Патриотическое воспитание – воспитание любви к Родине!
статья (младшая группа)

Белоногова Анна Валерьевна

https://kizilvest.ru/20210716-ya-gorzhus-svoim-otc...

       Любовь к Родине начинается с любви к семье и дому.

«Я люблю село родное, Я люблю свой дивный край, Дом на холмике высоком, На окне цветёт герань. Я люблю леса и речку, И тропинку вдоль полей, И пьянящий запах сена, И жужжание шмелей»… 

 Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность  

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день села, День Победы,  День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.  

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного села.

• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного села.

• Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

• Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения. Такие чувства не могут возникнуть сразу. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется в мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, села, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего района. Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Для более эффективной деятельности по воспитанию нравственности и патриотизма дошкольников, помимо актуальных форм работы, отвечающих конкретной воспитательной задаче, важно также тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина России. Как известно, любовь к Родине начинается с формирования уважительного отношения и любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви и привязанности к своему дому, улице, на которой живет ребенок, детскому саду, школе, городу, селу. Ребёнок начинает открывать для себя Родину с семьи. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»«долг»«Родина». Патриотическое воспитание заключается в прививании ребенку любви к своему родному краю и стране в целом. Благодаря патриотизму была выиграна Великая Отечественная война, когда мощь немецкой армии разбилась о чувство гражданского долга советских людей.  Детство – самая счастливая пора в жизни человека, и в сознании ребенка образы, ощущения, люди остаются навсегда. В детстве зарождается и чувство любви к родным местам, и к Родине в целом. На земле много красивых мест, удобных для жизни, но человека почти всегда влечет туда, где он родился и где прошло его становление. Особенно чувствительные натуры страдают ностальгией – тоской по родине, если живут на чужбине и не имеют возможности посетить дорогой сердцу край. Так с чего же начинается Родина? Наверное, с чувства дома, с привязанности к родным и близким людям, с чувства ответственности за них. Ответственность – очень важное чувство для формирования патриотизма. Если ребенок не принимает участия в делах дома и семьи – не следит, не бережет, не созидает – то он напоминает ленивого квартиранта, которому ничего в чужом доме, дворе, селе не дорого. И любить место, где живет, он не будет. Ответственность и привязанность формируют чувство патриотизма: ребенку не всё равно, как выглядит его жилище, как живется близким, как развивается его деревня, город, край, регион, страна. Но ответственность не появляется сама по себе, её надо воспитывать. И формировать привязанность. Очень сближают семью и способствуют развитию чувства патриотизма прогулки и путешествия по окрестностям малой родины. На всю жизнь дети запомнят плетение венков из полевых цветов или приготовление ухи и рассказы родителей у костра. А кто-то будет помнить запах грибов или ягод, кто-то – запах выпечки на углу улицы или шум фонтанов в сквере у дома. И эти воспоминания станут одной из ниточек, связывающих людей с семьей и местом, где они родились.

Очень важно рассказывать детям о жизни семьи – наверняка в ней были неординарные личности с красивыми или благородными поступками, интересными судьбами, приключениями и подвигами. Помогут в этом семейные фотоальбомы и реликвии. Придумывать не стоит, важно сделать акцент на достоинствах родственников. Начните воспитывать ребенка патриотом с нормального микроклимата в своем семейном гнездышке. Родители сами должны любить Родину, тогда никаких усилий с их стороны для воспитания детей не потребуется вовсе. Уроки воспитания будут проходить естественно и непринужденно, а дети будут проникаться любовью к Отечеству без особого для себя труда.

Я благодарна своим родителям которые с детства привили мне любовь к Родине, семье, родному краю. В районную газету я написала статью о своем отце «Я горжусь своим отцом». https://kizilvest.ru/20210716-ya-gorzhus-svoim-otc... Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), я поставили цель — вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в играх, выставках, конкурсах).  Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка. На праздник «День села» окна нашего Дома культуры были украшены работами детей. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. Я верю, что из наших детей вырастут достойные люди, патриоты своей Родины!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по воспитанию патриотических чувств и любви к Родине в средней группе

Перспективный план работы по воспитанию патриотических чувств и любви к Родине в средней группе ...

долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...

Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра

Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия  об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...

Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»

Чувство любви к Родине  закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...

Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста

laquo;Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.Целью духовн...

Воспитание любви к Родине как необходимое условие патриотического воспитания

Родина-это слово для каждого человека имеет особое значение.Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство. Невозможно быть патриотом, если нет чувства  своей личной связи с Родиной, незная как...