Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов
консультация

Ильящук Татьяна Викторовна

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках  дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенкаМетод проектов  становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Считается, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе  проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Основываясь на личностно - ориенти- рованном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_22g.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках  дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенкаМетод проектов  становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Считается, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе  проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования.

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Основываясь на личностно - ориенти- рованном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов способствует активному развитию творчества в разных видах  деятельности, в частности в познании окружающего и развитии связной речи, мы предполагаем, что использование проектной деятельности окажет эффективное воздействие на познавательно-речевую активность детей старшего дошкольного возраста.

Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Считается, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия педагога: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели»  пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,  проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.

Проектная деятельность предполагает погружение детского коллектива в проблему. Она дает возможность развивать поисковую деятельность, экспериментировать,  развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов  способствует активному развитию творчества в разных видах деятельности, в частности в развитии связной речи.

При традиционном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение связной речи. И для успешного её решения кроме приоритетных направлений работы над каждой речевой задачей актуальной и эффективной является проектная деятельность.

Работа над проектами включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, и проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3)разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организации развивающейпознавательной, предметной среды;

5) определение направленной поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, демонстрация.

Реализация проектов строится на следующих принципах:

• учёта возрастных особенностей;

• индивидуального подхода;

• интеграции;

• координации деятельности педагогов;

• преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Например: главное достоинство работы над проектной деятельностью детей при использовании экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Таким образом, метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. И, что немаловажно, проект учитывает совместную  познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа (обобщение педагогического опыта )"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".

Обобщение педагогического опыта по теме:"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте"....

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

Тема : «Развитие познавательно – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников через метод проектов»

Включение метода  проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей и родителей  - это на с...

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»

Данный проект способствует развитию творческих способностей у старших дошкольников...

Проект «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Актуальность. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.                        ...