"Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста".
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Людмила Владимировна Маричева


Главная особенность развития общения,социализация детей раннего возраста-взаимодействие, оно осуществляется только с помощью взрослых!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста»

Слайд 2

ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА –ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛЫХ !

Слайд 3

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ, СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТ. ЭМОЦ.ФОНА ОВЛАДЕНИЕ РЕБЕНКОМ РЕЧЬЮ, РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ СТИМУЛИРОВА- НИЕ ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ

Слайд 4

Развитие эмоциональной сферы ребенка раннего возраста Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и тд) Игры на развитие эмоций Психогимнастика Упражнения на подражание, инсценировки, этюды Музыкальные игры, потешки, песенки Насыщение детской жизни эмоциями – подвижные игры, развлечения, праздники, театр и т.п. Обыгрывание новых игрушек Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций Элементы релаксации Обучение приемам снятия напряжения – игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж

Слайд 5

Развитие средств общения малышей: Вопросы Словесные поручения Активизация речи в быту Побуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуаций Ролевые игры Коммуникативные игры Чтение стихотворений, рассказывание сказок Подвижные игры с кричалками, песни-хороводы Знакомство со считалками, мирилками Игры-драматизации Наблюдения, опыты на прогулках, в д/саду

Слайд 6

Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья» Моделирование ситуаций Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов Обучение способам снятия напряжения Сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок Просьба оказания помощи Пересказ любимого мультика друзьям и взрослым Телесно-ориентированные упражнения Коллективные развивающие игры Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр Совместная творческая деятельность

Слайд 7

При дефиците внимания, общения взрослых организм ребенка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, при перестановке семейных ролей, выражении несогласия. Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания. Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге. Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, раннем помещении ребенка в ясли, чрезмерных ласках. Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врожденная речевая, моторная и коммуникативная недостаточность. Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания.

Слайд 8

ПЕДАГОГ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ: Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, образовательных потребностях родителей и способностях ребенка. Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития. В общении с детьми и родителями проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера. Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации . Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую, а роль педагога как их помощника. Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.

Слайд 9

Роль семьи в развитии общения малыша Культурные ценности семьи Общая и психологическая культура родителей Национальные традиции семьи Ролевые модели матери и отца по отношению к окружающим Степень свободы и самостоятельности, предоставляемая ребенку Условия для развития

Слайд 10

Советы для родителей – чтобы ребенок рос общительным… Должен быть психологический комфорт в семье – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях. Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и«ЗЛО» определять моральную ценность поступка. Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них. Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.

Слайд 11

Литература: «Учимся общаться с ребенком» - М.,1993 «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» под ред. О.С.Ушаковой, М., 2000 «Психология социальной одаренности» под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, М.,2009



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию

Быть родителями - одно из самых важных занятий в мире. Именно родители становятся первыми и самыми лучшими воспитателями. Любовь, понимание понятия « детство», знание каждого периода развития ребенка делают ребенка счастливым. Ж. Ж. Руссо сказал « Любите детство: будьте внимательны к играм и забавам ребенка, к его милому инстинкту».

Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести « психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и другие. Период первых трех лет - период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Специально организованные игры с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами - орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго, третьего года жизни.

Очень важно соотносить тематическое планирование материала со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Прежде чем предложить рисовать детям красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисованию на тему «Снежинки» должно предшествовать наблюдение за снегопадом. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности - в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду, школе. Однако, чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребенка. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их и осознанно выращивать человека. И поэтому каждая из предлагаемых игр фактически многофункциональна, направлена на комплексное развитие ребенка. Содержание игр направляют взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком. Взрослый и ребенок объединены как бы общей игровой задачей, совместным выполнением игровых действий. В итоге малыш не только усваивает то или иное «учебное» содержание, но и испытывает чувство радости от общения, одобрения взрослого и своих успехов. Поэтому он испытывает чувство безопасности, защищенности, ощущает свою нужность взрослым. У него развивается привязанность к играющему с ним человеку. Взрослый так же испытывает радость от общения с ребенком, от возможности видеть успехи, продвижения малыша в его развитии. Поэтому игры с детьми имеют взаимообогащающее, взаиморазвивающее значение.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр на развитие цветовосприятия у ребенка раннего возраста.

1. «ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ПОЛЯНКУ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Материал: два картонных круга («полянки») двух цветов - жёлтого и красного, бабочки только одного цвета (жёлтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры

Взрослый кладёт перед ребёнком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это её домик». Берёт жёлтую бабочку, прикладывает её к красному кругу и говорит: «Это - не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка жёлтого цвета, и все бабочки тоже жёлтого цвета».

2. «УГОСТИ КУКОЛ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Материал: две куклы, одетые в разные платья (красное и жёлтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры

Взрослый обращает внимание ребёнка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». То же самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях использует метод сличения (такая - не такая).

3. «ПОСТРОЙ ДОМИКИ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).

Материал: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры

Взрослый строит домики, затем говорит ребёнку: «Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднениях показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: «У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а у этого домика - другая крыша, не такая (называет цвет)".

Игры, направленные на развитие ориентировки на форму у детей раннего возраста.

1. «КАТИТСЯ - НЕ КАТИТСЯ»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры

Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребёнком и предлагает поиграть. Берёт шарик, кладёт на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», - предлагает ребёнку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желобка. При этом комментирует: катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет действия руками ребёнка, обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится).

После того как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, а кубики нет.

2. «ОПУСТИ ИГРУШКУ В СВОЙ ДОМИК"

Цель:вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Оборудование: две коробки: одна - с круглой прорезью, вторая - с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры

Взрослый ставит перед ребёнком две коробки, берёт шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достаёт из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь - не такие, здесь - кубики».

3. «СОБЕРИ ПИРАМИДКИ»

Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Материал: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры

Взрослый ставит перед ребёнком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые, это шарики, а на другой не такие - кубики.

4. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры

Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребёнка кладёт в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и даёт малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.

Игры, направленные на развитие ориентировки на величину у детей раннего возраста.

1. «БРОСЬ ШАРИК»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.

Оборудование и материал: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры

Взрослый показывает ребёнку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».

2. «СПРЯЧЬ МЯЧИК В КОРОБОЧКУ»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры

Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку».

3. «ПОСТРОЙ БАШНИ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предмета, формировать практические способности ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Материал: набор кубиков одного цвета, двух размеров.

Ход игры

Взрослый ставит перед ребёнком набор кубиков и предлагает построить башни: «Будем строить вначале из таких, больших, кубиков». Берёт один большой кубик и показывает его малышу: «Бери все такие и ставь на этот кубик. Обращает внимание ребёнка, что если поставить маленький кубик, башня упадёт. После того как башня из больших кубиков будет построена, все кубики снова выкладываются перед ребёнком. «А теперь будем строить башню из маленьких кубиков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста"

Материал для родителей и воспитателей детей раннего возрата...

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Статья "ОСОБЕННОСТИ психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями "

В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста. Особую актуальность приобретает вопрос, связанный с нахождением путей и особенностей психол...

«Особенности организации взаимодействия с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»? Это комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются наоснове достижений науки, техники и передового опытаФедеральный государственный образовательный с...

Особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста

Педагогическое взаимодействие – это специально организованный процесс между ребенком и наставником, который влияет на развитие взаимодействующих сторон и их взаимоотношений....

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО.

Презентация для педагогов по организации детской деятельности с детьми  раннего возраста, выступление педагога сопровождается презентацией, видеороликом «Теремок для малышей»)...