Особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста
статья
Педагогическое взаимодействие – это специально организованный процесс между ребенком и наставником, который влияет на развитие взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста
Понятие “взаимодействие” в самом общем значении можно описать как универсальную форму влияния объектов друг на друга. Через взаимодействие человек познает природные и социальные явления, причинно-следственные связи, ориентируется в пространстве и времени, исследует свое поведение и мыслительные процессы. Потребность человека в общении, обучении, образовании, развитии также связана с этим понятием (М.С. Качан, В.А. Ленторский).
Анализ педагогической и психологической литературы показал, что нет единого подхода к определению понятия “педагогическое взаимодействие”. Следовательно, рассмотрим его, исходя из разных авторских позиций.
Психологический словарь дает нам определение взаимодействия как процесса воздействия объектов друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь.
В социальной психологии понятие взаимодействия выступает как характеристика контактов людей в совместной деятельности и описание взаимных влияний друг на друга в результате этой работы (Г.М. Андреева).
В педагогической науке “педагогическое взаимодействие” заняло место ведущей категории (Смирнов В.И., Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Подласый И.П., Реан А.А. и др.).
Взаимодействие становится педагогическим, когда педагоги, воспитатели, родители выступают в роли наставников. Оно должно иметь равенство отношений, сотрудничество, взаимообогащение эмоциональной, умственной и деятельностной сфер всех участников этого взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие рассматривается как:
- “связь педагога и ребенка в воспитательном процессе” (А.А. Бодалев, З.И. Васильева);
- “взаимодействие педагога и воспитанника в формировании межличностных отношений” (В.А. Бодров);
- “элемент педагогического процесса, отражающий преднамеренные контакты педагога с учащимся, следствием которых являются взаимные изменения в поведении, длительности и отношениях” (Е.Н. Шиянов).
Различают следующие виды педагогических взаимодействий: педагогические - отношения воспитателей и воспитанников; взаимные -отношения со взрослыми, сверстниками, младшими; предметные - отношения воспитанников с предметами материального мира; отношения к самому себе.
Важно заметить, что педагогическое взаимодействие возникает и без участия воспитателей, когда воспитанники контактируют с окружающими людьми и предметами.
Анализируя разнообразные авторские позиции к определению и содержанию понятия педагогического взаимодействия, выделяется следующая его структура:
- когнитивный компонент, включающий знание личностных особенностей ребенка, его интересов, увлечений, понимание цели взаимодействия и задач, стоящих перед ребенком;
- эмоциональный компонент, включающий понимание мотивов поведения, эмоциональную готовность к взаимодействию, уважение позиций друг друга, сопереживание, сочувствие;
- поведенческий компонент, включающий контакты, помощь и взаимоподдержку, а также изменение действий в адрес друг друга после обсуждения (Н. Н. Обозов, М. И. Рожков, Л. В. Байбородова).
Таким образом, педагогическое взаимодействие включает в себя определенные знания, мотивы взаимодействия, педагогическое влияние и ответную реакцию на это влияние.
Современные исследования основываются на классификации американского психолога Дианы Баумринд, которая выделила 4 стиля отношений: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Впоследствии они немного видоизменились: авторитарный, демократический и либеральный.
Можно выделить и другие виды позиций наставника (педагога или родителя) по отношению к ребёнку.
Однако, чем отличается педагогическое взаимодействие от педагогического
взаимодействия с ребенком раннего возраста? Здесь необходимо учитывать ряд особенностей.
Во-первых, необходимо “принятие” ребенка и эмпатия к нему. Для ребенка раннего возраста важно положительное отношение, сопереживание и сочувствие несмотря на то, что и как он делает. Установление доверительных отношений является специальной задачей педагогов, работающих с детьми раннего возраста, так как они опасаются посторонних людей. Осложняет работу педагога проблема адаптации к новым условиям и дошкольному учреждению во время адаптационного периода. Необходимо терпение и умение расположить к себе ребенка, уважая его личное пространство (одним нужна тактильность, чтобы успокоиться, другие избегают контактов и успокаиваются сами, третьих можно отвлечь яркой игрушкой). Ни одно чувство ребенка не должно “пройти мимо” педагога - он обязан отреагировать как на положительные эмоции, так и на отрицательные. Равнодушие может обидеть, зародить в нем сомнение, что его понимают и хотят помочь.
Во-вторых, необходимо непосредственное включение в детскую деятельность. Педагог обязательно участвует в совместной деятельности и играх детей, показывает им способы игровых действий, стимулирует и поддерживает их активность в игре и самостоятельной деятельности, заражает своей эмоциональностью и артистизмом.
Во-третьих, необходимо к каждому ребенку обращаться лично, так как ребенок раннего возраста воспринимает только ту информацию, которая предназначена лично ему, а не обобщенно для всех детей.
И, наконец, в-четвертых, вербальные методы воспитания не являются эффективными в педагогическом взаимодействии с детьми раннего возраста. Вернее, не только слова, инструкции и призывы к действию должны сопровождать деятельность педагога. Воздействие самой ситуации (движения, звуки, окружающие предметы) побуждает гораздо сильнее, чем слова взрослого, хотя речь обязательно должна сопровождать реальные действия, иметь яркую эмоциональную окраску.
Во время нахождения ребенка в дошкольном учреждении с ним постоянно осуществляется разнообразная деятельность: в режимных моментах, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности, а также в организованной образовательной деятельности, которая стимулирует активность ребенка, формирует определенные знания, умения и навыки, побуждает к действиям, вызывает желание играть и общаться. Причем наиболее эффективным становится взаимодействие “наравне”, на уровне глаз ребенка.
Следовательно, для работы с детьми раннего возраста педагогу необходимы такие личностные и профессиональные качества, как эмоциональность, искренность, умение общаться и играть с маленькими детьми, позитивное принятие другого человека, эмпатия, а также знание закономерностей развития ребенка, способы разрешения конфликтных ситуаций.
Таким образом, педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста – это специально организованный процесс, который требует от педагога специальных знаний, умений и навыков, подразумевает особые личностные и профессиональные качества. Оно возможно в том случае, если ребенок и педагог являются равноправными участниками этого процесса, когда педагог дает ребенку возможность быть самостоятельным, активным, поощряет его лучшие проявления, уважает его личность, его выбор и личное пространство, стремится установить благоприятную атмосферу их взаимоотношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:"Особенности общения и взаимодействия с детьми раннего возраста"
Материал для родителей и воспитателей детей раннего возрата...
Особенности педагогической деятельности с детьми раннего возраста
О работе с детьми раннего возраста....
Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...
Проектная деятельность как основа педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Обмен опытом по работе в проектной деятельности, презентация проекта "Дружба начинается с улыбки", описание слайдов...
Статья "ОСОБЕННОСТИ психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста с интеллектуальными нарушениями "
В данной статье рассматривается проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста. Особую актуальность приобретает вопрос, связанный с нахождением путей и особенностей психол...
Педагогическое взаимодействие с детьми раннего возраста в зависимости от типа привязанности к значимому взрослому
Данный материал позволяет педагогам расширить свои представления о типах привязанности, провести самоэкспертизу осуществляемого педагогическ...
«Особенности организации взаимодействия с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
ЧТО ТАКОЕ «СТАНДАРТ»? Это комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются наоснове достижений науки, техники и передового опытаФедеральный государственный образовательный с...