Построение системы взаимодействия "родитель-ребенок-специалист" в зависимости от родительского отношения к ребенку
консультация на тему

Марко Надежда Тарасовна

В материале рассмотрены особенности контакта между ребенком и родителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_sistemy_vzaimodeystviya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК-СПЕЦИАЛИСТ» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ

Марко Надежда Тарасовна, педагог-психолог ЦПМСС «Ново-Переделкино»

За день до рождения Ребенок спросш у Бога: «Я не знаю, что я должен делать в этом мире»

Бог ответил:

«Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой»

- «Но я не понимаю его язык» «Ангел будет учить тебя своему языку.

Он будет охранять тебя от всех бед» - «Как и когда я должен вернуться к тебе?»

- «Твой Ангел скажет тебе всё» - «А как зовут моего Ангела?»

«Неважно как его зовут....

Ты будешь называть его МАМА!»

Мама - это человек, занимающий одно из главных мест в жизни ребенка. Безусловная любовь матери дает все необходимое для здорового развития ребенка. От матери зависит, станет ли жизнь ее ребенка счастливой или будет исковеркана, вырастет ли из него полезный член общества или обществу уготована обуза, от которой будут страдать и общество и сам человек.

В семье закладываются основы для развития полноценной личности и, только совместно с семьей мы сможем наиболее эффективно выстраивать пути коррекционной работы с детьми.

Часто в нашей работе мы встречаем родителей, которые по-разному относятся к коррекционной работе, проводимой с их детьми. Кто-то заинтересован в происходящем, интересуется успехами ребенка, приходит на консультации, другие - не считают себя участниками коррекционного процесса.

В триаде отношений «родитель-ребенок-специалист» именно родитель является наиболее слабым, «выпадающим» звеном, и это не может не заботить нас. Ведь все что мы делаем, не будет иметь результатов без помощи родителей. Логопеду важно чтобы с ребенком дома закрепляли пройденный материал, следили за речью; психологу важно, чтобы в доме царила благоприятная атмосфера для развития ребенка и т.д.

В научной литературе широко обсуждается вопрос о влиянии стиля воспитания на развитие ребенка. Но специалистам для построения эффективного взаимодействия с родителями также важно обратить внимание на особенности контакта между ребенком и родителем (в частности, с матерью).

В литературе выделяют следующую типологию родителей по особенностям контакта с ребенком. Мы рассмотрим некоторые из них, которые позволили себе назвать нарушениями.

1


  1. Сверхтребовательность, или синдром «отличника»

К этой группе относятся хорошие, правильные родители, которые с большим вниманием относятся к исполнению своих родительских обязанностей. Однако они, как настоящие отличники, стараются любое дело, и воспитание детей в частности, делать очень тщательно, не допуская ошибок. Те или иные нарушения в развитии ребенка они воспринимают очень болезненно, приписывая их только своим промахам.

Как правило, с такими родителями легко сотрудничать специалистам, они приходят на все консультации специалиста, но держаться натянутоправильно, как бы ожидая одобрения со стороны специалиста его действий. Нередко эта категория родителей старается всеми силами исправить недостатки своего ребенка, но в ущерб его естественным индивидуальным желаниям и потребностям. Главное для этих родителей подтвердить свой статус «хорошего» родителя.

В рамках коррекционной работы такие родители исполнительны, отзывчивы, им свойственно постоянно узнавать о результатах работы с ребенком, они с удовольствием общаются со всеми, кто хоть как-то сможет оценить его как хорошего родителя. Для них характерно преувеличение своих реальных возможностей, они очень любят рассказывать о том, что они делают для своего ребенка.

При взаимодействии с родителями, необходимо:

  • уделять внимание конкретным результатам работы родителей с ребенком;
  • главной целью при общении должен стать ребенок и его проблемы, а не личность самого родителя;
  • при общении с родителями делать акцент на возможности ребенка и его потребности;
  1. Сниженное ощущение самооценки

В этой ситуации для родителей проявление заботы необходимо для подтверждения собственной значимости, ценности. Ребенок как бы подтверждает их право на существование. Поэтому забота у них сливается со строгим контролем за ребенком. Этот тип по своим характеристикам похож на первый тип. Но для данной категории родителей, свойственно то, что они готовы сделать все, что советует специалист, если это не связано с проявлением самостоятельности ребенка, которая представляется им преждевременной.

  1. Идентификация родителей с ребенком

Для родителей данной категории свойственно преувеличение хрупкости, беззащитности ребенка, излишнее внимание к его потребностям. Неуспехи ребенка переживаются очень остро, а неудачи - легко оправдываются. Ребенок легко манипулирует такими родителями.

В рамках коррекционной работы такие родители могут не прийти на занятие, не выполнить домашнего задания, что-то не принести, оправдывая все это плохим самочувствием ребенка, его усталостью, плохим настроением и т.д.

На консультации родители могут проявлять некоторую агрессивность, которую легко сбить слегка агрессивной позицией специалиста.

2


В целом же родители отзывчивы к спокойному, доброжелательному отношению специалиста.

При взаимодействии с родителями, необходимо:

  • четко проговорить с родителями последствия пропусков занятий, не выполнения домашнего задания;
  1. Нарушение родительских функций

Эта ситуация, в которой мать или отец занимают эмоционально отстраненную позицию, не проявляют по отношению к ребенку любовь, нежность. Как правило, такие родители не всегда адекватно оценивают проблемы своего ребенка и занимают позицию «У нас все в порядке», они сталкиваются с большими трудностями при взаимодействии как со своим ребенком, так и со специалистами.

При работе с такой категорией родителей необходимо учитывать то, что у них ярко выражена угроза потери собственного «Я» ввиду неумения простраивать границу между собой и другими. Поэтому, для них требуются многочисленные встречи со специалистом, где необходимо делать акцент не на родительские чувства, а на установление доверительных, доброжелательных отношений. Нередко такие родители на консультациях чаще говорят о самом себе, чем о проблемах своего ребенка.

5. Контакт-отвержение

В силу ряда причин у таких родителей присутствует вытесненная враждебность к ребенку, скрытое его отвержение. Внешне это мало проявляется, поскольку в нашей культуре негативные чувства по отношению к своему ребенку считаются неприемлемыми. «Сигналом» такого родителя является противоречивость его поведения: он то демонстрирует готовность к взаимодействию со специалистом, то уходит от него и всякое общение с ним прекращается.

При взаимодействии с таким родителем важно избежать даже минимального его осуждения, а это иногда бывает трудно сделать, поскольку видишь реально страдающего ребенка.

Конечно, специалист не в силах изменить сложившиеся отношения между ребенком и родителем, но с его стороны он должен использовать позитивные моменты уже имеющихся отношений.

Так как мы рассматривали нарушения в эмоциональном контакте между ребенком и родителем, то систему взаимодействия с такими родителями необходимо выстраивать совместно с психологом учреждения.

Очень часто родители не идут на контакт со специалистами из-за того, что их ожидания от общения не оправдываются. Опыт общения с родителями позволяет выделить ряд наиболее типичных ожиданий современных родителей в системе взаимодействия «родитель-ребенок-специалист»:

3


  • дружелюбное отношение к ребенку;
  • диалог с родителями не в рамках диктата. Отсутствие обвинений в адрес родителей со стороны специалиста;
  • терпимость к особенностям поведения ребенка;

Таким образом, при построении системы взаимодействия с родителями необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Работа специалистов, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано со знакомством родителей с целями и методами работы отдельных специалистов, при этом, используя, знакомые, понятные родителям формы работы.
  2. Открытость специалиста, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что специалист осознает и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия.
  3. Необходимость мотивирования родителей к взаимодействию со специалистами различными способами.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Семейный клуб как форма построения системы партнёрских отношений дошкольной образовательной организации и семьи...

Построение системы партнёрских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса.

Семья и детский сад – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Семья и детский сад &nda...

Консультация для родителей: «Родительское отношение к ребенку: определение, типы влияния на психическое развитие».

Родительское отношение к ребенку: определение,  типы влияния на психическое развитие...

Экология родительского отношения с ребенком как фактор эффективного взаимодействия

В статье на основе результатов эмпирического исследования были изучены взаимоотношения родителей с детьми. Также проведен анализ типологии взаимодействия родителей между собой как элемента эффективног...

Программа: ««Построение системы партнерских отношений с родителями»»

Цель: Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями (законными представителями)  с целью повышения качества музыкального воспитания детей. Задачи:Приобщать родителей...

Программа «Построение системы партнерских отношений с родителями»

Программа «Построение системы партнерских отношений с родителями»...

Рабочая программа "Построение системы партнерских отношений с родителями"

Рабочая программа "Построение системы партнерских отношений с родителями"...