Родительское собрание "Развитие познавательных процессов через игровую деятельность"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Петрушина Екатерина Сергеевна

Развитие познавательных процессов у дошкольников через игровую деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида» Развитие познавательных процессов через игровую деятельность Педагог – психолог Петрушина Екатерина Сергеевна

Слайд 2

Познавательные процессы - психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все психические процессы так или иначе обеспечивают получение информации. Познавательные процессы внимание память мышление восприятие воображение

Слайд 3

ВНИМАНИЕ - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней. Дети в 6-7 лет начинают овладевать произвольным вниманием, НО непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Произвольное внимание – возникает при помощи волевых усилий Непроизвольное внимание – концентрация на ярких, эмоциональных событиях

Слайд 4

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию внимания: Развивать слуховое внимание Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное. Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления. Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью. Создавать средства - стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка. Для развития внимания использовать игры с правилами..

Слайд 5

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить "да" и "нет"). Игры - головоломки. Загадки. «Найди два одинаковых предмета», «Найди отличия». «Будь внимателен«»(выполнение гимнастических упражнений по словесной команде). «Где что было», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).

Слайд 6

«Назови каким цветом написаны слова»

Слайд 10

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Память носит произвольный характер. Высокий уровень двигательной памяти позволяет детям 6-7 лет осваивать достаточно сложные движения, выполнять их быстро, точно, с меньшим напряжением, чем раньше, гибко изменять освоенные действия.

Слайд 11

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию памяти Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания. Обучение культуре запоминания. Учить ребенка вспоминать последовательность событий. Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти. Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства.

Слайд 12

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти "Запомни предметы" (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию). "Детектив" (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 5 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; "Пирамида" (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, - повторяет и т.д.) "Что ты видел в отпуске?" (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях). "Следопыт" (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен найти). "Одежда" (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром). "Короткий рассказ" (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его). "Фигурка из палочек" (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

Слайд 14

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. В 6-7 лет преобладает наглядно – образное мышление и начинает формироваться словесно – логическое, оно предполагает развитие умения оперировать словами.

Слайд 15

Рекомендации педагогам и родителям для работы с детьми по развитию мышления: Составлять группу из отдельных предметов. Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам. Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению. Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов. Учить сравнивать предметы. Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами. Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

Слайд 16

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления: «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий). «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению). «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет). «Антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный –слабый», «легкий – тяжелый» и др.). «Уникуб», «Лото». «Домино», пазлы, конструкторы. Загадки.

Слайд 17

«Нелепицы»

Слайд 19

«Чего не хватает?» развитие логического мышления

Слайд 20

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В 6-7 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации. Кроме того, оно необходимо в тех видах деятельности, которые требуют предварительного планирования, — в рисовании, конструировании и т.п.

Слайд 21

«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»

Слайд 23

Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

Слайд 24

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ Учить детей различать предметы на ощупь. Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус. Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление. Формировать умение составлять из частей целое. Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана - схемы. Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом. Формирование сенсорных эталонов формы. Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

Слайд 25

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия "Перевертыши" (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок). "Как пройти к зайке", "Путешествие по комнате", "Куда пойдешь, что найдешь" (ориентация в пространстве по плану - схеме). "Узнай форму" (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры). "Найди отличия" (учить находить отличия у похожих предметов). "Построй по росту" (построить предметы, соответственно их высоте). "Сложи картинку" (составить из частей целую картинку). "О чем я говорю?" (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь). "Какое время года?" (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года). "Угадай предмет" (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Слайд 26

«Чей контур?»

Слайд 27

«Какую заплатку пришить коврику»

Слайд 28

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Добрый вечер  уважаемые родители. Мы рады вас сегодня видеть.

В первую очередь мы одна команда. И наша цель едина, только для каждого она направлена на своего малыша: воспитать здорового, умного и счастливого ребенка. Так как дети дошкольного возраста до сих пор воспринимают информацию через  игру хочу предложить немного поиграть

  1. Игра «Каким я вижу своего ребенка»

Задача игры определить, каким хотели бы видеть своего ребенка при выходе из детского сада.

Для этого каждый из них подходит к заранее подготовленной ромашке, в центре ромашки надпись – «Я хочу чтобы мой ребенок был… ». Ответы родители пишут на лепестках (имеется в виду развитие малыша, например, сообразительным, смышленым, активным, любознательным и т. д.) .

Подведение итога:

Чаще всего родители пишут такие ответы, как приведено в примере, что позволяет перейти к следующему разделу нашего родительского собрания.

Знания об окружающем мире и о себе ребенок получает благодаря познавательным психическим процессам, он усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи.

Слайд 1. «Развитие познавательных процессов в возрасте 6-7 лет». Именно о познавательных процессах пойдет речь.

Слайд 2. Познавательные процессы – это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки информации создается представление о действительности.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Слайд 3. Первым мы рассмотрим - Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

ДЛЯ МЕНЯ

1. Избирательность — связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

2. Объем — определяется числом одновременно (в пределах 0,1 сек) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти.

3. Распределение — характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий).

4. Концентрация — выражается в степени сосредоточенности на объекте.

5. Устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте.

6. Переключаемость — определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому. )

Слайд 4. Назовите пожалуйста каким цветом написано слово

Слайд 5. Рассмотрите внимательно картинку. Ответы записываются на листке. А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто сидел на полянке? Каким цветом было покрывало на котором сидели винни пух, тигр и пятачок? Какого цвета майка у вини пуха? Что ел Винни - Пух? Сколько деревьев росло на полянке? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов) .

Слайд 6. Пустой (чтобы родители ни на что не отвлекались при ответах).

Слайд 7. Посмотрите внимательно на другую картинку. Мальчику по имени Ваня приснился сон, в котором как мы видим, присутствовала очень много котят. Помогите сосчитать Вани всех котят. Сколько их? Ответ: 13 (кошка не считается).

Слайд 8. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание.

Игра 1: давайте познакомимся первый родитель представляется, второй повторяет имя первого и свое и так до последнего родителя. Что способствует развитию памяти и внимания

Игра 2: Послушайте и запомните слова парами. Затем когда услышите первое слово из каждой пары, называйте второе.

Ваза – стекло  ; Яблоко – сад;  Собака – выставка; Пчела – улей; Вишня – компот, Цветы – рисунок.

Слайд 9. А такие упражнения следует использовать с вашими детьми. И еще 10 слов Лурия. Дети 6-7 лет дожны запоминать 6-7 слов и картинок.

Слайд 10. Мышление – это высший этап обработки информации, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.

В 6-7 лет преобладает наглядно – образное мышление и начинает формироваться словесно – логическое.

Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Слайд 11,12,13 картинки

Слайд 14, 15 Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.  

Игра «Клякса». Дополнительно: лист бумаги, кисточка и краски. Родители по очереди подходят к листу бумаги и рисуют по одной детали. Задача первого просто поставить «кляксу». Следующие должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное

Слайд 16, 17 картинки

Слайд 18 Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

ВОСПРИЯТИЕ в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно

воспринимать окружающий мир.

Слайд 19,20 картинки

Спасибо за внимание уже сейчас необходимо покупать развивающие книжки, считать и читать  каждый день.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, способствующие развитию познавательных процессов

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

  • «Перевертыши» (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
  • «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь» (ориентация в пространстве по плану - схеме).
  • «Узнай форму» (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
  • «Найди отличия» (учить находить отличия у похожих предметов).
  • «Построй по росту» (построить предметы, соответственно их высоте).
  • «Сложи картинку» (составить из частей целую картинку).
  • «О чем я говорю?» (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).
  • «Какое время года?» (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).
  • «Угадай предмет» (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

Игры и упражнения способствующие развитию внимания

  • «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите» (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить "да" и "нет").
  • Игры - головоломки.
  • Загадки.
  • «Найди отличия».
  • «Найди два одинаковых предмета».
  • «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
  • «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
  • «Где что было», (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
  • «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
  • Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти

  • «Запомни предметы» (учить ребенка  запоминать и воспроизводить информацию).
  • «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают;
  • «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, - повторяет и т.д.)
  • «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
  • «Следопыт» (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
  • «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
  • «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
  • «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
  • «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
  • «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
  • «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).

Игры способствующие развитию мышления

  • «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).  
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • «Антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «легкий – тяжелый» и др.).
  • «Уникуб», «Лото». «Домино», пазлы, конструкторы.
  • Загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

Самообразование по теме: «Развитие познавательных процессов, через экспериментальную деятельность»

      Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской  деятельности.            ...

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способно...

«Развитие познавательных процессов в игровой деятельности старших дошкольников».

Игра— незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Игровая деятельность даёт возможность решать педагогические задачи в игро...