Воспитание любви к Родине на основе героических примеров ее защитников и исторических событий (из опыта работы)
материал на тему
Высокая духовная сущность русского народа, наши традиции преданности Отечеству на сегодняшний день приобретают особое значение. Патриотизм призван стать важной движущей силой преодоления нынешнего духовного кризиса российского общества.
Память о далёких и славных делах наших предков, уважение к ним способствуют не только патриотическому воспитанию, но и формирует целостное развитие личности ребенка, его активную гражданскую позицию. А.В.Сухомлинский писал «Как у маленького дерева, еле появившегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_lazebnaya_s.v.doc | 57 КБ |
prezentatsiya_lazebnaya_s.v.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области
Воспитание любви к Родине на основе героических примеров ее защитников и исторических событий.
Воспитатель:
Лазебная Светлана Васильевна
2013
Высокая духовная сущность русского народа, наши традиции преданности Отечеству на сегодняшний день приобретают особое значение. Патриотизм призван стать важной движущей силой преодоления нынешнего духовного кризиса российского общества.
Память о далёких и славных делах наших предков, уважение к ним способствуют не только патриотическому воспитанию, но и формирует целостное развитие личности ребенка, его активную гражданскую позицию. А.В.Сухомлинский писал «Как у маленького дерева, еле появившегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Целью данной работы является формирование социально активной личности маленького патриота на основе ознакомления с историческими событиями и героическими примерами защитников Отечества.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- познакомить детей с историческими событиями становления Российского государства, воспитывая уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- создать условия для формирования у детей патриотических чувств, пополняя предметно-развивающую среду групповой комнаты;
- сформировать в детях общечеловеческие ценности: любовь к Родине, интерес к русским традициям, потребность защищать слабых, быть справедливым;
- стимулировать развитие познавательных и творческих способностей детей на основе полученных знаний, впечатлений.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, работа строилась с учетом следующих принципов:
принцип «позитивного центризма» ( отбор знаний доступный, наиболее
актуальный для ребенка данного возраста);
- принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
- принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку;
- принцип рационального сочетания разных видов деятельности,
адекватного возрасту баланса интеллектуальных, эмоциональных и
двигательных нагрузок;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип развивающего характера обучения, основанного на детской
активности.
Работа была организована по тематическим блокам:
- «Освободители земли русской».
- «Этих дней не смолкнет слава».
- «Богат и чудесен русский язык».
- «Руки не для скуки».
Работа по теме была начата с пополнения предметно-развиивающей среды группы - мини-музей «Родной край люби и знай» (иллюстрации, буклеты, фотографии о родном поселке Троицкий, городе Губкин, Белгородской области; фотоальбомы: «Белгородчина – земля героев», «Как не любить мне эту землю», «Губкин – город-сад»; книги об истории нашей Родины, ее героях с яркими красочными иллюстрациями: «Русские победы», «Моя страна Россия» и другие); сюжетно-ролевые игры «Богатыри», «Пограничная застава», «Русский флот»; дидактические игры «Наша Армия родная», «Путешествие в историю», «Как у наших казаков», «Знай свой поселок» и др.
С целью реализации поставленной цели использовались различные формы организации обучения:
- непосредственная образовательная деятельность;
- часы общения, беседы;
- проблемно-игровые ситуации, задачи;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- целевые прогулки и экскурсии к памятным местам;
- чтение художественной литературы;
- досуговые мероприятия;
- тематические выставки.
При проведении непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе в цикле «Освободители земли русской» дети знакомились с выдающимися полководцами – защитниками нашей Родины:
- А. Невским, где был проведен конкурс «Разминка» с целью активизации имеющихся знаний у детей; дидактическая игра «Передай – назови», подвижная игра «Делай как я», использовались стихи, пословицы и поговорки о Родине;
М. Кутузовым, где использовалось рассматривание портрета полководца, ордена Кутузова, иллюстраций, чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; дидактическая игра «Узнай по описанию»;
а также с Д. Донским, К.Мининым и Д.Пожарским, царем Петром I,
А. Суворовым, Г. Жуковым. Полученные знания детей закреплялись в дидактической игре «Путешествие в историю».
В ходе непосредственно образовательной деятельности «За правое дело сражайся смело» проводились: беседа, конкурс «В народе говорят…», дидактическая игра «Поймай – назови», подвижная игра «Пожалуйста», рассматривание иллюстраций, рисование по шаблону, исследовательское задание. Для того чтобы помочь детям в непринужденной форме закрепить и систематизировать полученные знания, проводилась игра-развлечение «Экзамен Петра Первого». Дети с интересом занимались в исторической «лаборатории». Они превращались в «ученых», серьезно, сосредоточенно проводили наблюдения, сравнения. В ходе непосредственно образовательной деятельности по теме «Как начиналось русское государство» дети с увлечением сравнивали древние географические карты и современные,
репродукции, иллюстрации, определяли место России на земном шаре.
Во второй половине дня проходили часы общения, беседы, игры, где использовались логические задания, проблемно-игровые ситуации: «Если бы у нас не было армии…», «Могут ли в армии служить женщины?», и другие.
Для того, чтобы убедить детей в необходимости физической тренировки для службы в армии проводили эксперимент: дети в военном снаряжении (сумка с боекомплектом, ружье, плащ-палатка) пробегали небольшое расстояние.
В художественных произведениях на примерах жизни таких богатырей, как Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Авдотья Рязаночка, раскрывали детям понимание того, что подвиги герои совершают с чистым сердцем, на благо своего народа, учили отличать достойные поступки от недостойных и понимать лучшие человеческие качества.
А содержание сказок «Солдатская загадка», «Каша из топора», «Барин и солдатская шинель» учит детей проявлять находчивость и смекалку, трудолюбие и бесстрашие.
Для воспитания интереса к русской речи, родному языку знакомили детей с пословицами и поговорками, подчеркивая умение русских людей ярко и метко выражать словами различные жизненные позиции: «Жить – Родине служить», «Нет обороны – заклюют и вороны», «Хорош грибок белый – а солдат умелый». Во время игр, прогулок поощряли использование их в речи детей. Проводили литературные викторины, тематические вечера, театральные представления по загадкам, потешкам, сказкам.
Формирование у детей желания служить Родине, уверенности в своих силах, умении быстро принимать решение осуществлялось при проведении досуговых мероприятий: КВН «Будем в Армии служить», праздника «День защитника Отечества», в военно-спортивных играх и развлечениях: «Вместе с папой», «Будущие защитники».
Большой интерес к истории русского военного костюма, оружию, предметам быта был вызван у детей после встречи с атаманом Осколецких казаков Ереминым Николаем Михайловичем. А после посвящения в казачата, все мальчики решили быть военными и служить в Российской Армии.
Каждый год к этой работе привлекались родители, ведь защитник Отечества есть практически в каждой семье. Дома с папой дети рассматривали армейские фотографии, слушали рассказы о службе в рядах Вооруженных сил. Все это помогло понять детям значимость для страны профессии военного.
В помощь семьям для организации полезного отдыха вместе с детьми реализовывался педагогический проект «Семейный маршрут по памятным местам города Губкина». Предварительно, проведя анкетирование родителей, объяснив цели и задачи данного проекта, рассмотрели схему маршрута: памятник шахтерам, павшим в годы Великой Отечественной войны, в сквере «Шахтерской славы»; памятник воинам-освободителям в Великой Отечественной войне; Аллея героев; Губкинский краеведческий музей. По итогам экскурсий оформили групповой стенд «Их помнит Россия, их помнит наш город».
Для более глубокого знакомства детей с историей своей семьи, ее традиций в группе проводились тематические фотовернисажи: «Мой дедушка – герой», «Есть такая профессия – Родину защищать!» (армейские фотографии родителей), «Любимые места нашего поселка».
В результате проведенной работы:
- у детей сформировался стойкий интерес к истории родного края, нашей страны, ее героическим защитникам;
- повысился уровень познавательной активности, самостоятельности творчества во всех видах детской деятельности, инициативности;
- сформировались такие нравственные понятия как: доброта, потребность защищать слабых, быть справедливым, любить Родину.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Как у маленького дерева, еле появившегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А. Сухомлинский
Цель: Формирование социально-активной личности маленького патриота на основе ознакомления с историческими событиями и героическими примерами защитников Отечества.
Задачи: познакомить детей с историческими событиями становления Российского государства, воспитывая уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; создать условия для формирования у детей патриотических чувств, пополнив предметно-развивающую среду групповой комнаты; сформировать в детях общечеловеческие ценности: любовь к Родине, интерес к русским традициям, потребность защищать слабых, быть справедливым; стимулировать развитие познавательных и творческих способностей детей на основе полученных знаний, впечатлений.
принцип «позитивного центризма»; принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса; принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку; принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватного возрасту баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; принцип деятельностного подхода; принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности. Принципы работы:
«Освободители земли русской»; «Этих дней не смолкнет слава»; «Богат и чудесен русский язык»; «Руки не для скуки». Тематические блоки:
Организация развивающей среды
ПОГРАНИЧНИКИ
непосредственно образовательная деятельность; часы общения, беседы; проблемно-игровые ситуации, задачи; дидактические и сюжетно-ролевые игры; целевые прогулки и экскурсии к памятным местам; чтение художественной литературы; досуговые мероприятия; тематические выставки. Формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность
Непосредственно образовательная деятельность
Дидактическая игра «Путешествие в историю»
Часы общения, беседы.
Чтение художественной литературы
Досуговые мероприятия
Досуговые мероприятия
Досуговые мероприятия
Семейный маршрут по памятным местам города Губкин
Семейный маршрут по памятным местам города Губкин
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Работа предназначена для распространения опыта работы по экологическому воспитанию....
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Данная работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...
Воспитание любви к Родине - основа патриотизма
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен забот...
Воспитание любви к Родине - основа патриотизма
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен забот...
Статья "Нравственно - патриотическое воспитание любви к родине и её героическому прошлому"
Одна из главных задач нравственно- патриотического воспитания детей, пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и её героическому прошлому....
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Сегодня особенно актуален вопрос- как приобщить ребенка книге? проблема приобщения ребенка к книге в нашем обществе стоит очень остро. как известно современные дети все чаще проводят больш...
Презентация "Воспитание любви к Родине на основе использования художественной литературы"
Презентация на тему"Воспитание любви к Родине на основе использования художественной литературы" в старшей группе детского сада. (Из опыта работы)...