В человеке всё должно быть прекрасно
статья на тему
Предварительный просмотр:
Игры и игрушки.
Многие родители стремятся вырастить своих детей гармонично развитыми творческими личностями. Но не все осознают, что творческие способности уходят своими корнями в раннее детство, в личный опыт ребёнка. А ведь детские представления, фантазии, которые нам взрослым, кажутся смешными, на самом деле являются зародышами будущего творчества. В ответ на разыгравшуюся фантазию ребёнка взрослый может одёрнуть его:
«Не говори глупости!». И слова эти будут серьёзной ошибкой, всё равно что растоптать пробившийся из земли росточек. Ребёнок, как правило, старается делать то, чего от него ждут, и повторяющееся много раз одёргивание может убить его творческую инициативу.
Необходимо поддерживать игру ребёнка, включится в мир детской фантазии. Родители стараются купить много игрушек для своего чада. Они забавны только на первый взгляд. Они нацелены на мгновенный, броский, коммерческий эффект. Многие так называемые «развивающие игрушки» не служат развитию воображения, они состоят в основном из стандартных деталей и направляют мысль ребёнка по одному и тому же пути. Избыток игрушек вызывает противоположный эффект – подавляет и в конечном счёте вызывает скуку. Ценность игрушки не в её цене. А часто даже наоборот. Ребёнок с удовольствием играет деревяшкой, палочкой, веточкой. В его воображении они могут преобразоваться в зверя, птицу, великана, космический корабль. Самая интересная игрушка для ребёнка – та, которая не несёт в себе заранее запрограммированного единственного варианта игры. Детские психологи и педагоги считают, идеальным являются пластилин, бумага, глина. Ребёнок может придать им любую форму, они не сковывают его воображения. Коробку цветных карандашей надо дать ребёнку как можно раньше. Идеальным размером листа для рисования будет «бесконечная площадь», которая не ограничивает маленького творца жёсткими рамками. Но поскольку предоставить её ребёнку весьма трудно, надо дать ему бумагу разного формата, чтобы он сам выбрал, что больше подходит к задуманному рисунку, пусть и в этом он проявит свою творческую активность. Не сердитесь на ребёнка, если он разрисует обои в своей комнате. Не пресекайте его творчество.
Детские страхи.
Во все времена детским страхам придавалось большое значение. Это явление наблюдалось всегда, потому что детское восприятие тонко и ранимо, ребёнок очень восприимчив и отзывчив как на доброе, так и на злое воздействие, его воображение работает, так сказать, «на полную мощность». А сегодня, в век нервных перегрузок, дети, как наиболее слабое и беззащитное звено общества, требуют особого внимания. Что может обусловить испуг, что приведёт к привычному страху, станет основой детской нервозности и в дальнейшем может лишить человека душевного здоровья? Не надо думать, что двухлетний малыш, ничего не понимает и не запоминает. Именно в это время закладывается фундамент его душевного здоровья на всю жизнь. Поэтому нужно быть очень внимательным к своему ребёнку. Заметив любой страх, ни в коем случае не высмеивать, Боже сохрани, не загнать этот непонятный взрослому страх внутрь. Никогда не называйте малыша трусишкой. Ребёнок может бояться темноты. Нужно в это время побыть с ним, зажечь ночник, или оставить дверь открытой, чтобы ребёнка успокаивала полоска света. Только не ругать и не дразнить его. Недаром с древних времён существует ритуал засыпания. Надо спеть колыбельную песню, поцеловать и перекрестить на сон грядущий. Это успокаивает ребёнка, даёт ему почувствовать, что он не один в этом пугающем мире. Надо всеми способами укреплять в ребёнке уверенность в себе, потому что только уверенный в себе человек преодолеет страх, а запуганный и зажатый – вряд ли со своим страхом справится. Очень удобно напугать собакой, которая укусит, стариком, который посадит в мешок и унесёт или его куда-нибудь отдадут в случае неповиновения. Но все эти « удобные средства» чаще всего приводят к возникновению устойчивых страхов. В связи с этим хочется призвать родителей с большой осторожностью доверять своего ребёнка чужим людям. Пусть даже доброжелательным, но которые по своей невнимательности, неосведомлённости, некомпетентности в области детской психологии, вовсе даже не желая того, могут нанести ребёнку серьёзную душевную травму, послужить причиной того, что в народе издавна именуют «испугом».
Вежливость.
Вежливость воспитывается с самого раннего возраста всей семейной атмосферой. Слова «спасибо – пожалуйста» усваиваются детьми, едва они научатся говорить. Но дело не только и не столько в словах. Как и во многих вопросах воспитания, родителям надо начинать прежде всего с себя. Даже новорождённый ребёнок реагирует на ссоры взрослых. В той семье, где отношения между взрослыми гармоничны, доброжелательны, где вежливость друг к другу норма, и ребёнок естественно воспринимает всё это как норму поведения.
На третьем году жизни великий имитатор – ребёнок имитирует взрослых уже сознательно. Когда дети видят уважительное отношение родителей к бабушке и дедушке, у них вырабатывается чувство дистанции и по отношению к своим родителям, что ни в коем случае не препятствует единению в семье – совместным праздникам, походам, играм…
Вежливость, воспитанная с раннего детства, это не просто набор правил, а часть мировоззрения, видения мира и отношения к нему. Жизнь в воспитанной, вежливой семье наполняется множеством мелких приятных ритуалов, которые украшают жизнь: радостное приветствие друг друга утром, совместное пребывание за столом, прощание на ночь и т.д.
Как мы ходим?
В раннем детстве мозг ребёнка не развивается отдельно от его тела. Умственное развитие идёт параллельно, а точнее сказать, в тесном взаимодействии с его физическим развитием. Важно с самых первых лет предоставить ребёнку свободу движений, делать с ним как можно больше упражнений, всячески способствовать его двигательной активности. Чем раньше начнём развивать ребёнка физически, тем легче обеспечим его в будущем достижениями на интеллектуальном уровне. Научные исследования психологов с математической точностью доказывают прямую зависимость реализации умственного потенциала ребёнка от времени и усилий, затраченных им и его родителями на физические упражнения. Ходьба – один из основных видов движений, значение которого не оценено по достоинству. Взрослые не обращают внимание на то, как они ходят, как ходит их малыш. А для ребёнка ходьба – процесс творческий, если хотите, процесс познания мира. Очень часто можно увидеть взрослых, которые, широко шагая, тащат за руку ребёнка. Наша спешка обкрадывает ребёнка. Надо выходить заранее и стараться, как можно реже держать малыша за руку. Предоставляйте ребёнку возможность идти самостоятельно, да и одевайте его соответственно, чтобы не надо было с пугающими малышами криками выволакивать его из интересной и полной волшебства лужи или канавы в страхе за попорченную «элегантность» одежды. Испачканная одежда потом постирается, а вот предоставленная свобода движений в пространстве вполне может окупиться в дальнейшем активным, инициативным характером, успехами в школьной учёбе. Походка – зеркало не только физического развития, но и духовного и душевного состояния. Чрезвычайно важно следить за тем, как мы сами ходим. Важна наша осанка при ходьбе, чтобы привить правильную осанку ребёнку.
Помните, что ходьба стимулирует мыслительный процесс.
Не надо думать, что ходьба и физические упражнения необходимы только для физически полноценных и здоровых детей. Детские психологи и педиатры накопили большой материал о том, что интенсивная ходьба и физическая активность обеспечивают реабилитацию детям с задержкой физического и умственного развития.
Как любить живое?
Ребёнку изначально свойственна любовь ко всему живому. Он тянется к кошке, собаке и цветку. Если это свойство игнорировать, не обращать на него внимания, если родители не сочтут его важным, то оно может привести к некоторым искажениям в личности ребёнка. Это внутренне присущее свойство имеет тенденцию развиваться в двух альтернативных направлениях. Либо оно идёт так сказать по нисходящей и приводит к низменному желанию забрать себе, схватить, присвоить всё, до чего только возможно дотянуться. Ребёнок рвёт и бросает за ненадобностью цветы, тащит в дом пойманного ежа, который погибнет, если не сумеет сбежать, умрёт и притащенный в дом птенчик. Родители с умилением наблюдают, как их ненаглядное чадо, ползает по полянке и срывает цветущие одуванчики, превращая полянку в кладбище погибших цветов. Умиляться тут нечему. Такое поведение – зоолог грубости характера, душевной черствости, эгоизма.
Гораздо лучше для ребёнка, если интерес к живому будет развиваться иным путём. Куда полезнее присесть рядом с малышом перед тем же одуванчиком, полюбоваться его золотистыми лепестками-лучиками, увидеть в растущем незатейливом цветочке красоту и роскошь, созданную природой. Так развитие души ребёнка пойдёт по правильному пути, по пути духовности. Уважительное отношение ко всему живому научит его сопереживанию и сочувствию. Из ребёнка получится не бездумный переделыватель природы, не разрушитель, не «терминатор», созидатель с жизнеутверждающим мотивом каждого своего поступка.
Любовь ребёнка к живому надо уметь перенести на домашние растения и животных. Можно вместе с мамой ухаживать за комнатными растениями. Очень хорошо развести домашних животных, но обязательно рассчитать, по силам ли дело. Не надо заводить обезьянку, крокодила или тигра, даже если ваши средства позволяют это сделать. Сначала можно купить хомячка, рыбок.
Потребуется хоть и не сложный, но совместный уход. Хлопоты доставят всей семье массу радости и, не удивляйтесь, даже послужат её укреплению.
Как общаться со сверстниками.
Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к двум – трём годам ребёнок ощущает себя как личность, а к четырём – пяти годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.
Старайтесь, чтобы ваш ребёнок был как можно больше задействован, не только детский сад, а ещё, например, художественный кружок, музыкальная школа и т. д. Это не только поможет ему гармонично развиться. Учёными замечено, что успех в одном роде деятельности может неожиданнее помочь обрести уверенность в другом, занять более высокое положение в детском социуме.
Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознаёт своё «я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.
Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это « заразительно» для ребёнка.
Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами…
Каждый случай требует очень внимательного разбора. У детей своя логика; с нашей взрослой, логикой там делать нечего.
Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены.
Видеть, слышать, читать лучшее.
Книгу нельзя заменять телевизором. Чтение – наиболее непосредственное общение читателя с автором. Книга, слово написанное, заставляет работать душу, мозг, все чувства. Книга даёт простор воображению. Читатель дорисовывает, в чём-то досознаёт образ и характер героя повествования.
Ребёнку надо дать в руки хорошую книгу. Если в мозгу ребёнка запечатлеется добрая, умная и талантливая книга, то это на всю жизнь привьёт ему вкус к чтению. В семье должна быть атмосфера чтения, ребёнка надо буквально окружать хорошими книгами, чтобы он с удовольствием, а не по принуждению слушал чтение.
Маленькому ребёнку нужно читать стихи. Ритмичное слово нравится детям. Поэтому все народные колыбельные, прибаутки преподносятся ребёнку в виде стихов. Не надо думать, что ребёнок ещё мал и поэтому не может заучить стихотворение наизусть. Это неверно ребёнок легко запоминает ритмичные стихи, особенно если ему нравятся. Лучше всего действовать своим примером: с увлечением самому декламировать стихи. Поскольку стихи ритмичны, они изначально нравятся ребёнку. Хорошо бы даже несколько театрализовать, превратить в игру чтение и запоминание стихов. Большое значение, несомненно, стоит придавать и выбору стихов. Стихи должны быть короткими и ритмичными. Стихи для запоминания должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить. И в то же время они должны нравится ребёнку. Заучивание стихов развивает память ребёнка, и это будет необходимо ему во взрослой жизни. Не говоря уже о том, какой огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд несут в себе хорошие стихи.
Всё сказанное относится и к другим видам искусств. Когда человек в раннем возрасте знакомится с подлинным искусством, то и в дальнейшем, на основе сложившегося стереотипа, он сумеет правильно оценивать искусство.
Надо только помнить, что сила воздействия музыки, литературы, живописи зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, то он обеспечит духовность человека и в дальнейшем.
Поощрение и наказание.
Долгое время в официальной педагогике считалось, что нет никакого метода воздействия на ребёнка, кроме поощрения и наказания. Пользуясь этим методом, мы выращиваем усредненную человеческую особь, которую даже трудно назвать личностью, хотя задача воспитания прямо противоположная. Попробуем вместе порассуждать и разобраться. Наказание ведёт к подавлению личности, приводит либо к полной безынициативности либо, если мы имеем дело с ребёнком с сильным характером, к агрессии, к непредсказуемому бунту. Личность переходит в оппозицию: в пять лет ребёнок тайно делать всякие неприятности родителям, издеваться над слабыми, в десять лет, протестуя, убежать из дома.
К неменьшим неприятностям может привести и, казалось бы, более мягкий метод поощрения. Некоторые родители, уповая на него, вводят как бы «таксу» - некие расценки поощрения за разные поступки. В результате такого «гуманного» метода ребёнок начинает добиваться желаемого «пряника» любыми путями. Это приводит к неискренности, корыстолюбию, а порой и к прямому обману. Есть ещё один метод, который кажется нам неприемлемым, хоть он и вошёл в моду в последнее время. Это так называемый метод свободного воспитания. Метод, когда дети воспитываются в условиях кажется абсолютной свободы, когда они якобы абсолютно раскованны и свободны. Но новейшие исследования психологов доказывают порочность данного метода: дети, выросшие в условиях искусственного сиротства, лишённые именно родительского тепла, ласки, внимания, защиты, становятся неуверенными в себе, зажатыми, закомплексованными и элементарно отстают в интеллектуальном развитии.
Гораздо более трудный, требующий максимальной отдачи от всех членов семьи – метод доверительных отношений, тепла, ласки. Здесь место поощрения и наказания занимает одобрение или неодобрение, исходящее от любящего существа(отца, матери, брата, бабушки) достаточно будет сказать «Ты молодец, я тобой горжусь» или «Ты меня огорчил, я расстроен». Но тут действительно нужен авторитет, завоёванный не подачками, не суровостью, а искренней преданностью, тактом, пониманием. Да и всей атмосферой семьи, атмосферой взаимного уважения и приязни.
Возраст «почемучек».
Ребёнок начинает задавать вопросы ещё до того, как научится говорить. Нет, это вовсе не парадокс. Он находит шишку или камушек, приносит их к вам. Это и есть вопрос. Просьба объяснить, что это такое. А затем на вас обрушивается лавина вопросов.
Доказано , что ребёнок в первые годы жизни осваивает информации больше, чем за всю остальную жизнь. Поэтому от его вопросов нельзя отмахиваться. Недополученные в дошкольном возрасте знания оборачиваются интеллектуальным отставанием. Многие родители совершают большую ошибку, разговаривая с ребёнком на его детском языке, сюсюкая, думая, что ему так понятнее. Ответ на вопрос жаждущего знаний «почемучки» должен быть абсолютно серьёзным. Можно и трёхлетнему малышу рассказать о ледниковом периоде или движении небесных светил. То, что ребёнку интересно, он обязательно запомнит. И не нужно бояться перегрузить его информацией, потому что, если информация будет непосильной, малыш просто отключится.
Ребёнок впитывает информацию, как губка. В возрасте «почемучки» он ничем другим не озабочен: ни гормональными перестройками, ни своим социальным статусом, ни взаимоотношениями с педагогами и т.д., ни многими желаниями и потребностями, которые возникают позже.
Постарайтесь отвечать на все вопросы без раздражения и с максимальной точностью – так вы заложите фундамент правильного интеллектуального развития своего малыша.
Терпеливый или капризный.
Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен.
Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка – свойства возраста. Ребёнок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт(тесноту в автобусе, очередь в магазине).
Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказываться от понравившейся игрушки, если родителям не посредствам её купить.
Воспитывая это важное качество, родители должны быть очень внимательны и тактичны, чтобы не вызвать у ребёнка ни негативизма, ни комплексов, ни ощущения забытости и нелюбимости.
Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена. Терпение вырабатывается постепенно, шаг за шагом.
Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.
Ставя перед ребёнком определённую задачу(потерпи, подожди), необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. Рассказать, почему надо, скажем, преодолеть этап пути(«Вот доедем до города, и там купим воды», «Дойдем до того дерева и в тени отдохнём»). И непременное условие – похвала за достигнутый результат.
Оценка может быть даже преувеличенной, с подчеркиванием мужества, терпения маленького человека.
Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседы для родителей из цикла «В человеке всё должно быть прекрасно».
Возраст «почемучек».Как общаться со сверстниками.Видеть, слышать, читать лучшее.Как любить живое?Маленький вор.Поощрение и наказание.Внешний вид.Стихи.Питание ребенка....
В человеке все должно быть прекрасно лицо, одежда и душа.
Формирование ценностного отношение к общения, развивитие коммуникативных навыков (умение слушать, становиться на точку зрения других, работать сообща, и др.), потребности во взаимопомощи;Эго-ком...
Материал для родителей "В человеке все должно быть прекрасно"
Материал для нагладной пропаганды, буклетов, стендов, аннотации к выставке, стенгазете....
«Всем должно быть ясно – чистым быть прекрасно»
Конспект состоит из двух частей. Вторая часть практическая....
Конспект НОД конструирование.«В человеке всё должно быть прекрасно….»
Конспект НОД по конструированиюИнтеграция образовательных областей через лего – конструирование.в подготовительной группе№1 «Любознайки»Тема: «В человеке всё должно быть прекра...
Поведение человека должно быть осмысленным
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом которого, должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а ...
Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «У каждого человека должно быть интересное дело».
Конспект занятия в подготовительной группе по теме:«У каждого человека должно быть интересное дело»....