Самообразование по теме: «Развитие познавательных процессов, через экспериментальную деятельность»
материал по окружающему миру (старшая группа)

        Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково – исследовательской  деятельности.                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019g.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:


Самообразование

воспитателя Ивановой Людмилы Николаевны                                                               г. Зеленоградск

МАДОУ «Детский сад №3»

по теме:

«Развитие  познавательных процессов,                                                                              через эксперементальную деятельность»

2018-2019 год

                                                                                     

   Китайское изречение

                                                                                       То, что я услышал, я забыл

                                                                                       То, что я увидел, я помню

                                                                                        То, что я сделал, я знаю

        Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.                             Для достижения поставленной цели определила ряд                                                        задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ.
  • Развивать представления об основных физических явлениях
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия,  для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

    Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые. Работа педагога:                                                                                                                       ∙ Изучение научно-педагогической литературы;                                                                           ∙ Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;                                                                                                                 ∙ Создание современной предметно-развивающей среды в группе;                                               ∙ Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;                         ∙ Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

∙ Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;                                                           ∙ Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;                                                                                                                                                              ∙ Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;                                                                                                              ∙ Обучение на курсах повышения квалификации;                                                                                   ∙ Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:

∙ умение анализировать научно-методическую литературу;                                                      ∙ умение применять полученные знания на практике;                                                           ∙ активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.                                                                                                                     Дети научатся:  самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;  предлагать возможные варианты решения;  исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.  Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.  Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.  Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:                                                                     «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»       «Научите ребенка любить живую природу»                                                        Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.                                                                                                                    Тематические фотовыставки: «Моя семья в лесу»; «Моя семья на даче»; «Мои домашние питомцы»                                                                                              Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»                                                              Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».                                                                                                       На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

  • Анкета для родителей:

Цель: выявить отношение родителей к поисково - исследовательской активности детей.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации:                                                       «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей  группы как условие успешной социализации»;                                           «Требования к проведению наблюдений».

Анкета для педагогов.                                                                                                               Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

                                     

9.Список литературы

  1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. –СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс» ,2017г.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию + CD. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2018. – 512 с.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет. ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2018. – 32 с.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2018. – 32 с.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 5-6 лет ( старшая группа). ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2018. – 16 с.
  6. Гуриненко Н.А. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2018 – 64 с.
  7. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2018. – 240 с.
  8. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №1 (старший дошкольный возраст). ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2017.-32 с.
  9. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №2 (старший дошкольный возраст). ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2018.-32 с.
  10. Соколова Л.А Экологическая тропа детского сада. ФГОС. – СПб – ДЕТСВО Пресс. 2014. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...

ПРОГРАММА профессионально-личностного саморазвития педагога на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПРОГРАММАпрофессионально-личностного     саморазвития педагога на тему «Формирование  любознательности через экспериментальную деятельность»...

Отчет по самообразованию на тему:"познавательное развитие через экспериментальную деятельность в старшем дошкольном возрасте".

Чем больше ребенок видел,слышал и переживал,тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он распологает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее при других рав...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...