долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodine.docx | 43.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа № 18 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад)
Проект на тему:
«Воспитание любви к Родине,
как необходимое условие фундамента патриотического воспитания
детей дошкольного возраста»
Выполнил:
Пименова
Людмила Александровна
воспитатель
ГБОУ ООШ№18 СП «Детский сад»
Содержание.
- Актуальность проекта.
- Цель, задачи проекта.
- Ожидаемые результаты.
- Этапы проекта.
- Содержание проектной деятельности.
- План работы с детьми среднего возраста.
- План работы с детьми старшего возраста.
- План работы с детьми подготовительной к школе группы.
- Обобщение результатов проекта.
- Список используемой литературы.
Актуальность проекта:
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...» Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. По результатам проведенного в нашем ДОУ мониторинга по теме «Патриотическое воспитание ребёнка» выявлено, что большинство родителей заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, Родины. Родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребёнка. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Тип проекта: информационно-творческий, открытый, групповой, долгосрочный(3 года)
Участники проекта:- воспитатели ,родители, дети.
Гипотеза: Если в воспитательный процесс ввести системно организованную познавательную деятельность с элементами проблемного обучения, то это позволит создать мотивацию у детей по расширению знаний о родном крае, что будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель: воспитание интересов и любви к Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с культурой, городом, родным краем, страной
Задачи:
1.Расширить представления о родном городе, крае, стране.
2. Познакомить детей с достопримечательностями родного города, памятными знаками.
3. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
4. Развивать эмоционально-целостное отношение к родному городу, краю, Родине.
5. Воспитывать любознательность и интерес к народным традициям и обычаям, к истокам русской народной культуре.
6. Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины.
Ожидаемые результаты:
1.Пробуждение познавательного интереса к родному городу, краю, Родине.
2. Формирование чувства национального достоинства и ответственности.
3. Расширение кругозора детей через экскурсии в общественно-значимые места, знакомством с устным народным творчеством, фольклором, декоративно-прикладными промыслами.
4. Понимание бережного отношения к родной природе.
5. Воспитание ответственности и гордости за достижения нашей Родины.
6. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с ценностями культуры народов их традициями, достопримечательностями.
Этапы проведения проекта.
1.Организационно-подготовительный
Проведение диагностики. Анкетирование родителей и педагогов. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2. Аналитический
Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
3. Практический
Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, создание дидактических пособий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков, участие в общественных событиях города, края.
4. Заключительный
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворённость всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Обобщение результатов проекта.
Дети:
1. У детей появился интерес к изучению культуры родного края.
2. Сформировался необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства.
3. Пополнились знания о культурных событиях родного города, края и значимости для России.
4.Расширились знания о традициях, достопримечательностях и лучших людях нашего города.
5. Возросло желание детей изучать природу, традиции и быт народов Поволжья.
Родители:
1.Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.
2. Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессу.
3. Повысилась заинтересованность к изучению культуры коренных житей Поволжья.
4. Разработаны методические рекомендации.
Педагоги:
1. Разработаны методические рекомендации для воспитателей.
2.Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
3.Обобщён опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
4. Презентация проекта на педсовете ДОУ.
5. Появилось желание продолжить проектную деятельность.
Содержание проектной деятельности:
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
СЕМЬЯ -ДЕТСКИЙ САД-РАЙОН-ГОРОД-СТРАНА
В процессе прогнозирования привития каждому ребенку нравственно-патриотических чувств, выработке индивидуального образовательного маршрута нами были разработаны диагностические карты, перспективно-блочный план, проекты. Отдельные темы мы приурочивали к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того, мы объединяли в одну тему занятия не только познавательного характера, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью, тем самым обеспечивая интеграцию всех видов детской деятельности.
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений, выставок. Сотрудничество педагогов и родителей является важнейшим фактором в формировании нравственно-патриотической личности.
Понимая, что «воспитание – не сумма мероприятий, а мудрое общение», мы стараемся наполнять педагогической ценностью такие формы взаимодействия педагогов, детей и родителей, как: совместные праздники, «вернисажи», театральные пятницы, встречи с интересными людьми и т.п. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному
вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Реализовать образовательные проекты по нравственно- патриотическому воспитанию помогают созданные руками педагогов, родителей и детей тематические уголки. Работа в режиме такого большого проекта – это особая атмосфера профессионализма всего педагогического коллектива. Это позволило нам достичь высоких результатов.
План работы с детьми среднего возраста.
Образовательные области | Форма работы |
Познавательное развитие Речевое развитие |
Составление рассказов на тему:
Беседа:
|
Художественно-эстетическое развитие | «Художественное творчество» Рисование:
Выставка фотогазет:
Проведение праздников:
Прослушивание аудиозаписей:
|
Физическое развитие | Проведение спортивного праздника
Физкультурные досуги:
|
Социально - коммуникативное развитие | Составление правил поведения на улице, в группе, дома. Сюжетно-ролевые и режиссерские игры «Мы внучата молодцы, польем бабуле огурцы» Создание альбома «Генеалогическое древо и герб семьи». Стенд «Хорошо у нас в саду». Оформление альбома «Праздники в детском саду». |
Взаимодействие с родителями | Родительская гостиная «О семье нашей мы ведем рассказ…». Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?». Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. Сотворчество детей с родителями:
«Трудовой десант» с детьми и родителями (благоустройство территории детского сада). Оформление фотогазет (сотворчество родителей и детей):
|
Тематический план работы по нравственно-патриотическому
воспитанию в средней группе
сентябрь
Беседа: «Расскажи нам, домовой, что у каждого — род свой!»
Задачи:
1. Дать ребенку почувствовать себя частью великого целого —
своего народа.
2. Развивать образное мышление при употреблении таких слов, как
отче (отчество) — папа, отец; предки — пред нами жившие;
потомки — потом будут жить, после нас.
3. Учить составлять родословную по схеме: Я — семьЯ — мои
РОДные — мой РОД — наш наРОД (Род — главный, верховный
Бог праславян, породивший все живое)
октябрь
Экологическая игра: Предки дали нам наказ:
«Все живое вокруг нас,
Нельзя бить, разрушать,
Нельзя приРОДу обижать!»
Задачи:
1. Помочь ребенку осознать свое окружающим миром,
приРОДой через универсальность художественного языка.
2. Развивать умение находить правильное (гуманное) решение
экологических проблем и нравственно-этических задач при
защите Родины.
3. Воспитывать у детей ответственное отношение к социальной и
природной среде, следуя мысли — «Все живое — свято!»,
«Родина — Мать, умей за нее постоять»
ноябрь
Беседа: «На картине, посмотри, — ожили Богатыри!»
Задачи:
1. Дать возможность попытаться самостоятельно назвать каждого
богатыря на картине, используя ранее полученные знания;
2. Учить видеть приемы, с помощью которых художник отражает
характер героев, их личные качества, известные из сказок,
былин, отношения между ними;
3. Учить использовать в речи синонимы и сравнения, описывать
внешний вид богатырей, пейзаж; дать представление о метафоре.
декабрь
Экологический праздник: «Средь леса проходят дорожки,
Что топтали курьи ножки»
Задачи:
1. Раскрыть образ бабы Яги как положительной героини (умной,
лукавой), собирающей детей-сирот, остающихся от вражеских
набегов, по всей Руси, растящей и воспитывающей их в лесной
глуши, передающей им секреты врачевания.
2. Дать возможность использовать знание лекарственных трав,
приемов оказания первой помощи (холод, компресс), средств от
простуды (мед, варенье, отвары, настои).
3. Воспитывать уважение и любовь к старым людям.
январь
Развлечение: «Как добры молодцы и красны девицы с Бабой Ягой
в лес ходили»
Задачи:
1. Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям), желание
подражать им в своих поступках, формировать представление о героизме, дружбе, взаимопомощи;
2. Формировать ответственное и бережное отношение к родной
природе, пробудить чувство сострадания и любви к обитателям
леса, знакомить с правилами поведения в лесу;
3. Формировать основы системного мышления и логического
анализа окружающей действительности при составлении
моделей человеческих отношений.
февраль
Физкультурный досуг: «Чтоб кого-то спасти,
Нужно сильными расти!»
Задачи:
1. Создать положительное настроение у детей, показать единство
мира музыки и мира движения.
2. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, действовать
по плану, схеме, развивать скоростно-силовые качества,
внимание, ловкость.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство
коллективизма; учить объединяться для достижения цели.
март
Развлечение: «Мы плывем по окияну к славну острову Буяну»
Задачи:
1. Развивать целеустремленность и настойчивость в поисках
решения возникающих проблем;
2. Развивать дальнейший интерес к сюжету предыдущих занятий,
основанному на сказках и былинах;
3. Применять полученные знания, выражения из текста в игре;
4. Формировать умение взаимодействовать друг с другом,
распределять роли и действовать в соответствии с ними.
апрель
Сюжетно-ролевая игра: «Мы внучата-молодцы,
Польем бабуле огурцы.
Красавицы-внучки
Не жалеют в деле ручки»
Задачи:
1. Дать понятие о том, что старшие в РОДу — это Деды и
Бабушки, их нужно уважать, поддерживать словом и делом в
старости.
2. Закрепить знания о сельской жизни, сельском труде,
активизировать названия предметов (крынка, горшок, ухват,
рукомойник, колодец-студенец), полати, чадо, люлька);
действий (ведать, молвить, одарить), устаревших имен
(Акулина, Ариша).
3. Познакомить с русской народной традицией встречать гостей
хлебом-солью.
4. Воспитывать любовь к русским народным играм, песням,
потешкам, хороводам, сказкам, приметам; желание использовать
их в повседневной жизни.
План работы с детьми старшего возраста.
Образовательные области | Формы работы |
Познавательно-речевое развитие Речевое развитие | Организация уголка граждановедения в группе. Экскурсии по родному городу. Экскурсии в лес. Посещение выставок художников города.
Оформление альбомов об эволюции предметов, о разнообразии животного и растительного мира, их среде обитания. Мини – музей «Старинные вещи» беседы
Словотворчество детей с родителями: сочини стихи или сказку о г. Сызрани Составление разных кроссвордов (о животном и растительном мире). Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час». Вечер «У тетушки Загадушки». Викторина «Что я знаю о родном городе». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование, аппликация
Коллективные работы:
Выставки совместных работ детей и родителей:
|
Пластилинография:
Ручной труд (бросовый материал):
Рассматривание иллюстраций картин художников «Художники рисуют Сызрань». Прослушивание и разучивание стихов, песен о Сызрани. Оформление музыкального уголка в русских традициях. Праздники, развлечения:
| |
Физическое развитие | Игры народов Повожья. Дни здоровья (ежеквартально). Спортивные праздники, развлечения. «Чтоб кого-то спасти нужно сильным вырасти» |
Социально- коммуникативное развитие | Творческие игры, игры народов Поволжья. |
Взаимодействие с родителями | Викторина для родителей «Люби свой город и знай его историю». Оформление наглядной информации на стендах для родителей:
Фотогазета «Как я отдыхал ». Клуб выходного дня «Прогулки по памятным местам Сызрани». |
Взаимодействие с педагогами | Конкурс проектов «С чего начинается Родина». Творческий вечер «Художники рисуют Сызрань». Литературная гостиная в рамках конкурса чтецов «Поволжье– сокровище мое». Выставка наглядной информации для родителей
КВН ««Знаешь ли ты историю своего города». |
План работы с детьми подготовительной к школе группы
Образовательные области | Форма работы |
Познавательное развитие Речевое развитие | Познавательные занятия:
Создание альбомов:
Беседы:
Конкурс стихов о России. Составление кроссвордов и ребусов. Оформление альбомов:
|
Художественно-эстетическое развитие | «Художественное творчество»
Рисование пейзажей:
Роспись предметов и игрушек:
Аппликация, коллаж:
Оформление выставок детских рисунков. Поделки из природного материала. Слушание песен и музыки:
Обучение игре на инструментах:
Праздники и развлечения на основе русского фольклора:
|
Физическое развитие | Физкультурные досуги:
Спортивные развлечения:
|
Социально - коммуникативное развитие | Выпуск семейных газет:
Организация уголка по граждановедению. Игра «Что? Где? Когда?» (тема «Россия»). Викторина «Хочу все знать». |
Взаимодействие с родителями | Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников». Консультации из цикла воспитания ребенка в русских традициях. Сотворчество детей и родителей «Твори, выдумывай, пробуй». Совместные рисунки, коллажи детей и родителей «Москва – наша столица». Наглядная информация:
Спортивный праздник с родителями «Будем в армии служить», «Полет в космос». |
Взаимодействие с педагогами | Творческий вечер «Пою тебе мое Отечество…». Наглядная информация «Достопримечательности Москвы». |
Список использованной литературы
1. Виноградова Л. Дорогая моя столица //Дошкольное воспитание. – 1997. - №4.
2. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10. 3. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2003.
4. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
6. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А.А. Остапца и др.
7. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимые условия формирования правильной речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Консультация для педагогов ДОУ на тему "Необходимые условия формирования правильной речидетей дошкольногот возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...
Консультация для педагогов «Воспитание любви к литературе, как необходимое условие развития чувств у детей»
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература....
Проект«Организация творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
Информационно-познавательный проект...
Выступление на педагогическом совете тема «Воспитание любви к малой Родине, как необходимые условия фундамента патриотического воспитания»
Родина - это слово для каждого человека имеет особое значение. Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство.Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальн...
Воспитание любви к Родине как необходимое условие патриотического воспитания
Родина-это слово для каждого человека имеет особое значение.Оно выражает глубокое, дорогое и великое чувство. Невозможно быть патриотом, если нет чувства своей личной связи с Родиной, незная как...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...
Формирование любви к малой родине как необходимое условие начало патриотического воспитания
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - месту, где он родился, своей семье, своему поселку - с любви к его малой Родине. Большая Родина всегда начинается с малой. А...