"Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста".
методическая разработка по теме
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста. | 79.5 КБ |
Приложение 1. | 418.5 КБ |
Приложение 2. | 33 КБ |
Приложение 3. | 35 КБ |
Приложение 4. | 48.5 КБ |
Приложение 5. | 29.5 КБ |
Приложение 6. | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 90 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития воспитанников»
Взаимодействие ДОУ с семьёй в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста
Исполнитель: Артюшина Светлана Владимировна, старший воспитатель МБДОУ № 90 | |
Кемерово 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………..................... | 3 | |
1. | Основные направления социально-личностного развития ребенка- дошкольника………….………………………………………………….. | 4 |
2. | Социальное партнерство ДОУ и семьи ...…………………………….… | 7 |
Заключение………………………………………………………………….… | 9 | |
Список литературы…………………………………………………..……...… | 10 | |
Приложения | ||
Приложение 1.Анализ анкетирования родителей………………………….. | 11 | |
Приложение 2. Перспективный план работы с семьей…………………….. Приложение 3. Формы работы с родителями……………………………….. Приложение 4. Уровень социально-личностного развития детей…………. Приложение 5. Анкета «Семья глазами ребенка»…………………………... Приложение 6. Усвоение социальной информации ребенком-дошкольником (диагностический материал)……………………………………………………... | 14 15 18 19 20 |
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Цель социально-личностного воспитания – развитие социальной компетентности и коммуникативных навыков у дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
– создать в детском саду условия, способствующие позитивной социализации дошкольников;
– обеспечить родителей информацией, способствующей их самообразованию;
– содействовать контакту взрослых с детьми в познании и активном совместном анализе человеческих отношений, включив родителей в педагогический процесс ДОУ.
- Основные направления социально-личностного развития
ребенка-дошкольника
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Оно неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития ребенка, поэтому иногда представляется достаточно сложным его ограничить от остальных видов и направлений.
Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. Ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Развитие социальной компетентности и коммуникативных навыков у дошкольников достигается через воспитание этически ценных способов общения. Чтобы эффективно общаться, он должен овладеть рядом умений:
• внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
• проявлять уважение к говорящему, не перебивать его, выражать свое отношение к предмету разговора - излагать собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение о мнением собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли;
• ориентироваться в ситуации общения, т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении;
• договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
• завершать общение, используя этикетные формулы.
Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей. Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.
Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.
Практика показывает, что наиболее эффективными в работе с детьми оказались такие приемы как дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание проблемных ситуаций.
Дидактические игры - в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
Сюжетно-ролевые игры - помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности - закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий. Правильная организация игровой деятельности с детьми предполагает следующее:
- создание благоприятных условий для самостоятельной игры,
- совместную игру воспитателя с дошкольниками.
Беседа - используется с разными дидактическими целями:
• для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией),
• для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей.
Проблемная ситуация создается с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных форм общества. Детям предлагаются ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь, а так же обсуждаются межличностные конфликты, возникающие на моральной почве.
Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
2. Социальное партнерство ДОУ и семьи
Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Достижение главной цели социально-личностного воспитания – развитие социальной компетентности и коммуникативных навыков у дошкольников – невозможно без полного взаимопонимания между родителями, так как именно они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Поэтому к своей работе мы привлекаем родителей.
Для знакомства с семьями мы проводили анкетирование родителей, осуществляли посещение отдельных семей воспитанников, которые помогли составить характеристику семей (Приложение 1).
Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребёнком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Такими формами являются совместные занятия, игры, сотворчество родителей и детей, на которых родители не только приобретают теоретические знания, но и овладевают практическими умениями
Для приобщения членов семьи в процесс воспитания и развития детей, в ДОУ составлен перспективный план работы с родителями в этом направлении (Приложение 2), а для ознакомления родителей с работой детского сада используются родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др. (Приложение 3). При проведении данных мероприятий родители являются непосредственными участниками: им предлагается решение педагогических ситуаций, игры, тренинги, совместная разработка игр и игровых упражнений для использования в домашних условиях, совместно с детьми они оформляют стенгазеты, альбомы об увлечениях, интересах детей: «Вот я какой», «Всё о нашей Родине», «Как мы отдыхаем», «Наши игры», обогащают группу «домашними» играми. Родители и дети делятся своими впечатлениями о национальных праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.
Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.
Мы стараемся воспитать у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.
Ребёнок должен, прежде всего, осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.
Проведенная проверочная диагностика детей в конце учебного года показала положительную динамику (Приложение 4).
В результате проведённой работы родители стали чаще посещать открытые мероприятия, больше интересоваться жизнью детского сада, с желанием и интересом включаются в работу с детьми, оказывают материальную помощь, принимают активное участие в создании и пополнении предметно - развивающей среды, для реализации творческих способностей детей.
Заключение
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Анализ проведенной работы показал, что благодаря объединению сил и сотрудничеству удалось:
• повысить «качество социально-личностного воспитания детей»;
• создать у детей целостное и системное представление о социально-приемлемых формах поведения и моральных нормах, принятых в обществе.
• создать систему работы педагогов с родителями и детьми в совместной деятельности по реализации комплексного подхода к выполнению задач по социально-личностному воспитанию детей.
Вместе мы достигнем хороших результатов!
И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого русского педагога К.Д.Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!»
Список литературы
- Абашина, В. В. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] / В. В. Абашина, С. Г. Шайбакова // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – С. 139–141.
- Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст]: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - Москва: Смысл, 2010. – 447с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 400 с.
- Денисова, Р. Приоритеты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие [Текст] / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 12. - С. 81-21.
- Дозорова М.А. Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А - Ярославль, "Ремдер", 2005. - 164 с.
- Корепанова, М. В. Познаю себя [Текст]: методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. - Москва: Баласс, 2012. – 160 с.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва: Сфера, 2008. - 463 с.
- Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения [Текст]: Пособие для руководителей и методистов / Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. - 2-е изд., испр. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 64 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / http://rasobr.ucoz.ru/load/1-1-0-32
- Фопель, К. В. Как научить детей сотрудничать? [Текст]: психологические игры и упражнения / К. В. Фопель; пер. с нем.: Д. Дмитриева, О. Ковалевской, Е. Патяевой. – Москва: Генезис, 2010. – 542 с.
- Шитова, Е. В. Работа с детьми – источник удовольствия [Текст]: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителям / Е. В. Шитова. – Волгоград: Панорама, 2006. - 175 с.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Анализ анкетирования родителей
Однако 80% родителей считают приемлемым способом воспитания –
сравнение своего ребёнка с другим.
80% организовали дома детский уголок для игр.
Инициаторами, как правило, являются дети – 45%,
родители реже – 30%.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Перспективный план работы с семьей
по социально-личностному развитию детей
Месяц | Форма работы |
Октябрь | Анкетирование родителей с целью изучения их представлений о социально-личностном развитии детей |
Ноябрь | 1. Консультация на тему: «Особенности социально- 2. Папка передвижка: «Учим детей общению. Особенности |
Декабрь | 1. Совместное с детьми изготовление альбомов «Какой я». 2. Совместная с родителями подготовка к новогоднему |
Январь | Участие родителей в праздновании Рождества. |
Февраль | 1. Папка-передвижка «Конвенция о правах ребенка, ее 2. Совместная с родителями организация выставки ко Дню |
Март | 1. Участие родителей в праздновании 8 Марта. 2. Совместная с родителями организация фото-выставки: |
Апрель | Совместная экскурсия на природу. |
Май | Итоговое собрание: «Заслушивание семейного опыта по социально-личностному развитию детей». |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Формы работы с родителями
Наглядная пропаганда
Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды, или «Уголок родителей».
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
При проведении занятия включала в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Посещение семьи
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания и т.д.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, который заранее планирует тематику и структуру беседы.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся систематически: 3—4 консультации в год. Неплановые возникают нередко во время общения с родителями по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
«Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание «круглого стола» приглашались родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Групповые собрания родителей, организация семейного клуба
На групповых собраниях родителей знакомим с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
В заключительной части проведения семейного клуба мы подводим итог встречи и вручаем родителям памятки, буклеты. Практика использования данного вида текстовой информации показывает, что она наиболее эффективна, чем информация на стенде для родителей. Так, каждый взрослый, получив буклет, может спокойно на досуге ознакомиться с его содержанием, а не бегло читать эту информацию на стенде или ширме раздевального группового помещения.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Уровень социально - личностного развития детей
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Анкета «Семья глазами ребенка»
которую воспитатель может заполнить в форме стандартизированного интервью, используется для анализа и оценки ситуации в семье:
- С кем ты живешь?
- Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой?
- Твои родители часто разговаривают с тобой?
- Как они разговаривают — ласково или ругаются?
- Тебе спокойно дома? Не страшно?
- Как ты думаешь, что больше всего любит делать твоя мама? А папа?
- Кто чаще всего играет с тобой? гуляет? читает книжки?
- Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругаться? А папа?
- Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу пойдешь и все расскажешь маме? папе? никому?
- Что ты больше всего любишь делать в субботу и воскресенье?
- Как ты думаешь, что любят делать твои родители в субботу и воскресенье?
- Часто ли вы вместе куда-нибудь идете или просто играете в выходные дни?
- Какой последний подарок тебе сделали родители?
- Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целует тебя и желает спокойной ночи?
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Усвоение социальной информации ребенком-дошкольником
(диагностический материал)
Возраст Фамилия, имя ребенка
Начало года | Конец года | |||||
Н | О | Ч | Н | О | Ч | |
Знание структуры, традиций, праздников своей семьи и т. д. | ||||||
Знание структуры других семей, их распорядка, праздников и т. д. | ||||||
Знание о жизни (местах и людях) за пределами детского сада | ||||||
Знание общества за пределами дома и детского сада | ||||||
Знание детской литературы, телепередач | ||||||
Обширный словарный запас | ||||||
Знание правильной речи | ||||||
Способность организовывать полученную информацию на свой лад | ||||||
Знание видов трудовой деятельности взрослых |
(Н — не обнаруживает; О — обнаруживает; Ч — часто обнаруживает.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
О роли воспитателя в социально личностном развитии детей дошкольного возраста.
Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - этопроц...
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В настоящее время о...
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Взаимодействие с родителями по совершенствованию условий для развития детей дошкольного возраста
2015г. - выступление на педагогических чтениях Качканарского ГО...
Взаимодействие с детьми Детский дизайн как средство развития детей дошкольного возраста
Актуальность данного направления своего взаимодействия с детьми для меня заключается в том, что детский дизайн направлен на развитие практических навыков, интереса к миру и способности решать задачи, ...