Развивающие игры для детей 3 - 4 лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи.
картотека (младшая группа) на тему
Игры для развития речи детей 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Рекомендуется для совместной игры родителей с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_3_-_4_let.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для детей трёх, четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей.
Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Колючие слова
Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речь; формирует наглядно образное мышление, понятийное мышление
◈ Как играем: прочитайте строки стихотворения:
...Мне говорили как-то,
И вот забыл я все ж:
Какое слово кактус,
Какое слово еж?
Ах, да! Ну-ну! Конечно!
Колючие слова!
И гвоздь, пила, иголка —
Колючие слова!
◈ Спросите у ребенка: а какие колючие слова ты знаешь? (Комар, укол...) А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы, луна...) Ну а какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лед, Дед Мороз...) Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы), круглые (сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг), «холодные» слова (обнять себя руками). Можно придумать «теплые» слова (батарея, чай, солнце), «ласковые» слова, «летние» и многие другие.
◈ Закрепляем: в магазине, в очереди можно играть в «продуктовые» слова, «обувные» слова, на улице — в «транспортные» слова, «осенние» слова и т. д
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Музыкальные слова
Игра учит делить слова на слоги, развивает чувство ритма
◈ Как играем: в дождливую погоду, чтобы поднять настроение и себе, и ребенку, пойте знакомые песенки, прохлопывайте слова по слогам, сохраняйте ритм песенки. Выбирайте ритмически несложные мелодии, например: «Вот оно какое, наше лето...», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой...».
◈ Вы хотите устроить домочадцам концерт народного творчества? Пропойте песню, прохлопывая ритм слов ложками. На каждый слог слова — хлопок ложки об ложку. А может, ударять ложкой по стакану, бутылке? Решать вам. Все будут рады принять участие в концерте. Здесь ошибиться нельзя, сразу послышится сбой в песне. Попробуйте, удачи вам.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Кто что делает
Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формирует наглядно—образное мышление
Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей различных профессий.
◈ Как играем: покажите карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер, а тот, кто делает рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры.
◈ Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.) Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.) Вы в зоопарке? — Что делает заяц? Медведь? А в магазине? — Что делает продавец?
◈ Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру. Вы заметите, как пополнится словарный запас вашего ребенка.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Качественные слова
Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.
Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.
◈ Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он? Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая. Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный. Мишка — пушистый, мягкий, теплый и... смешной. Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и... красивый и т. д. Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.
◈ Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, то и победил.
◈ Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Вот такие мы – антони-мы
Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — ... (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — ... (близко)
◈ Как играем: расскажите ребенку стихотворение:
◈ Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима — лето, круглый — квадратный и т. д. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.
◈ Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой; материал: дерево — камень, стекло — железо; вода — лед и т. д.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Объединяй-ка
Игра учит употреблять в речи слова — понятия; формирует наглядно — образное мышление
Необходимый инвентарь: картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.
◈ Как играем: выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом — обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?
◈ Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения и т. д.
◈ Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», — ребенок их перечисляет.
◈ Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)
--------------------------------------------------------------------------------------------------
- Грамотная страна
Игра учит правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах
Необходимый инвентарь: книга «Мама и детки» или картинки с изображением животных и их детенышей.
1 Вариант
◈ Как играем: покажите ребенку картинку: это кто? Слон (слониха). А как зовут его детеныша? Слоненок. Собака — щенок. Воробей — воробышек. Олень — олененок. А как зовут детенышей овцы, коровы? И т. д.
2 Вариант
◈ Покажите ребенку другие картинки: «Как их называют?» — Слоненок. А много? — Слонята. Теленок — телята, верблюжонок — верблюжата и т. д.
◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Кого не стало?». Положите на стол картинки с изображением, например, козлят и козленка. «Кто это?» — Козлята, козленок. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну картинку. «Кого не стало?» — Козлят и т. д. Играйте в такую игру в зоопарке, у бабушки в деревне: там много животных, птиц.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
- Рифмоплет
Игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма
◈ Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», — а ребенок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», — а ребенок: «Подушка».
➣ Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.
◈ Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка — кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово. Сочините с ребенком короткое стихотворение:
На суку сидели две тетери,
Улетели — прилетели. Или…
Лето красное пришло,
Много ягод принесло.
И т. д.
◈ Закрепляем: играем на кухне, вы говорите: «Ложка», — ребенок подхватывает: «Кошка», — далее: «морошка», «плошка», «картошка»; или: молоко — утекло — стекло. На улице: лето — конфета, цветок — поясок, руль — патруль, сиденье — варенье и т. п.
◈ Посмейтесь вместе с ребенком:
Муха села на варенье.
Вот и все стихотворенье.
◈ Интересные рифмы записывайте.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- «Одеяло убежало, улетела простыня...»
Игра учит правильно употреблять в речи слова, обозначающие постельные
принадлежности
Необходимый инвентарь: постельные принадлежности.
◈ Как играем: вы меняете постельное белье? Превратите это неинтересное занятие в игру. Спросите ребенка: «Что это?» — «Одеяло!» «А это что?» — «Одеяла» (множественное число). «А если я их уберу, чего не стало?» — «Одеял». По такой же схеме можно задавать вопросы о других предметах.
♦ Наволочка — наволочки — наволочек.
♦ Простыня — простыни — простыней.
♦ Пододеяльник — пододеяльники — пододеяльников.
♦ Покрывало — покрывала — покрывал.
◈ Не смейтесь над ребенком, если он скажет неправильно, дайте ему речевой образец. А если вы еще и вместе смените белье, значит, ваш ребенок большой молодец, похвалите его.
◈ Закрепляем: покупая постельное белье, спрашивайте у ребенка название всех предметов комплекта.
------------------------------------------------------------------------------------------------
- «Скоро сказка сказывается...»
Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.
Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.
◈ Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Бежит мимо мышка-норушка:
«Тук-тук, кто в теремочке живет?»...
♦ Как называется эта сказка?
♦ О чем в ней говорится?
♦ Кто еще пришел в Теремок?
♦ Что случилось в конце?
И т. д. Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.
◈ Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.
◈ А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше.
Привлеките для этого всех членов семьи.
◈ Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину — события перепутались, — пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ.
◈ Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...
Игры по Петербургской тематике, направленные на развитие координации движений и речи
Подвижные игры, которые можно проводить в помешение и на открытом воздухе. ...
Консультация для родителей: «Развивающие игры для детей, направленные на развитие правильной и грамотной речи»
Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление....
Консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей"
презентация...
консультация "Инновационные развивающие технологии, методы и приемы, направленные на развитие речи детей. Метод «Интеллект-карт»"
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-с...
Адаптированная дополнительная коррекционно-развивающая программа «Психологический тренинг и театральные игры для детей с задержкой психического развития в группах компенсирующей направленности ДОУ».
Данная программа предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей направленности, составленные с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особен...
Развивающие игры для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, направленные на развитие мелкой моторики.
Развивающие игры для детей 5-6 лет с ТНРИгры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группыИгра «Нанизывание».Цель: развивать мелкую моторику.Игровой материал и на...