режим ограничения речи
материал на тему

рекомендации родителям заикающихся дошкольников в организации режима ограничения речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezhim_ogranicheniya_rechi.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Режим относительного молчания.

Щадящий режим (общий и речевой) поможет создать условия для коррекции заикания у детей. Общий щадящий режим включает в себя:

  1. взаимоотношения между взрослыми в семье и их отношение к детям;
  2. отношение взрослых к речевому дефекту ребёнка;
  3. общий режим дня;
  4. ограничение общения с детьми и взрослыми;
  5. сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий;
  6. организацию досуга заикающегося ребёнка.

Часто причиной проявления заикания у детей, предрасположенных к этому из-за особенностей психического и соматического развития, является неблагоприятная обстановка в семье и неправильное воспитание: вседозволенность или слишком строгое воздействие, переходы от одной крайности к другой. Неровное отношение к ребёнку проявляется и при разных требованиях родителей. Взрослые должны разговаривать с детьми спокойно, тихо, но чётко, предъявляя единые и посильные требования к ребёнку. В присутствии ребёнка никогда не следует говорить  его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью. Если же он сам начинает говорить о своём заикании, то следует его успокоить и объяснить, что со временем все затруднения пройдут. У заикающегося должен быть чёткий распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия. Чёткий режим благотворно действует на состояние нервной системы и речи ребёнка, дисциплинирует его. В период щадящего режима надо ограничить контакты детей с новыми для них людьми, т.к. заикающиеся дети легко возбудимы и быстро утомляемы. Нужно также исключить те ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездка в гости, посещение театра и т.п.). По этой же причине надо ограничить просмотры телепередач. На время, когда ребёнок засыпает, нужно создать спокойную обстановку.

Режим относительного молчания (щадящий речевой режим) поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и подготовит нервную систему ребёнка к формированию правильного речевого навыка. Щадящий речевой режим создаётся

  1. ограничением речевого общения детей;
  2. примером спокойной, чёткой речи взрослых;
  3. проявлением тонкого педагогического такта;
  4. организацией игр – молчанок.

Необходимо снизить речевую активность ребёнка. Помочь ему в этом призваны окружающие его люди: родители, воспитатели, логопед. Ребёнок должен как можно меньше разговаривать с окружающими, не нужно задавать ему вопросы, требовать рассказать о чём-либо.

Речь взрослых является для ребёнка образцом. Поэтому взрослые должны следить за своей речью, говорить чуть замедленно, обязательно сохраняя естественную интонацию. При формировании у детей нового речевого навыка большое значение имеет тактичное отношение взрослых к проявлению заикания. Все замечания взрослых должны носить отвлекающий характер, переключать внимание ребёнка.

В период относительного молчания родители могут организовать такие занятия и игры, в которых дети как можно меньше говорят, а больше слушают речь взрослых.

Период относительного молчания длится от 15 дней до 1 месяца в зависимости от состояния речи ребёнка. Очень важно, чтобы в этот период ребёнок «экономно» пользовался речью, говорил кратко, отвечал на вопросы 1 – 2 словами. Часто ребёнок, играя, разговаривает сам с собой. Если ребёнок при этом спокоен, его речь плавная, без запинок, то эта форма речи не должна восприниматься взрослыми как нарушение режима молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация режима ограничения речи в домашних условиях

Этап ограничения речи является важным при коррекции заикания у дошкольников. Очень трудно организовать его в домашних условиях, чтобы снизить речевую активность детей придется преложить немало усилий....

Режим ограничения речи.

Затруднения в речевых контактах травмируют психику ребёнка и влияют на его поведение. При сложном нарушении речи применяются различные комплексные меры воздействия (медицинские, педагогические). Режим...

Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет

Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...

Памятка "Охранительный психологический режим при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

С целью профилактики психосоматических заболеваний необходимо создавать все условия для психологического комфорта детей в дошкольном образовательбном учреждении. В памятке описаны основные положения п...

Режим ограничения функциональности.

Краткая консультация в виде памятки для родителей во вопросам реагирования взрослого во время детского каприза. Материал можно использовать как краткую консультацию или как памятку и раздаточно - нагл...