Родительское собрание "Готовность детей к школе. Критерии готовности"
консультация (подготовительная группа) на тему
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразные, а иногда и противоречивые точки зрения.
Первый подход можно назвать педагогическим.
Его сторонники определяют готовность к школе по сформированности у дошкольника учебных навыков: умения читать, считать, рассказывать стихи и т.д. Такой подход, по крайней мере, по двум причинам непродуктивен:
во-первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, и не даёт никакой информации о потенциальных возможностях ребёнка;
во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, он не учитывает индивидуальные особенности психики ребёнка, соответствие его физиологического развития психологическому возрасту и не позволяет прогнозировать качество, темп и особенности усвоения знаний конкретным ребёнком.
Тем не менее именно такой подход преобладает в настоящее время среди учителей (особенно, если в школе нет психолога). В результате умеющий читать и считать ребёнок оказывается часто невнимательным, сверхподвижным, быстро утомляется и испытывает огромные трудности при систематическом обучении.
Второй подход можно назвать психологическим.
Его суть в том, что готовность к школе понимается как результат общего психического развития ребёнка на протяжении всей его дошкольной жизни. Психологический подход выявляет зависимость уровня готовности ребёнка к школе от множества факторов:
· образовательного уровня родителей,
· состава семьи,
· методов воспитания,
· состояния здоровья ребёнка,
· особенностей его развития (начиная с внутриутробного) и т.д
Поэтому предлагаются следующие основные
Критерии определения готовности ребёнка к обучению в школе
Их можно представить в виде суммы трёх составляющих:
· Физиологическая готовность организма, его зрелость,
· Психологическая готовность,
· Личностная готовность, уровень социализации.
Зрелость организма рассматривается как уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребёнка чрезмерно обременительными. Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребёнка в течение дня, недели или обратный показатель – его утомляемость.
Психологическая готовность – это готовность психических функций (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Она обеспечивает успешность усвоения знаний в процессе школьного обучения. Основными критериями готовности здесь выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, способность к развёрнутой речи.
Личностная готовность включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять учебную деятельность.
Рассматривая дошкольное детство как важнейший период в жизни ребёнка (познания мира человеческих отношений, первоначального становления личности), некоторые исследователи отмечают, что к моменту поступления в школу у ребёнка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, формируется самооценка, происходит усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами.
Основным новообразованием дошкольного возраста, является комплекс готовности к школьному обучению:
· Коммуникативная готовность,
· Когнитивная готовность,
· Уровень эмоционального развития,
· Технологическая оснащённость,
· Личностная готовность.
Коммуникативная готовность определяется способностью ребёнка нормально взаимодействовать с людьми по определённым правилам и нормам.
К 6-7 годам для ребёнка происходит расслаивание сферы человеческих отношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности).
Под когнитивной готовностью подразумевается соответствующий уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.
Уровень эмоционального развития. К началу школьного обучения ребёнок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами, у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (т.е. достаточная сопротивляемость возникающим препятствиям и возможным неудачам), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Технологическая оснащённость включает минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать.
Личностная готовность ребёнка заключается в готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархии мотивов. Таким образом, ребёнок должен обладать развитой учебной мотивацией.
Чтобы сделать правильный вывод – готов или нет ребёнок к школе, необходимо верно определить уровень его физического, психологического и социального развития, «замерить» возрастные параметры, т.е. узнать, соответствуют ли они возрасту. Возрастные параметры – своеобразные ключи к пониманию личности ребёнка. Они могут многое поведать о том, как развивается подрастающая личность, подсказать, что можно и его нельзя ожидать от ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_gotovnost_k_shkole.docx | 19.34 КБ |
презентация | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
Критерии готовности к школьному обучению
(родительское собрание в подготовительной группе)
3 апреля 2013 год
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразные, а иногда и противоречивые точки зрения.
Первый подход можно назвать педагогическим.
Его сторонники определяют готовность к школе по сформированности у дошкольника учебных навыков: умения читать, считать, рассказывать стихи и т.д. Такой подход, по крайней мере, по двум причинам непродуктивен:
во-первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, и не даёт никакой информации о потенциальных возможностях ребёнка;
во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, он не учитывает индивидуальные особенности психики ребёнка, соответствие его физиологического развития психологическому возрасту и не позволяет прогнозировать качество, темп и особенности усвоения знаний конкретным ребёнком.
Тем не менее именно такой подход преобладает в настоящее время среди учителей (особенно, если в школе нет психолога). В результате умеющий читать и считать ребёнок оказывается часто невнимательным, сверхподвижным, быстро утомляется и испытывает огромные трудности при систематическом обучении.
Второй подход можно назвать психологическим.
Его суть в том, что готовность к школе понимается как результат общего психического развития ребёнка на протяжении всей его дошкольной жизни. Психологический подход выявляет зависимость уровня готовности ребёнка к школе от множества факторов:
- образовательного уровня родителей,
- состава семьи,
- методов воспитания,
- состояния здоровья ребёнка,
- особенностей его развития (начиная с внутриутробного) и т.д
Поэтому предлагаются следующие основные
Критерии определения готовности ребёнка к обучению в школе
Их можно представить в виде суммы трёх составляющих:
- Физиологическая готовность организма, его зрелость,
- Психологическая готовность,
- Личностная готовность, уровень социализации.
Зрелость организма рассматривается как уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребёнка чрезмерно обременительными. Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребёнка в течение дня, недели или обратный показатель – его утомляемость.
Психологическая готовность – это готовность психических функций (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Она обеспечивает успешность усвоения знаний в процессе школьного обучения. Основными критериями готовности здесь выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, способность к развёрнутой речи.
Личностная готовность включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять учебную деятельность.
Рассматривая дошкольное детство как важнейший период в жизни ребёнка (познания мира человеческих отношений, первоначального становления личности), некоторые исследователи отмечают, что к моменту поступления в школу у ребёнка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, формируется самооценка, происходит усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами.
Основным новообразованием дошкольного возраста, является комплекс готовности к школьному обучению:
- Коммуникативная готовность,
- Когнитивная готовность,
- Уровень эмоционального развития,
- Технологическая оснащённость,
- Личностная готовность.
Коммуникативная готовность определяется способностью ребёнка нормально взаимодействовать с людьми по определённым правилам и нормам.
К 6-7 годам для ребёнка происходит расслаивание сферы человеческих отношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности).
Под когнитивной готовностью подразумевается соответствующий уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.
Уровень эмоционального развития. К началу школьного обучения ребёнок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами, у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (т.е. достаточная сопротивляемость возникающим препятствиям и возможным неудачам), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Технологическая оснащённость включает минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать.
Личностная готовность ребёнка заключается в готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархии мотивов. Таким образом, ребёнок должен обладать развитой учебной мотивацией.
Чтобы сделать правильный вывод – готов или нет ребёнок к школе, необходимо верно определить уровень его физического, психологического и социального развития, «замерить» возрастные параметры, т.е. узнать, соответствуют ли они возрасту. Возрастные параметры – своеобразные ключи к пониманию личности ребёнка. Они могут многое поведать о том, как развивается подрастающая личность, подсказать, что можно и его нельзя ожидать от ребёнка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность к обучению в школе: Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной, то есть осознанной и волевой регуляции поведения, познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Л. И. Божович
Критерии определения готовности ребенка к обучению в школе
Физиологическая готовность Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Психологическая готовность Это готовность психических функций (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) Произвольность познавательной деятельности, Способность к развернутой речи.
ВНИМАНИЕ: К семи годам ребёнок должен: Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут. Находить 10 отличий между предметами. Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов. Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу. Копировать в точности узор или движение. Уметь находить одинаковые предметы.
Память К семи годам ребёнок должен: Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов. Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы. Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов. Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки. Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.
Мышление К семи годам ребёнок должен: Объединять предметы в группы по определённым признакам. Находить закономерность в построении ряда предметов. Выделять предмет, не подходящий к общим признакам. Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам. Решать логические задачи. Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.
Восприятие К семи годам ребёнок должен: Различать цвет и форму предмета. По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр. Использовать в речи многообразные обозначения пространственных отношений (вниз, направо, налево, на другую сторону). Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).
Мелкая моторика К семи годам ребёнок должен: Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Ориентироваться в тетради в клетку или в линию. Уметь копировать фразы, простейшие рисунки. Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Личностная готовность Желание ребенка стать учеником
Комплекс готовности к школьному обучению
Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Когнитивная готовность Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие образных представлений. Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.
Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.
Технологическая оснащенность Минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе Умение читать, считать и писать
Личностная готовность принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей учебная мотивация ( ребенок хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу
«Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания). Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.) Общие знания Осведомленность ребенка в разных областях
Числовая последовательность в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 10. Понятие «больше – меньше». Основные геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве. Измерение предметов при помощи линейки. Цвета и их оттенки. Математические представления
Умение составлять рассказ по картинке. Пересказывать содержание известной сказки. Рассказывать связные истории из своей жизни. Рассуждать. А вот умение бегло читать или писать письменными буквами – совершенно не обязательно! Развитие речи
Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку; пользоваться ножницами; рисовать и лепить; обводить контуры и заштриховывать фигуры. Мелкая моторика
Желание учиться, идти в школу. Стремление узнавать новое. Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе. Никогда не запугивайте ребенка, рассказывая о школе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии готовности ребёнка к школе
Готов ли мой ребёнок к школе? Наверное, таким вопросом когда-нибудь задаётся каждый родитель. Эта памятка поможет вам найти ответы на свои вопросы....
Памятка для родителей. Критерии готовности ребенка к школе
В данном материале собраны основные критерии готовности ребенка к школе....
Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".
Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»
В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...
Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность»
Семинар - практикум для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка.Подготовка детей к школе.Психологическая готовность"....
СТАТЬЯ КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ...
Статья Критерии готовности детей к школе, Международный центр "Наука и просвещение"
Критерии готовности детей к школе...