Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.
консультация (подготовительная группа) на тему
Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления все более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребенка перед ним возникает все больше и больше познавательных задач, требующих для их решения обращения к речевой коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pozn.aktivnosti_cherez_kommunikatsiyu.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.
Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления все более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребенка перед ним возникает все больше и больше познавательных задач, требующих для их решения обращения к речевой коммуникации. У ребенка последовательно формируются средства, приемы и способы коммуникации (общения). По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Эти умения, формирующиеся спонтанно, «прилаживаясь» к потребностям общения, оказываются в то же время еще недостаточно сформированными для перехода на новую деятельность - учебную. У детей дошкольного возраста можно сформировать умения, связанные с сознательной ориентировкой на языковую действительность, если сделать предметом осознанного анализа словесный состав речи, грамматический строй, т.е. сами средства общения. На этом этапе важна помощь взрослых - работа (занятия, игры, упражнения), направленная на коррекцию, развитие, совершенствование уже имеющихся и на формирование новых умений и навыков, необходимых для полноценного общения и последующего школьного обучения. Формирование речевых умений и навыков начинается на материале слов и высказывания.
Важным разделом является развитие лексической стороны речи. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит; отбирать нужные слова и употреблять их; группировать в лексико-грамматические категории - части речи. Нужно формировать и развивать структуру слов, предметную отнесенность, обобщающую функцию слова, на основе которой ребенок учится выделять свойства и признаки. Эта работа оказывает ребенку возможности для развития фразовой речи, т.к. умения выделять в предмете свойства, признаки, действия этого предмета составляют основу для построения высказывания об этом предмете. Требуется внимание и к формированию грамматического строя, т.е. к связи слов (согласование, управление, примыкание). Отрабатывая различные виды сочетаний слов, у детей формируется умение правильно строить предложно-падежные сочетания. Необходима целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных, глаголов. Работа над предложением должна предусматривать его развертывание, распространение и интонационное оформление.
Затем осуществляется переход к связной речи. В этой работе активизируется познавательно-речевая деятельность детей: они теперь должны сделать предметом осознания и саморазвития мысли в связном высказывании и средств, которыми достигается эта связность.
Вместе с тем, при совершенствовании речевых умений и навыков предусматривается развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказом, составлением рассказов; шире практиковать задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Сделай более полным рассказ» и т.д. эффективность работы в значительной мере определяется и тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какова степень его инициативности. Взрослый должен направить этот процесс так. чтобы дети все активнее участвовали в коммуникативных операциях. Эта работа активизирует память и внимание, развивает более сложные умения, требующие учета ситуации общения. Поэтому, на каждом занятии, в игре должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка. Работа над смысловой стороной речи и ее структурными элементами (в их числе: осмысливание интонационной стороны высказывания, узнавание близких или сложных слов, понимание грамматических форм и структурных конструкций) осуществляется и на этапе обучения детей драматизации, в театральной деятельности. Сначала лучше использовать небольшие законченные диалоги и диалоги из сказок. Затем задействуют небольшие сказки и рассказы с диалогической речью, понятным и интересным сюжетом. Необходима большая предварительная работа с детьми: чтение сказок и рассказов, беседы по их содержанию, пересказы, придумывание сказок, составление рассказов.
Важно стремиться, чтобы каждое занятие, игра, совместная деятельность взрослого и ребенка носила игровой характер и в то же время имела учебные и развивающие цели.
Деятельность должна быть эмоционально окрашена, должна привлекать детей, вызывать живой интерес. Для успешной реализации поставленных задач требуется многоплановый, красочный, научно-обоснованный дидактический материал, созданный или подобранный педагогами и родителями.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА
Игра «Сколько слов?»
Цель: закрепить у детей понятие «слово»
Взрослый показывает предмет (картинку) и называет слово. Затем дети повторяют. Отвечают, сколько слов назвали.
Игра «Кто это? Что это?»
Цель: закрепить у детей понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.
Дети задают вопросы к картинкам с одушевленными предметами «Кто это?», с неодушевленными
«Что это?»
Игра «Кто что делает?»
Цель: закрепить у детей понятие о слове, которое обозначает действие.
Дети отвечают на вопрос: «Что делает?», глядя на действия детей, картинки. Затем сами ставят
вопрос.
Игра «Какой он?»
Цель: закрепить понятия о словах, обозначающих признаки предмета. Дети отвечают о предмете на вопрос: «Какой?» и сами ставят вопросы.
Игра «А что у вас?»
Цель: учить детей правильно образовывать множественное число существительных в И.П. Ведущий называет по картинке ед. число «У меня шар», а ребенок множественное «У меня шары»
Игра «Что кому нужно»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных в Д.П. Дети подбирают и называют картинки: самолет нужен летчику; молоток нужен плотнику и т.д.
Игра «Рыбы, звери, птицы»
Цель: закреплять в активном словаре детей существительные по темам «Рыбы», «Звери», «Птицы»
Дети ходят по кругу, повторяют: «Рыбы, птицы, звери...» ведущий неожиданно останавливается на ком-то и тот называет соответствующее слово (из тем «Рыбы» или «Звери», или «Птицы»)
Игра «Что это?»
Цель: закреплять у детей обобщающие понятия.
Дети в кругу - педагог бросает мяч и называет слово из какой-то обобщающей категории (цвет «игрушки», «мебель» и т.д.), ребенок должен назвать слово-обобщение.
Игра «Что такого же цвета?»
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
Взрослый показывает какой-либо цвет, ребенок должен назвать предметы такого же цвета. Красный - красный цветок, красная футболка и т.д.
Игра «Кто как передвигается?»
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени. Взрослый спрашивает, как двигаются бабочка, заяц, воробей и т.д.
Игра «Прятки»
Цель: учить детей называть количественные и порядковые числительные.
Ребенок пересчитывает предметы или картинки на столе. Затем раскладывает их в разных местах, говоря: «Первый котенок спрятался за стульчик, второй котенок спрятался под шкаф» и т.д.
СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Игра «Кто лучше?»
Цель: закрепить у детей понятия о слове и предложении.
У детей по 2 (3) предметных картинки. Нужно составить предложения с этими словами. Медведь, лес - Медведь живет в лесу.
Игра «Предложения по картинкам»
Цель: учить детей составлять распространенные предложения по сюжетной картине.
Дети рассматривают сюжетную картинку, отвечают на вопросы, все более распространяя
предложения.
Кто? - Федя - Что делает? - Поливает цветы - Где? - В саду - Когда? - Летом - Летом Федя
поливает цветы в саду.
Игра «Чем?»
Цель: учить детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в Т.П.
Ребенку дают предметную картинку, он отвечает на вопрос:
Чем пилят? - пилой Чем шьют? - швеи шьют иглой
Игра «Кто где сидит?»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом НА.
По сюжетной картинке дети придумывают предложения, отвечая на вопрос: «Кто на чем сидит?»
Белочка сидит НА ветке. Нина сидит НА стуле.
Игра «Кто у кого?»
Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения. Детям раздают по две картинки с животными и просят составить предложения: У коровы телята, а у козы козлята.
Диалоги.
Медведь
-Ты куда идешь медведь?
- В город елку посмотреть.
- А зачем тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты ее?
- В дом возьму к себе, в жилье
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко лучше посмотрю. Разговор с котом
- Почему ты черен кот?
- Лазил ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Пес в пыли меня валял
- Так какого же ты цвета?
- Я и сам не знаю это.
Белкины карманы
- Белка, где твой склад грибов?
- По карманам у дубов!
- Где домишко твой?
- В сосне.
- А постель?
- Постель на мне.
Лягушкины покупки
- Откуда ты идешь, лягушка-квакушка?
- С базара домой, дорогая подружка.
- А что ты купила?
- Всего понемножку: Купила ква-пусту, Ква-соль и ква-ртошку.
Лисица и еж
- Всем ты, еж, и хорош и пригож,
- Да вот колючки тебе не к лицу
- А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то, чтобы некрасивый.
- А может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то, чтобы неуклюжий!
- Ну так какой же я с колючками?
- Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный.
Игра«Спор животных» рассказ К. Ушинского
Цель: учить детей последовательному пересказу, драматизации; формировать навыки театрализованной деятельности.
Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.
- Конечно, меня, - говорит лошадь. - Я ему дрова из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
- Нет, меня, - ворчит собака. - Я его дом стерегу. Услыхал хозяин этот спор и говорит:
- Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне, и каждый из вас хорош на своем месте.
Литература:
1.Тумакова Г.Н. Ознакомление дошкольника со звучащим словом
2. Иваненко А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интеграция математического развития и двигательной активности дошкольников через игру"
Дорогие коллеги! Работая с детишками более 20 лет, разработала немало развивающих игр, пособий.Очень мне близка тема «Интеграция математического развития и двигательной активности». Хочу с...
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...
Развитие самостоятельности и активности дошкольников через детское экспериментирование
Необходимое условие педагогической поддержки детской самостоятельности - личностно ориентированная модель, которая направлена на построение взаимодействия ребенка с педагогом. Поддержка детской деятел...
Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.
В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие нравственных качеств личности дошкольников через использование коммуникативных игр»
Консультация для воспитателей...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...