Социально – партнёрское взаимодействие ДОУ с семьёй.
консультация на тему

Дубинина Надежда Александровна

 

Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь, «СОЦИУМ».           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально – партнёрское взаимодействие

ДОУ с семьёй.

Подготовила:  воспитатель

   Дубинина Н.А.

Сургут 2015 г.

Социально – партнёрское взаимодействие

ДОУ с семьёй.

«Социальное партнёрство – это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров основанных на принципе социальной справедливости».

П.Н.Третьяков.

        В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их заботе, любви эмоциональной близости ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.

Легче, если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома,  что в свою очередь будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.

        Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:

- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

- относиться к своему ребёнку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное - не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребёнок что – то сделал лучше, чем вчера, и это осознаётся им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;

- знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдёт драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе – неумеха);

- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

- понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений  между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь, «СОЦИУМ».           

ДОУ работает над решением задач социального развития своих воспитанников через социальное партнёрство в нескольких направлениях:

Первое из них –  пытается установить долговременные, постоянные связи с ближайшими социальными партнёрами с целью конкретного знакомства НАШИХ детей с их возможностями.

Второё направление – это взаимодействие с родителями  ДОУ, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами.

Повышение роли семьи, как социального института, определяющего не только развитие ребёнка как личности, но и общества в целом, является приоритетной задачей в работе дошкольного образования.  Учреждение должно помочь родителям в самоанализе, в осознании необходимой педагогической роли, в создании необходимых условий и возможностей для развития ребёнка.

Именно в семье всё богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью живого примера старших. Семейное воспитание на протяжении многих столетий было основной формой воспитания детей в обществе. Роль семейного воспитания нельзя недооценивать. Для нормального развития ребёнка очень важно создание и сохранение в семье лада и согласия.

В современной отечественной психолого-педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребёнка, формирование у него жизненно важных качеств и свойств личности. Семейное воспитание осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания, а так же  в дошкольном образовании.

Потребность в общении – первая социальная потребность ребёнка дошкольника. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребёнка с членами семьи, тем богаче его личность.

 В настоящее время, из-за современного напряжённого темпа жизни, изменение условий быта, отсутствия у родителей воспитательных навыков меняется и характер общения: оно становится редким, формальным, а взаимодействие с ребёнком часто компенсируется активной родительской опекой. Это нередко приводит к изменению климата в семье.

При объединении усилий педагогов и родителей ребёнку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь в учреждении  и дома.

Установление доверительных отношений между обучающимися, родителями и педагогами, объединяя их в одну команду, может привести к положительным результатам в области возможностей  личностного развития и обучения, а так же психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Социализация ребёнка должна осуществляться в единстве с его индивидуализацией, с учётом хода его саморазвития.

Важным показателем, влияющим на процессы социализации ребёнка, является связь семьи «отец – мать – ребёнок». 

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а  активные участники процесса. Ведь родители и члены  семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательную работу.

В современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребёнка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнёров.

Работа с родителями может быть  выстроена в дошкольном учреждении по двум блокам:

  1.  Педагогическое просвещение родителей, основной задачей которого является повышение педагогической грамотности родителей. Используемые формы работы: лекции, семинары, практические занятия, родительские собрания, консультации и прочее.
  2. Включение родителей в деятельность детского сада. Основная задача этого блока – создание условий для включения родителей в планирование, контроль и организацию деятельности дошкольного учреждения. Формы работы: кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины и другие.

Организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов должна реализовываться в разнообразных формах: формах познавательной деятельности; формах трудовой деятельности; досуга; формах активизации; наглядных формах. Необходимым условием вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» является включение педагогами в практическую деятельность методов активизации родителей и методов формирования педагогической рефлексии.

В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующее содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. От сформированности этих умений зависит и характер взаимоотношений родителей и ребёнка, родителей и педагогов.

Для формирования педагогической рефлексии у родителей необходимо использовать включение в родительские собрания, встречи, клубные заседания таких методов, как анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, игровое моделирование.

В связи с этим, одним из ведущих направлений в создании единого образовательного пространства «Детский сад – семья» стало осуществление целенаправленной методической работы по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьёй.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста".

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательно...

"Формирование системы нравственных ценностей дошкольников через партнёрские отношения ДОУ с семьёй и общественными организациями"

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Для организации такого пространства и его полноценного функциониров...

Статья Активные формы взаимодействия доу с семьёй и социальными партнёрами

Актуальность и современность активных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй и социальными партнёрами...

Партнёрские отношения педагога с семьёй

В дошкольном возрасте родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка, поэтому мы считаем, что родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопер...

Партнёрские отношения педагога с семьё

Партнёрские отношения педагога с семьёйВоспитывает всё – люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего – люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А.С. Макаренко.В дошко...

Социально-значимые акции как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников

В своём выступлении делюсь опытом взаимодействия с семьями воспитанников. В частности, рассказываю о социально-значимых акциях, проводимых в нашем детском саду....