Подготовка детей группы заикания к режиму ограничения речи (рекомендации родителям)
статья по логопедии (старшая группа)

Головина Александра Олеговна

рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrekomendatsii.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ ЗАИКАНИЯ   К РЕЖИМУ МОЛЧАНИЯ

  Уважаемые родители! С понедельника  25 сентября в группе заикания начинается образовательный процесс. Первая лексическая тема «Овощи. Огород». Это подготовительный этап входа в режим молчания.

Режим молчания продлится 1 неделю-  с 02 октября по 08 октября.

Постепенно готовим детей к максимальному ограничению речи.

Режим молчания – это довольно эффективная мера. Необходимо подготовиться и продумать свои действия.

1) Будьте примером и образцом речи для своего ребёнка. Сами переходите на замедленную или шёпотную речь, говорите только по необходимости. Формулируйте свою мысль чётко и кратко.

2) Используйте наглядные «напоминалки» - карточки, символизирующие тишину ( ребёнок с поднятым указательным пальцем, картинки природы)  

Можно завести календарь (специально распечатать крупное изображение на  неделю, где ребёнок будет вычёркивать дни, периода режима молчания.

Используйте песочные часы, если малыш не может помолчать какое- то время. В начале предлагайте  ребёнку помолчать минимальный отрезок времени. Затем увеличивайте время, переворачивая часы всё большее количество раз.

3)  Используйте игровые сюжеты:

  • В коробке лежит мишка (можно купить ребёнку новую игрушку)

Его нельзя будить неделю.  Если он проспит целую неделю, он остаётся жить в вашей семье. На коробку можно приклеить тот же календарь, и зачёркивать дни, когда ребёнок «промолчал».  Неделя молчания прошла -  мишка вылез и остался жить у вашего малыша.

  • Можно писать письма сказочному персонажу. Пусть сначала малыш получит письмо с секретным заданием. Для этого родителям придётся  проявлять фантазию.

Пусть ребёнок за текущий день:

а)  слепит что-  нибудь из пластилина.

б) что –то нарисует.

в) соберёт пазл.

г) выйдет на улицу на прогулку, и сфотографирует с мамой  5 деревьев.

д) общаться с мамой и папой одним только словом или жестами.

Да много чего можно придумать.

 Всё это схематично изобразить на листе бумаги, вложенном в конверт

Вечером надо обязательно отправить отчёт – наклеить на каждый пункт наклейку или поставить детскую печать ( продаётся в любых канцтоварах).

А можно и рисунки отправлять.  И положить письмо в секретное место.

А утром найти новое с медалькой за вчерашний день и новым заданием.

  • Можно играть в шпионов. Все действия за день изображать на  карточках.  (есть, пить, одеваться, чистить зубы, играть, рисовать, гулять и т. д.)

Поощряйте ребёнка. Наклеивайте в  его календарик наклейки, давайте медальки, ставьте печатки, только не одну за день!

Лучше –

За тишину до  завтрака!  

За тишину перед обедом!

За тишину в ванной!  

Пусть за день накопится несколько штук. Хвалите ребёнка прямо и косвенно – скажите папе вечером восхищённо: « Ты представляешь, твой сын  

настоящий разведчик, весь день выполнял задания и молчал!»  Пусть ребёнок это услышит.

Запаситесь на время режима молчания красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой, картоном, найдите спокойную музыку и сказки. Не покупайте в этот период что- то необычное. Пусть всё будет знакомо вашему ребёнку, чтобы не вызывать бурных эмоций.

Будьте готовы, что неделю вам придётся организовывать его досуг – рисовать с ним, читать привычные сказки, гулять в уединённых местах. Не думайте, что он сможет организовать свою  молчаливую деятельность сам!

Замечание!

Если ребёнок играет сам с собой и при этом что – то говорит ( «речь для

себя») без заикания – не надо его останавливать и напоминать про режим.

И самое главное !

Что бы вы не делали  – делайте это мягко. Режим молчания не должен проходить в стрессе, иначе будет только во вред.

 

                              Режим шёпотной речи.

Следующая неделя последующая за режимом молчания – это режим шёпотной речи. Длительность одна неделя с 09.10 по 13 10. Во время этого режима подготавливаем ребёнка к овладению  навыками  правильного речевого дыхания, над правильным темпом и ритмом речи, расслаблением, звуковой культурой речи. В детском саду и дома используем шёпотную речь. Это вопросы, просьбы, чтение стихов, потешек, считалок, сказок, пение коротких песенок,звукоподражаний с глухими согласными (с,ш,п,т,х,ф,ч,щ)

Можно проводить игры на расслабление, например «мы спим», «мы отдыхаем». В этот период дети играют в спокойные игры. Игры с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом, конструирование, лепка, вырезанию из бумаги, аппликации.

Продолжается работа по упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и сюжетом. Любая деятельность ребёнка дома сопровождается шёпотной речью.

Так же как и в режим молчания родители продолжают вести календарь, где в конце дня отмечают успешный результат режима шёпотной речи : наклейкой, кружком, галочкой или другим стимулирующим значком.

Вводим игры с шарами, мячом, обручем, лентой, флажками. Во время игр со спортивными атрибутами дети координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Во время режима шёпотной речи регулируется несдержанность поведения, тормозится двигательное беспокойство, неправильные речевые проявления, воспитание мягкой голосоподачи, воспитание коммуникативного навыка.

Этот период ответственный и трудный, как для детей, педагогов и родителей.

Он должен соблюдаться чётко, каждый день.

Например, представляю простую игру «Солнышко и дождик» с бубном.

Когда светит солнышко, производятся частые негромкие удары в бубен. «Дождик» сопровождается громкими и более редкими ударами. На первом этапе игры можно сопровождать игру словами- Солнышко, Дождик. После нескольких проигрышей  поменяться ролями с ребёнком. Это простая игра помогает ребёнку формировать важную функцию, помогающую преодолеть заикание – это процесс возбуждения и торможения. У детей воспитывается зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойное произвольное поведение.

Представляю игру на общую моторику и релаксацию  по контрасту с напряжением, по пройденной лексической теме «Фрукты»

Кулачки как яблочки выросли в саду,

Круглыми и крепкими их держать могу.

Я сожму их сильно, долго подержу,

А потом расслаблю ручки «дождиком» в саду.

К солнышку потянем ручки – раз- два – три.

Вот сейчас достанем небо, посмотри!

Но на землю очень надо нам вернуться,

Плечики расслабить, в речку окунуться.

Мы под солнцем загораем,

ножки выше поднимаем,

Держим, держим, напрягаем…..

Уронили- расслабляем…

Мы окинем взглядом сад

Слева – сливы, справа- груши.

Сверху яблоки висят.

Ох, как много под ногами

Зреют, падают ,висят!

Повторяйте и учите текст этой релаксации и

играйте с ребёнком (шёпотом)!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

1. Не прерывайте игру ребёнка необоснованными вопросами.

2. Удерживайте ребёнка от речи, когда он на грани истерики или плачет.

3. Не делайте замечаний, когда ребенок употребляет эмболы, т.е. говорит какое-то лишнее слово (а, ну, вот, значит).

4. Неразумно заставлять малыша пересиливать свои страхи.

5. Организуйте жизнь ребёнка так, чтобы его не надо было подгонять.

6. Дневной отдых обязателен.

7. Не просите ребёнка читать вслух стихи перед незнакомыми людьми

8. Попытайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, спокойно и без эмоций.

Речь ребёнка надо развивать, используя все формы взаимодействия с ним. При разговоре с ребёнком подавайте ему образец речи: правильно, медленно, четко артикулируйте слова, но не допускайте монотонности. Постоянно создавайте атмосферу игры, когда ребёнку хотелось бы поговорить.

ИНИЦИАЛЬНОЕ ЗАИКАНИЕ

 (ОСТРО ВОЗНИКШЕЕ)

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  1. Полезно составить список ситуаций, в которых речь ребёнка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Иногда благотворна полная смена обстановки: переезд на дачу, к бабушке, поездка на какое-то время в пансионат и т.д. Если заикание возникло из-за ревности к младшим детям, постарайтесь относиться к старшему ребёнку как к маленькому. Если он хочет, дайте ему давно забытые игрушки, соску. Чаще берите его на руки, баюкайте словно малыша. По возможности сделайте так, чтобы дети какое-то время пожили раздельно. 2
  2. . Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, радуют или смущают ребёнка. Учтите, что даже радостное возбуждение противопоказано. Отмените посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, и не принимайте гостей у себя, избегайте контактов с другими детьми на прогулках. Гуляйте в парке, скверах, подальше от детских площадок. Оставьте несколько игрушек, две-три знакомые книжки, которые заведомо не действуют возбуждающе. В новой книге лучше сначала рассмотреть с ребёнком картинки, потом рассказать ее содержание. Речь взрослого при пересказе менее напряженная, чем при чтении вслух, и такого рода занятия носят более дружественный характер. Можно придумывать и свои собственные истории, что-то вроде сериала с продолжением. Это хорошо делать перед сном.
  3.  4. Перед сном неплохо ритуализировать занятия, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия: убирать игрушки, купаться, рассказывать сказку и т.д. Это успокаивает нервную систему, облегчает засыпание.
  4. 5. Некоторое время ребёнку лучше совсем не смотреть телевизор. И уж, конечно, не может быть и речи о том, чтобы проводить у телевизора часы. Но если малыш привык к каким то детским передачам, и вы не можете отвлечь его, не ссорьтесь из-за этого. Пусть смотрит. Только хорошо кому-нибудь из взрослых сидеть рядом с ребёнком и объяснять то, что покажется ему пугающим.

ПРИ ИНИЦИАЛЬНОМ ЗАИКАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, УЛУЧШАЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ СПОСОБНОСТИ, НЕ ПРОВОДЯТСЯ, НО НУЖНО ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗМЕНИТЬ МАНЕРУ РЕЧИ. ПОМНИТЕ, ДЕТИ ПОДРАЖАЮТ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ! 6. Измените свою речь: постарайтесь говорить медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности. Употребляйте простые слова. Требование говорить медленнее создает у ребёнка впечатление, что он делает чтото неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, значит, что нельзя отвечать на вопросы ребёнка или разговаривать с ним). 7. Приучите ребёнка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук. Рисовать лучше всего гуашью большими кистями на больших листах цветной бумаги. Так ребёнок более полно отражает свое эмоциональное состояние. 8. Полезно петь, двигаться под музыку. Очень укрепляют нервную систему игры с водой и песком. Дети часами готовы пускать в ванной кораблики, печь куличи из песка. Привлекайте детей к спокойным домашним делам, зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с инструментами.

 9. НУЖНО КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПОКАЗАТЬ РЕБЁНКА ВРАЧУ-ПСИХИАТРУ, неврологу, ведь однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально. Врач назначает успокаивающие и общеукрепляющие средства: малые дозы брома, корень валерианы, пустырник, глюконат кальция, поливитамины, пивные дрожжи, рыбий жир, холосас, гематоген, препараты, содержащие большое количество сахара, глюкозы, фитин и т.п. Иногда для такого подбора требуется два-три месяца. Случается, что некоторые медикаменты вызывают у некоторых детей парадоксальные реакции (вместо успокоения-возбуждают) или аллергию. Обычно в течение двух-трех недель идет адаптация организма к принимаемым лекарствам, поэтому лечение проводится под контролем врача. Заикающийся ребёнок должен наблюдаться у психиатра не только при инициальном заикании и в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго (иногда 2–3 года) после того, как речь нормализуется. Это способствует предупреждению обострений, которые могут возникнуть в кризисные периоды(7–9, 11–13 лет) ЗНАЙТЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ ПОДОБРАНО ЛЕЧЕНИЕ, ТЕМ БЛАГОПРИЯТНЕЕ ПРОГНОЗ! Острое заболевание лечить всегда легче, чем хроническое.

                 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ЗАИКАНИИ

Многие дети разговаривают без запинок с малышами, игрушками, животными или, надев маску. Поощряйте это. Иногда ребёнок как бы кривляется – говорит «как маленький» или с акцентом, но при этом не заикается. Не препятствуйте такой речи. Проанализируйте, сколько и какие вопросы вы задаете детям. Особенно нежелательны такие вопросы, которые вызывают у ребёнка чувство стыда. Учтите, если вопросы прерывают игру, это почти всегда ведет к запинкам. Постарайтесь удержать ребёнка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у незаикающихся людей. Сначала надо любым способом успокоить ребёнка, отвлечь чемнибудь интересным, приласкать. Не делайте замечаний, если ребёнок употребляет эмбол, то есть говорит какое-то лишнее слово («а», «вот», «ну», «значит»). Употребление эмболов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом, ребёнок помогает себе справиться с запинками. Эмболы исчезнут, когда улучшатся речевые способности. Маленькие дети, особенно с ослабленной нервной системой, часто испытывают страхи. Неразумно заставлять малыша пересиливать их и ругать за то, что он боится темноты, Бабы-Яги или еще кого-нибудь. Целесообразно придумывать маленькие спектакли, в которых ребёнок играет роль самостоятельного, большого, храброго человека. Можно использовать маски различных зверей, которых бояться дети, Бабы-Яги. Такие спектакли называются игротерапией. Не наказывайте детей за употребление непристойных слов. Обычно ребёнок произносит их, чтобы привлечь внимание взрослых. Не заостряйте на этом внимание, попытайтесь занять его чем-то интересным. Можно также спокойно, дружеским тоном сказать, что вам не нравится, когда люди говорят такие слова. Подумайте, как организовать жизнь ребёнка, чтобы его не надо было подгонять. Ведь мы стремимся научить малыша говорить медленнее, но разве это возможно, когда взрослые все время торопят: «Быстрее, быстрее». Если вы очень спешите, оденьте или накормите ребёнка сами. Дайте на завтрак то, что он ест охотнее, но не делайте его жизнь еще напряженней. Дневной сон вне всяких сомнений полезен. И все же не стоит создавать из укладывания стрессовую ситуацию, если ребёнок категорически отказывается днем спать. Он может провести послеобеденное время, сидя в кресле, слушая знакомую сказку и т.д. Пусть вас не раздражает, когда ребёнок что-то крутит в руках, – это в некоторой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Можно даже дать ему маленькую игрушку, канцелярскую скрепку или кусочек пластилина. Не заставляйте ребёнка здороваться и прощаться, со временем он усвоит правила хорошего тона не меньше, чем ими владеют окружающие взрослые. Если ребёнок с легкостью говорит «пока» вместо «до свидания», в этом нет ничего страшного. Сначала нужно снять напряжение, а потом обучать речевому этикету. Не просите малыша читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам этого не захочет. Некоторые исследования показали – заикание уменьшается, когда ребёнок жует резинку. Дело в том, что «жвачка» дает «законные» основания мямлить, а значит, собираться с мыслями и говорить без запинок. Достаточно часто в семьях заикающихся детей встречается такое неблагоприятное сочетание, как завышенные требования к ребёнку и обыкновение быстро говорить. НА ДЕТЕЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ БОЛЬШЕЕ ДАВЛЕНИЕ, РОДИТЕЛИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ОНИ СООТВЕТСТВОВАЛИ НЕКОЕМУ ВЫСОКОМУ СТАНДАРТУ, ИЗ-ЗА ЧЕГО СОЗДАЕТСЯ НЕСТАБИЛЬНАЯ КОНФЛИКТНАЯ ОБСТАНОВКА. Хорошо бы дать малышу понять, что в признании собственных ошибок нет ничего страшного. Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять все напутала», «Ну, я растяпа», «Вечно я сделаю что-нибудь не так» и т.п. И ребёнок не будет испытывать чувство неуверенности, когда не сможет без запинок выразить свою мысль. Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Например: постарайтесь дружелюбно сказать: «Интересно, ты можешь быстро надеть туфли?», заменив окрик: «Надень сейчас же туфли!»; «Сейчас надо отдохнуть. Как хорошо будет играть, когда ты проснешься». Это звучит лучше, чем «Сейчас же иди спать!», «Давай поменяемся: я тебе игрушку, а ты мне эту вещь» – скажите так, и вы добьетесь большего, чем требованием: «Дай мне немедленно эту вещь!». Предложите: «Давай так: один кубик кладешь ты, другой – я», но не приказывайте: «Немедленно собери кубики!». Подскажите: «Будь ласковым, собаки так это любят», а не одергивайте: «Не смей бить собаку!» Скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь на сегодня», но никак не «Кончай возиться с конструктором!» «Твоя очередь через минуту, а сейчас дай сестренке поиграть!». Вместо: «Не вырывай у сестры!» Несколько лукавое: «Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть!» лучше, чем: «Ешь быстрее!». С уважением относитесь к ребёнку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребёнка. МОЛОДЕЦ!, ПРАВИЛЬНО!, У ТЕБЯ ЭТО ХОРОШО ПОЛУЧАЕТСЯ!, ТЫ СЕГОДНЯ ХОРОШО ПОТРУДИЛСЯ!, ПРЕКРАСНО!, Я ГОРЖУСЬ ТОБОЮ!, Я ЗНАЛА, ЧТО ТЫ СПРАВИШЬСЯ!, НЕПЛОХО!, ОТЛИЧНО!, ТЫ БЫСТРО НАУЧИЛСЯ!, ЭТО ТО, ЧТО НАДО!, Я НЕ СМОГЛА БЫ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ, С КАЖДЫМ ДНЕМ У ТЕБЯ ПОЛУЧАЕТСЯ ЛУЧШЕ.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация режима ограничения речи в домашних условиях

Этап ограничения речи является важным при коррекции заикания у дошкольников. Очень трудно организовать его в домашних условиях, чтобы снизить речевую активность детей придется преложить немало усилий....

Конспект занятия по Развитию речи. Рекомендации родителям

Конспект предназначен для детей и родителей, находящихся на дистанционном обучении....

"Учимся, играя. Связная речь": рекомендации родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе

quot;Учимся, играя. Связная речь": рекомендации  родителям по развивающим речевым играм для подготовки ребёнка к школе. Здесь кратко описаны игры, в которые можно играть практически в...

Конспект занятия на тему: "Овощи и фрукты" для детей с заиканием на этапе шепотной речи.

Конспект логопедического занятия предназначен для детей 6 лет с заиканием на этапе шепотной речи на тему:"Овощи и фрукты"....

Подготовка детей к письму с общим недоразвитием речи.

Подготовка детей к письму  начинается задолго до поступления ребенка  в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание....

Конспект группового логопедического занятия для детей с заиканием на этапе "отраженной речи" по методике Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау

Конспект группового логопедического занятия для детей с заиканием на этапе "отраженной речи" по методике Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау разработан для группы детей с неврозоподобным заиканием 5-ти ...