Воспитание любви к Родине - основа патриотизма
консультация (старшая группа) на тему

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_lyubvi_k_rodine_-_osnova_patriotizma.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Родине – основа патриотизма

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки.

Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.

В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам отчизны, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам.

Методы воспитания дошкольников обеспечивают овладение ими знаниями о родном народе, его Родине и на этой основе - развитие национальных черт и качеств молодого поколения.

Достичь качественного уровня патриотического воспитания дошкольников нельзя без учета специфики отдельных регионов, их национальных особенностей.

Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявлений любви к Родине.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Для того, чтобы определить специфику процесса формирования у детей любви к Родине, есть необходимость определиться в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его рождение, источники (на основе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство).

Действительно, если патриотизм - это чувство приязни, преданности, ответственности и т.д. к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте необходимо научить быть дружелюбным (к чему-либо, быть ответственным в его малых делах, поступках).

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Также, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, прививать любовь к труду.

Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине необходимо считать накопление ребенком социального опыта проживания в своем Отечестве и усвоение устоявшихся норм поведения, взаимоотношений.

Патриотическое чувство по природе своей многогранно, оно объединяет все стороны личности: моральную, трудовой, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент, обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет контрольно-диагностическую функцию.

Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений:

1) отношение к природе родного края, родной страны;

2) отношение к людям, которые живут в родной стране;

3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

4) отношение к государственному устройству.

Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой ​​вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.

Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детям определенных знаний о ней. Содержание занятий также можно определить в нескольких направлениях.

Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой ​​родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны.

Такая схема содержания знаний о родной стране, на основе которых возможно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.

Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по логике «от близкого к далекому» - от любви к родителям (точнее родному дому), к улице, городу, любви к родной стране. Необходимо задуматься, действительно ли этот «территориальный подход» эффективен в воспитании такого сложного и многогранного социального чувства, как любовь к Родине. Очевидно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и составляющих итоге патриотизм: дружба, верность, чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен.

У дошкольников постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой ​​дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Задача педагога вместе с родителями формировать любовь, дружбу к родному дому, желание беречь, делать лучше. Важно, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, - это способствует укреплению «чувства семьи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к Родине на основе героических примеров ее защитников и исторических событий (из опыта работы)

Высокая духовная сущность русского народа, наши традиции преданности Отечеству на сегодняшний день приобретают особое значение.   Патриотизм призван стать важной движущей силой преодоления н...

Воспитание любви к Родине - основа патриотизма

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен забот...

долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...

Патриотическое воспитание – воспитание любви к Родине!

https://kizilvest.ru/20210716-ya-gorzhus-svoim-otczom/       Любовь к Родине начинается с любви к семье и дому.«Я люблю село родное, Я люблю свой дивный край, Дом на холмике ...

Презентация "Воспитание любви к Родине на основе использования художественной литературы"

Презентация на тему"Воспитание любви к Родине на основе использования художественной литературы" в старшей группе детского сада. (Из опыта работы)...

Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра

Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия  об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...