение росло?
18. Что произойдёт, если растение не поливать?
19. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)
Критерии оценки ответов:
1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы
Подсчёт результатов:
15 – 22 баллов – низкий уровень; 23 – 35 – средний уровень; 36 – 45 – высокий уровень
Диагностика экологических знаний детей средней группы
№ п/п | № вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Итог | ||||||||||||||||||||
ФИ ребёнка | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Содержание программы
1. Перспективный план работы по НОД экологического воспитания детей в средней группе
Сентябрь Задачи месяца.
| ||
Тема занятия | Задачи занятия | Источник |
« Во саду ли, в огороде» | Закрепить представления детей об уже знакомых фруктах и овощах, (яблоко, груша, картофель, капуста, морковь, огурец, помидор); Познакомить с некоторыми видами других овощей (кабачок, баклажан, лук, перец, красная свекла); Закрепить знания о том, что фрукты растут на деревьях, в саду, а овощи – на грядках, в огороде; Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, сообразительность детей, умение собирать целое из частей; Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожай; Учить принимать личное участие в элементарных трудовых процессах, вызвать желание помогать взрослым, развивать умение работать в команде. | Конспекты занятий |
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах | Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки. Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду, способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Беседа о насекомых | Закреплять представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Наши пернатые друзья | Формировать умение детей различать птиц по существенным признакам. Дать обобщенные представления о зимующих и перелетных птицах. Обогащать и активизировать речь детей. Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период. | Конспекты занятий |
Октябрь Задачи месяца
4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. | ||
Лесные лекари. Ягоды Севера | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о ягодах; о правилах их сбора, хранения и применения. Формировать первоначальные знания о ягодах родного края и ценностное отношение к природе Севера. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Развивать речь и пополнить словарный запас. | Конспекты занятий |
Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин) | Познакомить с понятием «комнатные растения» Формировать умение сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству. Закреплять умение пользоваться моделями. Упражнять детей в обследовательских действиях. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
В гостях у жителей леса. Олень – сын Севера | Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, формировать умение выделять отличительные признаки диких животных Познакомить детей с представителем животного мира севера – оленем, особенностями его жизни и ценностным отношением коренных жителей к этому животному. Способствовать развитию связной речи Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережному отношению к обитателям живой природы | Конспекты занятий |
Наблюдение за рыбкой | Закрепить знания о рыбке и условиях ее жизни в аквариуме (строение, условия жизни, уход за аквариумом). Развивать логическое мышление. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Ноябрь Задачи месяца
| ||
Как поливать растение | Закрепить знание структуры трудового процесса (поливка). Обучить детей практическим навыкам поливки. Воспитывать отношение к растениям как к живым существам. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Что нам осень принесла. Обобщающее. | Расширять знания детей об осенней поре года и подготовке к зимнему периоду. Продолжать формировать у детей обобщенное представление о живой и неживой природе в период перехода от осени к зиме. Формировать связанную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, умение выслушивать других детей. Развивать познавательный интерес детей и логическое мышление. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе | Конспекты занятий |
Подводный мир. Рыба озёр | Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде. Продолжать формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д. Дать первоначальные представления о рыбах, живущих в водоемах родного края. Активизация и обогащение словарного запаса детей. Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Воспитывать интерес к природе. | Конспекты занятий |
Как зимуют дикие звери | Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Декабрь Задачи месяца
| ||
Наблюдение за воробьем и вороной | Расширить знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Как живут растения зимой | Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают). Обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений (с использованием моделей). Развивать умение устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Ёлочка, ёлочка – хвойная иголочка | Закрепить и углубить знания детей о еле и сосне, как о представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Воспитывать экологическое мировоззрение: учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева. | Конспекты занятий |
Покормите птиц зимой | Закрепить понятие «зимующие птицы» Познакомить детей с зимним жителем нашего северного края – снегирём. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Обогащать словарный запас путем введения слов: корм, кормушка, холодно, голодно. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам. | Конспекты занятий |
Январь Задачи месяца
| ||
Прогулка в зимний лес | Закрепить представление о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Обобщить знания о том, как проводят звери и птицы зиму, чем питаются. Закрепить знания с использованием моделей. Развивать зрительную память, внимание, логическое мышление. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Зимушка-зима | Закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе. Формировать основы ЗОЖ. | Конспекты занятий |
Февраль Задачи месяца 1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Подвести детей к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем. 2. Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений зами¬рает). 3. Развивать умственную операцию «обобщение», выделяя существенные признаки различных домашних животных и рас¬тений. 4. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов. | ||
Как узнать растение | Обобщить представление о типичной морфологии растений (дерево, куст, трава). Закреплять умение различать и показывать части растений. Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля). | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Беседа о домашних животных | Формировать понятие «домашние животные». Развивать умственную операцию «обобщение». Воспитывать интерес к домашним животным. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Лекарь на окошке. Алоэ | Закрепить знания детей о комнатных растениях, их строении и о создании условий для роста. Познакомить детей с новым комнатным растением – «Алоэ». Объяснить название растения и его лечебные свойства. Продолжать формировать у детей умение описывать растения, по наиболее характерным признакам внешнего вида. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Конспекты занятий |
Наши четвероногие друзья (кошка и собака) | Уточнить и расширить представления о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними. | Конспекты занятий |
Март Задачи 1. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега). 2. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве). 3. Закреплять знания о структуре трудового процесса с использованием моделей. 4. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе. | ||
Посадка гороха в уголке природы | Формировать знания о процессе посадки (структура трудового процесса). Совершенствовать навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
В хороводе деревьев. Деревья северного края | Закрепить знания детей о единице растительного мира – дерева, его строении. Формировать представление о деревьях, растущих в родном крае. Развивать связную речь, расширить и активизировать словарь. Воспитывать экологическое мировоззрение: учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева. | Конспекты занятий |
К нам весна шагает | Расширить знания детей о последовательной смене времен года, первых весенних признаках. Формировать умение устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Конспекты занятий |
Жизнь диких зверей весной | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к жизни зверей. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Апрель Задачи 1. Уточнять представления детей о признаках весны (изменение цвета неба, количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин). 2. Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов). 3. Развивать умственную операцию «обобщение». 4. Продолжать развивать связную речь детей. | ||
Составление описательных рассказов о комнатных растениях | Учить последовательному и полному рассказу об объекте. Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Первоцветы Югры | Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе. Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями, растущими в родном крае. Формировать представление об условиях, необходимых для появления первоцветов (полянка освещена ярким светом, хорошо прогреваемая солнцем, где быстро растаял снег). Воспитывать интерес к явлениям природы и бережное отношение к растениям. | Конспекты занятий |
Птицы | Обобщить у детей представление о птицах на основе выделения существенных признаков. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
Береги живое | Обобщить представления детей о многообразии природного мира (ХМАО – Югра, в частности). Способствовать формированию навыков правильного поведения в природной среде. Воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. | Конспекты занятий |
Май Задачи 1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны: появление насекомых; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд. 2. Развивать умственные операции, сравнение и обобщение. 3. Развивать связную речь. 4. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | ||
Путешествие в весенний лес (обобщающая беседа о весне) | Закрепить знания о весенних изменениях в неживой и живой природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Совершенствовать речь. | Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
«Зелёная аптека» | Уточнить знания детей об отличии между комнатными и луговыми цветами. Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить детей с лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю. | Конспекты занятий |
Региональный компонент реализуется в темах
Тема | Компонент |
Лесные лекари. Ягоды Севера | Формировать первоначальные знания о ягодах родного края и ценностное отношение к природе Севера. |
В гостях у жителей леса. Олень – сын Севера | Познакомить детей с представителем животного мира севера – оленем, особенностями его жизни и ценностным отношением коренных жителей к этому животному. |
Подводный мир. Рыба озёр | Дать первоначальные представления о рыбах, живущих в водоемах родного края. |
Ёлочка, ёлочка – хвойная иголочка | Закрепить и углубить знания детей о еле и сосне, как о представителях хвойных деревьев. Воспитывать бережное отношению к природе родного края. |
Покормите птиц зимой | Закрепить и обобщить представления детей о зимующих птицах ХМАО. Познакомить с зимним жителем нашего северного края – снегирём. |
В хороводе деревьев. Деревья северного края | Формировать представление о деревьях, растущих в родном крае. Воспитывать экологическое мировоззрение: учить бережному и доброму отношению к природе, понимать ценность каждого дерева. |
Первоцветы Югры | Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями, растущими в родном крае. |
Береги живое | Обобщить представления детей о многообразии природного мира ХМАО – Югра. Способствовать формированию осознания экологических проблем и навыков правильного поведения в природной среде. |
«Зелёная аптека» | Формировать представления детей о лекарственных растениях родного края, их свойствах. |
2. Прилагаемые средства для совместной специально организованной деятельности
Месяц | Средства |
Сентябрь | Наблюдения и опыты
Экологические игры «Кто скорее соберет», «К дереву беги», «Что сажают в огороде», дидактическое упражнение «Раньше — позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве», «Все по домам», «Опиши, мы отгадаем», «Опиши, я отгадаю», «Чудесный мешочек», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок». Чтение художественной литературы В. Бианки «Паучок-пилот»; Г. Глушнев Стихи о насекомых «Кузнец и кузнечики»; А. Майков «Пейзаж»; Э. Машковская «Осень»; М. Михайлов «Лесные хоромы»; Н. Трутнева «Уле-тай, наше лето»; Э. Успенский «Как растили капусту»; Г. Циферов «Как лягушонок искал папу». Фольклор Песенки-потешки, загадки, пословицы и поговорки. Беседы «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы», «Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке». Труд в природе Совместно с воспитателем осуществлять уход за растениями и животными уголка природы. Уход за букетами срезанных цветов. На участке совместно с воспитателем перекопка земли около кустарников, уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений. ЦСО Аудио запись: физминутка Железновой «Автобус» Наглядность Плакаты: «Классификация птиц», «Перелётные и зимующие птицы». Схема составления рассказа о птицах Гимнастика для глаз: «Облака», «Листопад» Презентации: «Фруктовые загадки», «Витамины на грядках», «В огород мы пойдем» |
Октябрь | Наблюдения и опыты
Экологические игры «К дереву беги», «Кто быстрее соберет», «Найди дерево по описанию», «Найди листок, как на дереве», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Найди пару», «Кто знает, пусть продолжает» (словесная), «Третий лишний», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом» (словесная), «Волшебный цветок», дидактическое упражнение «Раньше — позже», «Подскажи словечко». Чтение художественной литературы Благинина «Улетают, улетели...», «Осень»; Э. Машковская «Дело к зиме»; Майков «Осень»; А. Блок «Зайчик»; Г. Скребицкий «Лесной голосок»; К. Ушинский «Бишко». Фольклор Песенки-потешки, загадки, скороговорки. Беседы «Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в детский сад», «Осень — это хорошо или плохо», «Где •рыбке лучше живется»(в реке или в аквариуме). Труд в природе Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Сбор красивых листьев для букета в уголок природы. Изготовление сувениров, игрушек из природного материала. Мытье игрушек после прогулки. Совместно с воспитателем уход за обитателями уголка природы. ЦСО Наглядность Алгоритм роста растения Слайд подборка «Северные ягоды» Слайд подборка «Олень – сын Севера» Презентации «Как растёт цветок», по рассказу Сутеева «Под грибом», «Лесные жители зимой», дидактическое пособие «В гостях у жителей леса», аудио-презентация «Есть у каждого свой дом» |
Ноябрь | Наблюдения и опыты
Экологические игры Дидактические упражнения «Раньше—позже», «Подскажи словечко»; дидактическая игра «Знаешь ли ты?»; подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Все по домам», «Покажи без слов»(с элементами пантомимы); словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок»; ботаническое лото «Кто во что одет». Чтение художественной литературы Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи», «Пороша»; Н. Некрасов «Заунывный ветер гонит...»; Е. Благинину «Огонек», «Улетают, улетели...», «Стрижи»; И. Михайлова «Как обидно...»; А. Пушкин «Унылая пора...»; Л. Толстой «Волк»; В. Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях). Фольклор Песенки-потешки, загадки о диких зверях и осенних явлениях природы, пословицы. Беседы «Что ты видел по дороге в детский сад» (проводится в начале и конце месяца в сравнении), «Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Что нам осень принесла» (с помощью моделей сравнить с детьми признаки осени в сентябре, октябре, ноябре). Включить в беседу игру «Расскажи без слов». Труд в природе Совместно с воспитателями ухаживать за растениями и животными уголка природы. Самостоятельно мыть камушки из аквариума и поддоны из-под растений. Совместно с воспитателями и родителями готовить кормушки для птиц, расчищать дорожки от снега. ЦСО Наглядность Алгоритм «Осень» Слайд подборка «Осень. Обобщение» Слайд подборка «Осень. Обобщение 1» Гимнастика для глаз «На дне морском» Презентации «Лесные жители зимой», «Морское путешествие», «Подводный мир. Рыба озёр» (ОД) Развивающее видео «Обитатели моря». Видео-энциклопедия для детей «Рыбы» |
Декабрь | Наблюдения и опыты
Экологические игры Дидактические игры «Собери цветок» (на материале зимующих птиц: воробей, ворона, синица, сорока, снегирь); словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю» (на материале комнатных растений), «В магазине растений», «Кто знает, пусть продолжает»; подвижные игры «Беги в дом, какой покажу», «Лиса в курятнике»; игра-инсценировка по стихотворению А. Пчельниковой «Птичка». Чтение художественной литературы Я.Аким «Первый снег»; Е.Трутнева «Первый снег», «Елка»; Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок), «Воробей», «Ворона»; Зверев «Воробьиное Бюро погоды»; В Зотов «Ворона», «Снегирь», «Заяп-беляк», «Воробей», «Сорока» (из книги «Лесная мозаика»); Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В.Калинина «Про снежный колобок»; В.Чарушин «Что за зверь». Фольклор Песенки-потешки о зиме и птицах, загадки о птицах, пословицы. Беседы «Как помочь птицам зимой», «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель». Труд в природе Уборка участка от снега. Окапывание снегом деревьев. Постройка снежных гаражей, ледяных горок, снежных лабиринтов. Подкормка птиц. Наблюдение за работой дворника по уборке снега, за работой снегоуборочной машины. Самостоятельная поливка растений в уголке природы, посев овса для подкормки птиц, помощь воспитателю в смене воды в аквариуме. ЦСО Наглядность: плакат «Зимующие птицы» Презентация «Зимующие птицы», «Наши пернатые друзья» |
Январь | Наблюдения и опыты ♦ Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный день не блестит. Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла — превратилась в сосульку.) Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.
Экологические игры Дидактические игры «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живет?», «Кто где живет?» (лото с элементами моделирования), «Кто кем будет?», «Бывает — не бывает»; подвижные игры «Льдинка», «Четвертый лишний»; игровые упражнения «Догадайся, о ком рассказываю», «Кто кричит, а что трещит?». Чтение художественной литературы И. Суриков «Белый снег пушистый»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Январь»; М. Садовский «Снегопад»; А. Клыков «Белка», «Как лиса зимует»; Покровский «Волк», «Медведь»; В. Берестов «Гололедица»; В. Кондратьев «Метель»; В. Степанов «Большая пурга»; М. Пришвин «Ночевка зайца»; В. Биан-ки «Снежная книга»; Г. Снегирев «Звери наших лесов»; Таллина «Как лиса в лесу живет». Фольклор Считалки, загадки, потешки о диких зверях. Беседы «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка». Труд в природе Самостоятельно протирать листья растений и поливать (по мерке воспитателя) в уголке природы. На участке — подкормка птиц (насыпать в кормушку зерна, подвесить сало). Понаблюдать, какая птица что будет клевать. Расчистка дорожек от снега, создание построек из снега. ЦСО Наглядность: алгоритм «Зима» Презентация «Загадки зимушки-зимы» |
Февраль | Наблюдения и опыты
Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.
Экологические игры «Зоологическое лото», «Что изменилось», «Найти по названию», «Где спряталась матрешка?», «Кто кричит, а что трещит?», «Когда это бывает?»; подвижные игры «Четвертый лишний», «Мышеловка». Чтение художественной литературы С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли?»; Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»); К. Ушинский «Лошадка»; Е. Клокова «Мой конь»; А. Александрова «Новый знакомый»; В. Степанов стихи «Большая пурга»; В. Кондратьев «Метель»; Е. Чарушин «На нашем дворе»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным». Фольклор Песенки-потешки, загадки о домашних животных. Беседы «Что будет, если не убирать снег зимой», «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег — в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний любимец». Труд в природе Расчистка дорожек от снега и посыпание песком. Подкормка птиц на участке. Сбор сухих обломанных веток. В уголке природы — самостоятельный полив растений, кормление рыбок (по мерке воспитателя), уход за посадками. ЦСО Наглядность Алгоритм роста растения Презентации «Как растёт цветок», «Комнатные растения. Алоэ» Видеоролик «Котёнок умывается, а мама помогает» |
Март | Наблюдения и опыты
Экологические игры Дидактические игры «Помоги малышам», «Магазин цветов», «Четвертый лишний», «Съедобное — несъедобное», «Зоологическое лото»; игра с элементами драматизации «Зайчик в беде»; подвижные игры «Мышеловка», «Хитрая лиса». Чтение художественной литературы С. Маршак «Весенняя песенка»; Л.Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Н. Сладков «Весенние радости»; В. Алферов «Март»; В. Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В. Бианки «Лесная газета»; С, Аксаков «Гнездо». Фольклор Песенки-потешки, заклички, загадки о весне. Беседы «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной), «Что ты видел необычного по дороге в детский сад». Труд в природе Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, перца. Уборка снега на участке, посыпание дорожек песком. |
Апрель | Наблюдения и опыты ♦ Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца (по утрам солнце будит детей, когда они еще дома, а зимой было темно, когда они уже приходили в детский сад). Солнце все выше, светит ярко, ослепительно. Каким стало небо? Что изменилось по сравнению с зимой? Уточнить, что оно было серое, а теперь часто ярко-синее, на нем белые закругленные облака — кучевые. Почему они так называются? (Держатся на небе кучками.) Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.
Экологические игры Дидактические игры «Где спряталась матрешка?», «Найди дерево по описанию», «Загадай — мы отгадаем», «Съедобное — несъедобное», «Помоги малышам»; подвижные игры «Все по домам», «Мышеловка», игры с элементами драматизации «Ручейки и озера», «Времена года» (из книги А. Молодовой «Экологические игры»). Чтение художественной литературы Л. Аким «Апрель»; В. Бианки «Последняя льдинка»; Н. Павлова «Ранней весной»; И. Беляков «Подснежник проснулся»; К. Ушинский «Пчелки на разведках». Фольклор Заклички, весенние песенки-потешки, загадки о весенних явлениях природы. Беседы «Кто весной возвращается домой» (беседа о перелетных птицах), «Почему весной бывают наводнения», «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения), «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед). Труд в природе Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и посадка семян гороха, перца. На участке: уборка снега, посыпание дорожек песком. Самостоятельная поливка комнатных растений, протирание листьев. Совместно с воспитателем опрыскивание растений, подкормка, пересадка, рыхление. Выращивание рассады уличных цветов, уход за животными. На участке — окапывание деревьев. |
Май | Наблюдения и опыты
Экологические игры Дидактические игры «Магазин „Цветы"», «Четвертый лишний», «Помоги малышам»; дидактическое упражнение «Отбери и назови цветы, которые знаешь»; подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Кто быстрее найдет березу, тополь, клен», «У медведя в бору»; игры с элементами драматизации «Ласточки и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Козы, кыш от березы» Чтение художественной литературы Н.Павлова «Находка» (сказка), «Под кустом» (сказка), «Подножная травка» (сказка); Г. Серебрицкий «Счастливый жучок»; В. Степанов «Летающий цветок»; М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Серова «Ландыш», «Фиалка»; В. Зотов из книги «Лесная мозаика»: «Береза», «Дуб», «Божья коровка», «Одуванчик», «Кузнечик», «Майский жук»; Е. Чарушин «Воробей»; В. Бианки «Первая охота». Фольклор Песенки-потешки о весне, весенние загадки о явлениях природы. Беседы «Правила друзей леса» (с использованием моделей), «Дома появились малыши» (рассказать о рождении котят, щенят, птенцов, использовать картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами»), «Что изменилось в жизни человека с приходом весны», «Что хорошего и что плохого бывает весной». Труд в природе Уход за растениями в уголке природы (полив, разрыхление почвы, опрыскивание растений). Продолжить уход за посадками овощей: прореживание, прополка. Помогать воспитателю в уходе за животными, в теплый день вынести обитателей уголка на улицу. |
3. Организация самостоятельной деятельности детей
Месяц | Способы организации |
Сентябрь | Изобразительная деятельность Поощрять желание детей отражать свои впечатления от осенних изменений в природе. В уголке самостоятельной художественной деятельности поместить обводки фруктов, овощей, грибов, деревьев. Уголок природы Поместить модели признаков осенних изменений в природе и модели признаков насекомых. Книжный уголок Создать уголок осеннего леса: поместить альбомы, иллюстрации с изображением даров леса, муляжи фруктов, овощей, грибов. Выложить в свободное пользование игры «Кто во что одет» и «Ботаническое лото». |
Октябрь | Изобразительная деятельность Поощрять детей отражать приметы золотой осени в рисунках. Выложить разнообразный природный материал для самостоятельное изготовления детьми поделок. Поместить иллюстрации с изображением золотой осени. В уголке природы Поместить модели: строение растений, строение тела рыбы, динамические модели приспособления животных к сезону. Книжный уголок Поместить книги с осенними иллюстрациями. Выложить в свободное пользование игры «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов), «Найди пару». |
Ноябрь | Уголок природы. Поместить модели трудового процесса (поливка), динамические модели (медведь в берлоге, жук в коре и т.д.), а также цветные иллюстрации, репродукции на тему приспособления диких зверей к зимним условиям. Книжный уголок. Подборка литературы. Выложить в свободное пользование игры «Волшебный цветок», «Найди пару», «Ботаническое лото». |
Декабрь | Уголок природы Поместить модели строения тела птицы; модель трудового процесса (мытье растения). Подборка иллюстраций с изображением начала зимы. Уголок художественного творчества Поместить трафареты птиц, тонированную бумагу для изображения зимних пейзажей, контуры деревьев, кустарников, домов. Книжный уголок Сделать подборку книг о зиме (согласно перечню). Выложить в свободное пользование игры «Собери цветок», «Составь картинку», лото «Кто во что одет». |
Январь | Уголок художественного творчества Поместить репродукции с изображением метели, вьюги. Трафареты диких зверей, обводки снежинок. На панно поместить силуэты деревьев, птиц, зверей для составления зимних пейзажей. Уголок природы Поместить модели следов зверей и птиц, динамические модели (белка в дупле, медведь в берлоге и т.д.). Книжный уголок Поместить книги с зимними иллюстрациями (см. список). Выложить в свободное пользование игры «Угадай, чей это след», «Разрезные картинки» (изображение зверей, птиц), «Зоологическое лото» (с элементами моделирования). |
Февраль | Уголок художественной деятельности Выставить репродукции картин Шишкина «Зима», Поленова «Московский дворик». Трафареты птиц, домашних животных, книжки-раскраски. Уголок природы Разместить иллюстрации с изображением метели, вьюги и модели: части растений, существенные признаки домашних животных. Книжный уголок Разложить книги К. Ушинского, Е.Чарушина. Выложить в свободное пользование игры «Зоологическое лото», разрезные картинки. |
Март | Уголок природы Поместить модели трудового процесса посадки семян. Выложить в свободное пользование разрезные картинки с изображением диких животных, игры «Когда это бывает», «Четвертый лишний». Уголок художественной деятельности Разместить контуры для обводки диких животных, птиц, рисование контура по точкам, раскраски весенней тематики. Картины-пейзажи: «Таяние снега», «Проталины», «Грачи прилетели». |
Апрель | Уголок художественного творчества Разместить репродукции картин И. Левитана «Весна», «Большая вода». Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски. Уголок природы Поместить модели строения тела птицы. Выложить в свободное пользование разрезные картинки птиц (6—9 частей), игры «Четвертый лишний», «Соберемся на прогулку». |
Май | Уголок природы Поместить модели: строения и потребностей растений, правила друзей леса. Уголок художественного творчества Поместить репродукции Кончаловского «Сирень белая и розовая», И. Левитана «Одуванчики». Обводки насекомых, взрослых птиц и их птенцов. На панно: силуэты деревьев, кустарников, животных для выкладывания весеннего леса. Книжный уголок Выставить иллюстрации цветущих деревьев, книги: Е. Благинина «Черемуха», М. Пришвин «Золотой луг», Е. Чарушин «Воробей». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по экологическому воспитанию для детей 4-7 лет «Чудесница природа» (Воспитатель Неретина Т.П.)
Сегодня перед всем человечеством остро стоит вопрос решения важнейших проблем экологии и сохранения экосистемы земли для будущих поколений. И решение основных экологических проблем...
Сценарий музыкально-спортивного праздника в форме интерактивной игры "Моя страна Россия" по реализации содержания парциальной программы "Спорт шагает по планете" и посвященный дню народного единства России.
Музыкально-спортивный праздник проведенный накануне дня народного единства России является итоговым мероприятием по реализации содержания основной образовательной программы ГБДОУ детского ...
Примерная парциальная образовательная программа «Первые шаги»
В материале указаны авторы программы, цели и задачи, методическое оснащение программы....
Парциальная программа дополнительного образования " Секреты природы" для детей 5-6 лет
Актуальность программы: довести до каждого ребёнка значимость природы в жизни человека, необходимость бережного отношения к окружающей среде.Способствовать формированию и развитию познавательных интер...
Мультимедийная презентация «Музыка и природа» из цикла занятий по парциальной программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
Представлены материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Музыка. Вид деятельности - слушание...
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги»
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги» обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особ...
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги»
Игры-занятия для детей раннего возраста по парциальной образовательной программе «Первые шаги» обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особ...