Консультация для воспитателей на тему «Развитие нравственных качеств личности дошкольников через использование коммуникативных игр»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
на тему «Развитие нравственных качеств личности дошкольников через использование коммуникативных игр».
Подготовила: Л.Г.Галимова
воспитатель I кв.категории
Согласовано: О.А.Коваль
ст.воспитатель
Дата проведения: 22.03.2018г.
2018 год
Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
В. А. Сухомлинский
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.
Задачи нравственного воспитания:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, играть сообща,
- воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям,
- формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, справедливость и скромность,
- обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.
- развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, у девочек – скромность, заботу о других).
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других — это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются.
Наверняка все мои коллеги в работе обращали внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть нравственные качества у многих отсутствуют.
Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в своем сердце и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня перед всеми педагогами.
Путь, который является самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно - ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Для формирования нравственных качеств детей, необходимо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта, то есть коммуникативные игры.
Коммуникативные игры — это игры различной степени подвижности, в ходе которой необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. К ним можно отнести некоторые хороводные игры, словесные и ролевые.
Коммуникативные игры или игры на развитие общения помогают преодолеть страх перед незнакомой обстановкой, людьми, ситуацией, развивают коммуникативные навыки, коммуникабельность, сплачивают коллектив, позволяют больше узнать о пристрастиях, привычках, вкусах других людей в коллективе, в играх на общение развивается речь, ребёнок начинает чувствовать не только себя, но и других, понимать, что он не один.
После игры желательно обсудить ее содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).
Коммуникативные игры делятся на группы:
- игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений, способствующие формированию у детей умения любить окружающих,
- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения,
- игры, обучающие умению сотрудничать,
- упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Пример коммуникативной игры, направленной на развитие нравственных качеств:
ДОБРОСЕРДЕЧНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ.
Дети сидят в кругу, а воспитатель повествует им историю: «На одном острове был Злюка-злодей. Он мог заколдовать любого ребенка, наименовав его плохим словом, и все, кого он нарекал резкими словами, прекращали смеяться и не могли быть добросердечными. Расколдовать такого несчастливого ребенка можно было только хорошими, нежными именами. Давайте взглянем, есть у нас такие заколдованного дети».
Как правило, многие ребята с охотой берут на себя роли «заколдованных». Воспитатель выбирает из них непопулярных, враждебных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Часто дошкольники с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
ИГРА «КЛЕЕВОЙ РУЧЕЁК».
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. Эта игра учит доверять и помогать тем, с кем общаешься.
ИГРА «МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ».
Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.
Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.
Эта игра учит детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Также игра поможет уточнить представления детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения, побудит детей к положительным поступкам и делам.
ИГРА «ПАУТИНКА».
Дети садятся по кругу. Начинает игру педагог. Он говорит какой-нибудь факт о себе (например: «Я люблю кошек», наматывает нитку от клубка на палец и перебрасывает клубок любому ребенку. Тот тоже говорит что-то о себе, наматывает нитку и перебрасывает следующему. Так до тех пор, пока все не выскажутся. Пространство между игроками оказывается «паутинкой», которую нужно распутать. Последний игрок разматывает нитку со своего пальца и называет факт, который рассказал о себе предыдущий игрок и отдает клубок ему. Таким образом, все игроки должны вспомнить, что о себе сказал предыдущий игрок.
ИГРА «СМЕЛЫЕ – ТРУСЛИВЫЕ».
Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (мышонка, медведя, а затем поделиться своими впечатлениями.
Эта игра развивает коммуникативную чувствительность ребенка.
Представляю вашему вниманию картотеку коммуникативных игр на развитие нравственных качеств.
Каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от фантазии воспитателя и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель игр - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Побуждать не призывами и нотациями, а создавая конкретные житейские или игровые ситуации, в которых внимание к другому является необходимым и естественным условием совместной игры. Очень важно также, что приведенные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревновательность. Каждый делает все по-своему, как считает нужным. Нельзя осуждать детей за эгоизм или невнимательность. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» могут только разъединить их, вызвать отчуждение.
Наиболее эффективным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении является не поощрение и порицание взрослого, и не приобретение коммуникативных навыков, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобных игр и занятий способствует достижению этой цели.
Коммуникативные игры, направленной на развитие нравственных качеств:
ДОБРОСЕРДЕЧНЫЕ ВОЛШЕБНИКИ.
Дети сидят в кругу, а воспитатель повествует им историю: «На одном острове был Злюка - злодей. Он мог заколдовать любого ребенка, наименовав его плохим словом, и все, кого он нарекал резкими словами, прекращали смеяться и не могли быть добросердечными. Расколдовать такого несчастливого ребенка можно было только хорошими, нежными именами. Давайте взглянем, есть у нас такие заколдованного дети».
Как правило, многие ребята с охотой берут на себя роли «заколдованных». Воспитатель выбирает из них непопулярных, враждебных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Часто дошкольники с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
ИГРА «КЛЕЕВОЙ РУЧЕЁК».
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга. Эта игра учит доверять и помогать тем, с кем общаешься.
ИГРА «МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ».
Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.
Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.
Эта игра учит детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Также игра поможет уточнить представления детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения, побуждать детей к положительным поступкам и делам.
ИГРА «ПАУТИНКА».
Дети садятся по кругу. Начинает игру педагог. Он говорит какой-нибудь факт о себе (например: «Я люблю кошек», наматывает нитку от клубка на палец и перебрасывает клубок любому ребенку. Тот тоже говорит что-то о себе, наматывает нитку и перебрасывает следующему. Так до тех пор, пока все не выскажутся. Пространство между игроками оказывается «паутинкой», которую нужно распутать. Последний игрок разматывает нитку со своего пальца и называет факт, который рассказал о себе предыдущий игрок и отдает клубок ему. Таким образом, все игроки должны вспомнить, что о себе сказал предыдущий игрок.
ИГРА «СМЕЛЫЕ – ТРУСЛИВЫЕ».
Ведущий просит детей изобразить сначала смелого, потом трусливого зайчика (мышонка, медведя, а затем поделиться своими впечатлениями.
Эта игра развивает коммуникативную чувствительность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление духовно – нравственных качеств личности дошкольников через организацию семейных чтений.
нравственные качества личности...
Перспективный план по самообразованию по теме "Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой"
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы,формировать эстетические чувства;-воспитывать интерес к родной природе,желание больше узнать о природе своего к...
Обобщение опыта работы по теме"Воспитание нравственных качеств у дошкольников через общение с природой".
Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Моя задача -научить ребенка видеть,понимать и ценить ее красоту....
Развитие нравственных качеств личности дошкольников с ОВЗ при организации и проведении коммуникативных игр
Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через коммуникативные игры.Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственног...
Методическая разработка. ПЕрспективное планирование по теме: "Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" для подготовительной группы
Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость «»Если зазнается, без друзей останется&raqu...
Консультация «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематич...
Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственных качеств личности дошкольника на основе произведений К. Д. Ушинского»
Доклад воспитателяМБДОУ детского сада «Теремок»г. Холмска Сахалинской областиСабировой Татьяны Сергеевныв рамках муниципального этапа научно-практической конференцииXIII Сахали...