Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_v_podgotovke_rebenka_k_shkole.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы в подготовке ребенка к школе
«Формирование речевой готовности детей
к школе в процессе работы
кружка «По дороге к азбуке»
I.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.
Обучение грамоте – это систематический, целенаправленный процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: воспитание звуковой культуры речи, навыков словообразования, развитие словаря, связной речи, грамматической стороны речи.
Не случайно в ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей, обладающих высокими коммуникативными навыками, умеющими общаться со сверстниками и взрослыми, связно и грамматически верно оформлять свои высказывания. Это значит, что необходимо вести целенаправленную работу по речевому развитию детей.
Опыт показывает, что многие дети испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. У дошкольников недостаточный словарный запас, они испытывают затруднения при общении, не могут связно и грамматически правильно высказать свои мысли. Это приводит к низкому темпу чтения, снижению уровня понимания прочитанного. Так же у многих детей проявляется нарушение фонематического и пространственного восприятия, что так же затрудняет формирование навыков чтения и письма в школе.
В связи с этим сегодня актуален вопрос – как можно и нужно решать задачу по формированию речи. Перед нами стала цель: выявить с помощью теоретических и практических исследований возможно правильные подходы к организации работы воспитателя по развитию речи, подготовки к грамоте у детей старшего дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав методическую литературу, мы решили, что развитию речевых способностей дошкольников с учетом обозначенных тенденций может способствовать кружок « По дороге к азбуке».
Цель кружка: формирование речевой готовности к школе детей 6-7 лет в процессе освоения устной речи.
Задачи кружка:
- Формировать мотивацию и интерес к процессу обучения;
- Познакомить детей с миром звуков; формировать умение дифференцировать и характеризовать звуки;
- Познакомить с понятиями ««звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «ударение»;
- Формировать умение рассуждать, точно и ясно выражать свои мысли;
- Развивать фонематический слух, анализ и синтез;
- Развивать внимание, память, мышление, воображение;
- Воспитывать культуру общения друг с другом.
На первом этапе, проанализировав методическую литературу, разработали содержание работы кружка:
- Знакомство со звуками, дифференциация и характеристика (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие);
- Называние слов с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слова;
- Звуковой анализ слова, составление звуковой схемы слова;
- Деление слова на слоги, определение ударного слога;
- Знакомство с предложением, определение количества слов в предложении, их последовательность, придумывание предложения по заданной схеме;
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики;
- Игры, упражнения со звуками, буквами;
- Схемы-модели для составления предложений, рассказов;
- Дидактические игры, кроссворды;
- Игры с использованием методов ТРИЗ.
Новизна проекта заключается:
- В разработке авторской программы кружка «По дороге к азбуке»;
- Разработке авторских конспектов занятий;
- Разработке и оформлении игр, упражнений.
Мы думаем, что данный материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений.
II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В первую очередь был изучен уровень речи детей по следующим признакам: (на основе программы воспитания и обучения в детском саду по ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, Е.В.Колесникова «Тесты для детей 6-ти лет», «Готов ли ваш ребёнок к школе?»)
1. Звукопроизношение и фонематическое восприятие;
2. Лексический запас:
- существительные;
- глаголы;
- прилагательные.
3. Связная речь:
- составление рассказа по действию;
- составление рассказа по представлению;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- составление рассказа по сюжетной картине;
- пересказ.
При обработке данных сделали выводы, что у детей бедный лексический запас, они мало используют в речи прилагательных. Дети испытывают затруднения при составлении рассказов по представлению, по сюжетным картинам. Не все могут связно, последовательно пересказать сюжет или рассказ. У многих детей неразвито воображение. Результаты диагностики приведены в диаграмме. (Приложение№1).
Так же провели мониторинг с целью определить уровень развития способности детей к обучению грамоте.
Задачи мониторинга:
1. Определить уровень развития фонематического слуха
- Выделение звуков из ряда других звуков
- Звукобуквенный анализ и синтез
- Деление слов на слоги
2. Выявить уровень развития мелкой моторики;
- Кинестетические основы движения
- Кинетическая основа движений
3. Выявить уровень сформированности графо моторных навыков
- Узнавание букв
- Пространственные представления на листе бумаги
4.Чтение
- Чтение слогов, слов, предложений
Проанализировав данные, мы видим, что дети испытывают трудности при звукобуквенном анализе слов, делении их на слоги. У некоторых детей недостаточно сформированы пространственные представления.
Низкий процент детей, читающих слова, предложения. Результаты приведены в диаграмме. ( Приложение№2).
На следующем этапе составили план работы с детьми. А именно, разработали авторскую программу дополнительного образования
по обучению грамоте «По дороге к азбуке», цикл авторских занятий. Для поддержания интереса у детей к образовательной деятельности, использовали игровые технологии. Для этого, разработали увлекательные игры и упражнения, карточки, схемы, подобрали игры с использование методов ТРИЗ, которые включили в конспекты занятий.
Вся образовательная деятельность проводится вместе с Звукоежкой.
Отправляясь с ним в страну Звуков, дети, узнают много нового и интересного. Например, при характеристике согласных звуков, прицепляем ему колокольчик, если звук звонкий; надеваем синюю шапочку, если звук твердый и зеленую, если мягкий.
С Звукоежкой проводим такие игры, как « Подбери картинку», «Собери корзину для Звукоежки».
Так же в своей работе используем звуковые линейки, которые помогают детям определить количество звуков в слове. Их можно использовать и для определения слов в предложении.
Для звукобуквенного анализа слов используем карточки.
Цель: закреплять умение осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства; определять и характеризовать звук – гласный, согласный твердый, согласный мягкий. Развивать фонематический слух, внимание.
Детям очень нравится решать ребусы. (Приложение№3).
Цель: формировать умение выделять первый или последний звук в слове, составлять из них слова, развивать память, мышление.
Оформили игру «Паровозик». Он носит многофункциональный характер и можно проводить разные игры:
Игра «Рассади в паровозик животных, в названии которых есть заданный звук».
«Рассади в паровозик животных, с определенным количеством слогов».
«Состав предложение». Мы составили поезд из картинок. Нужно составить по этим картинкам предложение.
Для развития связной речи используем схемы для составления рассказов, которые помогают дошкольникам грамотно, последовательно и связно составить рассказ.
Так же включили в образовательную деятельность игры с элементами ТРИЗ (Приложеие№4):
« Почему так произошло», «Теремок», «Превращение яблока»,
«Новый образ Ивана Царевича». Цель этих игр: активизировать и развивать речь, обучить детей творческому рассказыванию. Развивать фантазию, творческое воображение. У детей получаются очень интересные, фантастические рассказы, которые мы оформили в альбоме « Наше творчество».
Одна из интересных игр « Новый образ Ивана Царевича» (метод морфологического анализа).
Суть метода заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Обычно для морфологического анализа строят таблицу или ящик. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства заносим данные в таблицу, мы используем фетрограф. Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате систематической работы с применением игр и упражнений в процессе кружка « По дороге к азбуке», мы отметили, что дети стали более раскрепощёнными, стали более грамотно и связно излагать свои высказывания. Они более уверенно себя чувствуют при работе над звуковым анализом слов, над предложением. У них более развито воображение, речевая и общая инициатива, повысился уровень познавательных способностей. В связи с этим составили сравнительную таблицу. В конце мы видим положительную динамику (Приложение№5).
Таким образом, мы можем сделать выводы, что использование игр в образовательной деятельности кружка:
- Формирует у детей такие понятия, как ««звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «ударение»; учит дифференцировать и характеризовать звуки;
- Стимулирует развитие речи, активизирует познавательные и мыслительные функции;
- Позволяет развивать фонематический слух, анализ и синтез;
- Позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивая их прочное усвоение и систематизацию;
- Развивает память, воображение;
- Воспитывает культуру общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Подготовка к школе детей с ОНР...
Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...
Современные подходы к подготовке детей к обучению в школе
Статья. Дата публикации - сентябрь 2017 г. Кедрова Е.К....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.
Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...
Подготовка к школе: что необходимо знать родителю. Речевая готовность к школе. (Октябрь 2023 год)
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Л.А.Венгер...