Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста
статья
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие через игровую
деятельность детей дошкольного возраста
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Эффективное средство развития интереса к обучению и воспитанию - игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.
Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие в раннем возрасте проходит преимущественно во время игры.
Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Активна роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества, честность, дисциплинированность, чувство справедливости.
В свободной игровой деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, своего рода открытия.
Для познавательного развития детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком.
При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.
Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Они чрезвычайно увлекательны для малышей, и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.
На прогулке игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция познавательно-исследовательской и игровой деятельности детей дошкольного возраста:использование блоков Дьеныша.
Семинар - практикум...
Формирование коммуникативной компетенции через игровую деятельность детей дошкольного возраста
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительност...
Сказки и их место в развитии театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста
Данный материал подготовлен для воспитателей. Он поможет с помощью русских народных сказок организовать в группе театральную деятельность, правильно планировать работу с детьми и творчески развивать д...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание через игровую деятельность детей дошкольного возраста» В ознакомлении дошкольников с природой особую роль я отвожу ди...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...
Развитие эмоционального интеллекта через игровую деятельность детей дошкольного возраста.
laquo;Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде ...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста» .
НижнекамскТема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста» Дата начала работы над темой – сентябрь 2023 год....