Готовность детей к школе
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Знания, умения и навыки детей в 5-6 лет.
Требования к пакету ЗУН ребенка поступающего в первый класс разнится, и зависит от программ, используемых в обучении младших школьников.
Интеллектуальное развитие
Предположительно ребенок в возрасте от 6-7 лет умеет контролировать себя и исправлять ошибки, способен запоминать ряд картинок в количестве 10 штук, составлять по ним подробный и связный рассказ. Умеет выкладывать картинки по последовательности сюжета из 4-8 шт. Свободно владеет прямым и обратным счетом в пределе 20,выполняет счетные операции +- 1,2 до 10.Собирает картинки из 6-10 частей, с легкостью запоминает 2 и более четверостиший, пересказывает сказки и короткие рассказы.
К семи годам ребенок свободно ориентируется во временных представлениях, и понимает разницу между живой и неживой природой. Различает домашних и диких животных.
Речь
Речь 6 летнего дошкольника сформирована без аграмматизмов, ребенок легко изменяет окончания в прилагательных, использует в речи имена числительные, уменьшительно – ласкательные суффиксы в существительных. С интересом участвует в играх драматизациях, сюжетно ролевых играх, умеет брать на себя роли и действовать согласно сюжету.
Графические навыки
К семи годам дошкольник умеет свободно пользоваться ручкой, карандашом, линейкой и резинкой. Не составляет труда выполнять графические диктанты, которые направлены на закрепление навыков ориентировки в пространстве. Умеет самостоятельно чертить фигуры, раскрашивать и штриховать, не выходя за контуры. В тетрадях с крупной клеткой закрепляются умения в написании печатных букв и цифр.
Грамота
В подготовительной группе закрепляются умения в различии гласных и согласных звуков, отличие букв от звуков, деление слов на слоги, подбор слов на нужную букву. Знание алфавита русского языка и послоговое чтение также является предпочтительным для поступления в первый класс.
Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении дошколят.
Консультация для родителей
«Готовность детей к обучению в школе».
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителем и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Но далеко не каждая семья может представить, как поведет себя ребенок в тех разнообразных ситуациях, в которые он попадет в школе.
Что же могут и должны сделать родители, чтобы вступление детей в новую пору жизни было не только безболезненным для всех (включая родителей, но и радостным и результативным?
В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Воспитать в детях ряд качеств, необходимых для успешного осуществления любой деятельности, таких как: ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.
Организованность проявляется и в малом и в большом: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры, труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение; убрать на место вещи, игрушки и т. д.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. При формировании инициативности важно:
- уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества;
- поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.
Самостоятельность – активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду. Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье, например: поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем игровом уголке, помогать в приготовлении завтрака, обеда, ужина, сервировка стола и т. д.
Ответственное выполнение трудовых обязанностей постепенно становится первичной деятельностью и в значительной мере определяет готовность детей к обучению в школе.
Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащегося, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.
Каждый ребенок 7 лет хочет пойти в школу. Этот интерес к школе проявляется в детских высказываниях: «Хочу учиться! », «Хочу в школу! », «Буду хорошо учиться! », в детских вопросах: «Какая учительница? », «Что мы будем делать в школе? », «Учительница строгая? » и т. д. Поддерживая такую заинтересованность, родители рассказывают о том, как много нового дети узнают в школе, как полезно учиться.
Иногда желание поскорее сесть за парту пропадает - «Не хочу идти в школу! », «Играть хочу! ». Это происходит тогда, когда у ребенка не сформировано отношение к учебе, как к серьезной деятельности, важной работе. А интерес к школе ограничивается внешними признаками: новое здание, незнакомая учительница, тетради, учебники и т. д. поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.
Каждый ребенок, идущий в школу, должен обладать достаточной школьной зрелостью, то есть быть интеллектуально, эмоционально и социально развитым.
Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Для этого предлагайте детям следующие игры и игровые упражнения: «Четвертый лишний», «Разложи картинки по группам», «Выкладывание из спичек по образцу», «Раскрась по правилу и по образцу», «Дорисуй узор», «Графический диктант», «Подбери по форме и цвету», «Дорисовывание предметов» и т. д.
Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности внимания.
Социальная зрелость – подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Хорошими помощниками родителям в подготовке детей к обучению в школе будут книги с практическими советами, играми и заданиями, направленными на: развитие у детей логического мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия, воображения, речи, математических навыков; формирование умения ориентироваться в окружающем мире и на листе бумаги; развитие графических навыков и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразн...
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».
-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...
Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....
буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Семинар для педагогов "Профилактика трудностей обучения в школе. Коммуникативная готовность ребенка к школе" выступление с темой "Коммуникативная готовность детей к школе".
Коммуникативная готовность к школе...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...