Социально – партнёрское взаимодействие ДОУ с семьёй.
консультация на тему
Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь, «СОЦИУМ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально – партнёрское взаимодействие
ДОУ с семьёй.
Дубинина Н.А.
Сургут 2015 г.
Социально – партнёрское взаимодействие
ДОУ с семьёй.
«Социальное партнёрство – это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров основанных на принципе социальной справедливости».
П.Н.Третьяков.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их заботе, любви эмоциональной близости ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его взрослым.
Легче, если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, что в свою очередь будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе поможет им:
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- относиться к своему ребёнку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное - не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребёнок что – то сделал лучше, чем вчера, и это осознаётся им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
- знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдёт драматической смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе – неумеха);
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
- понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь, «СОЦИУМ».
ДОУ работает над решением задач социального развития своих воспитанников через социальное партнёрство в нескольких направлениях:
Первое из них – пытается установить долговременные, постоянные связи с ближайшими социальными партнёрами с целью конкретного знакомства НАШИХ детей с их возможностями.
Второё направление – это взаимодействие с родителями ДОУ, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами.
Повышение роли семьи, как социального института, определяющего не только развитие ребёнка как личности, но и общества в целом, является приоритетной задачей в работе дошкольного образования. Учреждение должно помочь родителям в самоанализе, в осознании необходимой педагогической роли, в создании необходимых условий и возможностей для развития ребёнка.
Именно в семье всё богатство жизненного опыта, знаний, навыков и умений передавалось от одного поколения к другому, от родителей к детям с помощью живого примера старших. Семейное воспитание на протяжении многих столетий было основной формой воспитания детей в обществе. Роль семейного воспитания нельзя недооценивать. Для нормального развития ребёнка очень важно создание и сохранение в семье лада и согласия.
В современной отечественной психолого-педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребёнка, формирование у него жизненно важных качеств и свойств личности. Семейное воспитание осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания, а так же в дошкольном образовании.
Потребность в общении – первая социальная потребность ребёнка дошкольника. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребёнка с членами семьи, тем богаче его личность.
В настоящее время, из-за современного напряжённого темпа жизни, изменение условий быта, отсутствия у родителей воспитательных навыков меняется и характер общения: оно становится редким, формальным, а взаимодействие с ребёнком часто компенсируется активной родительской опекой. Это нередко приводит к изменению климата в семье.
При объединении усилий педагогов и родителей ребёнку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь в учреждении и дома.
Установление доверительных отношений между обучающимися, родителями и педагогами, объединяя их в одну команду, может привести к положительным результатам в области возможностей личностного развития и обучения, а так же психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Социализация ребёнка должна осуществляться в единстве с его индивидуализацией, с учётом хода его саморазвития.
Важным показателем, влияющим на процессы социализации ребёнка, является связь семьи «отец – мать – ребёнок».
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Ведь родители и члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательную работу.
В современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребёнка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнёров.
Работа с родителями может быть выстроена в дошкольном учреждении по двум блокам:
- Педагогическое просвещение родителей, основной задачей которого является повышение педагогической грамотности родителей. Используемые формы работы: лекции, семинары, практические занятия, родительские собрания, консультации и прочее.
- Включение родителей в деятельность детского сада. Основная задача этого блока – создание условий для включения родителей в планирование, контроль и организацию деятельности дошкольного учреждения. Формы работы: кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины и другие.
Организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов должна реализовываться в разнообразных формах: формах познавательной деятельности; формах трудовой деятельности; досуга; формах активизации; наглядных формах. Необходимым условием вовлечения родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» является включение педагогами в практическую деятельность методов активизации родителей и методов формирования педагогической рефлексии.
В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующее содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. От сформированности этих умений зависит и характер взаимоотношений родителей и ребёнка, родителей и педагогов.
Для формирования педагогической рефлексии у родителей необходимо использовать включение в родительские собрания, встречи, клубные заседания таких методов, как анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, игровое моделирование.
В связи с этим, одним из ведущих направлений в создании единого образовательного пространства «Детский сад – семья» стало осуществление целенаправленной методической работы по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьёй.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста".
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательно...
"Формирование системы нравственных ценностей дошкольников через партнёрские отношения ДОУ с семьёй и общественными организациями"
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Для организации такого пространства и его полноценного функциониров...
Статья Активные формы взаимодействия доу с семьёй и социальными партнёрами
Актуальность и современность активных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй и социальными партнёрами...
Партнёрские отношения педагога с семьёй
В дошкольном возрасте родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка, поэтому мы считаем, что родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопер...
Партнёрские отношения педагога с семьё
Партнёрские отношения педагога с семьёйВоспитывает всё – люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего – люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А.С. Макаренко.В дошко...
Социально-значимые акции как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников
В своём выступлении делюсь опытом взаимодействия с семьями воспитанников. В частности, рассказываю о социально-значимых акциях, проводимых в нашем детском саду....