Консультация для родителей: «Развивающие игры для детей, направленные на развитие правильной и грамотной речи»
консультация по теме

Рогозова Татьяна Алексеевна

Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры для детей, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей.

Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

                                 Музыкальные слова

Игра учит делить слова на слоги, развивает чувство ритма.

 Как играем: в дождливую погоду, чтобы поднять настроение и себе, и ребенку, пойте знакомые песенки, прохлопывайте слова по слогам, сохраняйте ритм песенки. Выбирайте ритмически несложные мелодии, например: «Вот оно какое, наше лето...», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой...».

                                  Кто что делает

Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формирует наглядно—образное мышление.

Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей различных профессий.

 Как играем: покажите карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер, а тот, кто делает рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры.

 Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.) Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.) Вы в зоопарке? — Что делает заяц? Медведь? А в магазине? — Что делает продавец?

 Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру. Вы заметите, как пополнится словарный запас вашего ребенка.

                                  Качественные слова

Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.

Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.

 Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он?

Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая.

Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный.

Мишка — пушистый, мягкий, теплый и... смешной.

Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и... красивый и т. д.

Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.

 Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.

                           Вот такие мы – антонимы

Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — ... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — ... (близко)

 Как играем: расскажите ребенку стихотворение:

 Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима — лето, круглый — квадратный и т. д. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.

 Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой; материал: дерево — камень, стекло — железо; вода — лед и т. д.

                            Объединяй-ка (обобщение)

Игра учит употреблять в речи слова — понятия; формирует наглядно — образное мышление

Необходимый инвентарь: картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.

 Как играем: выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом — обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?

 Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения и т. д.

 Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», — ребенок их перечисляет.

 Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)

                                   Грамотная страна

Игра учит правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах

Необходимый инвентарь: книга «Мама и детки» или картинки с изображением животных и их детенышей.

1 Вариант

 Как играем: покажите ребенку картинку: это кто? Слон (слониха). А как зовут его детеныша? Слоненок. Собака — щенок. Воробей — воробышек. Олень — олененок. А как зовут детенышей овцы, коровы? И т. д.

2 Вариант

 Покажите ребенку другие картинки: «Как их называют?» — Слоненок. А много? — Слонята. Теленок — телята, верблюжонок — верблюжата и т. д.

 Закрепляем: поиграйте в игру «Кого не стало?». Положите на стол картинки с изображением, например, козлят и козленка. «Кто это?» — Козлята, козленок. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну картинку. «Кого не стало?» — Козлят и т. д. Играйте в такую игру в зоопарке, у бабушки в деревне: там много животных, птиц.

         

                             «Скоро сказка сказывается...»

Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излазать события в них.

Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.

 Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка:

«Тук-тук, кто в теремочке живет?»...

♦ Как называется эта сказка?

♦ О чем в ней говорится?

♦ Кто еще пришел в Теремок?

♦ Что случилось в конце?

И т. д. Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.

 Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.

 А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше.

Привлеките для этого всех членов семьи.

 Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину — события перепутались, — пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ.

 Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.


                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развивающие игры для детей 6–7 лет»

Консультация для родителей«Развивающие игры для детей 6–7 лет»...

Консультация для родителей «Развивающие игры и их роль в развитии младших дошкольников»

Природа  щедро  наделила  каждого  ребёнка  возможностями  развиваться.  И  каждый  здоровый  малыш  может  подняться  на  с...

Развивающие игры для детей 3 - 4 лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи.

Игры для развития речи детей 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Рекомендуется для совместной игры родителей с детьми в домашних условиях....

Консультация для родителей "Развивающие игры для детей"

Все дети по-разному понимают то, что видят. Допустим, одному ребенку жужжащий шмель кажется существом, а другому — страшно интересным насекомым. При этом оба правы, ведь мохнатый шмель - он и то и дру...

Консультация для родителей "Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста"

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка....

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»

Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни ребёнка. Как подобрать правильные игры»...