Художественно - эстетическое развитие с учетом ФГОС
консультация (старшая группа) на тему
Художественно - эстетическое развитие с учетом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khudozhestvenno_-_esteticheskoe_razvitie_s_uchetom_fgos.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно - эстетическое развитие с учетом ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает быстрый переход к проектированию образовательного пространства ДОО на основе принципа культуросообразности.
В современной эстетико – педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе восприятия и создания художественных образов. Художественный образ лежит на основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным связывающим понятием в системе эстетического воспитания. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятия художественных образов и выразительность явлений.
Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии. Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного развития детей дошкольного возраста, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребенка.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно – чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Движение от простого образа – представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.
Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:
- знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное, декоративно – прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;
- обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект;
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать мысли; поддерживать личностное творческое начало;
- обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлений (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);
- учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации (лес, водоем, пустыню «населять» соответствующими обитателями, на лугу, изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду – розы, астры, тюльпаны);
- поддерживать желание передавать характер признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года);
- создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
- совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта;
- в рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки; легко уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях ,в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решение одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних листьев, два – три оттенка красного цвета при изображения яблока; познакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углем, сангиной;
- в лепке учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путем вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народно – прикладного искусства);
- в аппликации показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контору для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, улочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи);
- поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомы техники помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения (например, комбинировать аппликацию с рисованием, создание объемной пластической формы сочетать с декоративной росписью);
- формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера;
- предлагать для декоративного оформления поделки, выполнение на занятиях по конструированию (нарядные игрушки из бумажных цилиндров и конусов); для иллюстрирования - сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленными детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой;
- показать способы экономного использования художественных материалов (например, в аппликации вырезать не из целого листа бумаги, а из детали, подходящей по величине и форме к параметрам задуманного образа);
- в дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты и нюансы; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому).
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Как справедливо заметил выдающийся ученый-педагог Л.С.Выготский: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие. Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Извлечение из ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылокценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,музыкального, изобразительного), мира природы; стано...
«Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с учетом принципа интеграции образовательных областей»
Цель: Формировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельностиЗадачи, ведущие к реализации цели:расширять представления детей о военно-патриотическихпраздника...
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" с учетом ФГОС во второй младшей группе.
В данной области учитывается совместная деятельностьпедагога и ребенка в НОД, в ходе режимных моментах, организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности, взаимодействие с сем...
Статья из опыта работы «Использование нетрадиционной техники рисования в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие" с учетом ФГОС ДО
Статья для воспитателей группы компенсирующей направленности...
Реализация образовательной области «художественно-эстетическое развитие» в контексте ФГОС ДО
«Реализация образовательной области«художественно-эстетическое развитие» в контексте ФГОС ДО» Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулиров...
Презинтация на тему: "Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому развитию в условиях ФГОС ".
Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобрази...
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию с учетом ФГОС (старшая группа) на тему «Солдат на посту».
Цель: знакомство с Российской Армией и защитниками Родины через художественную деятельность.Задачи:Образовательные:- способствовать умению детей создавать в рисунке образ воина, передавая характе...