Нарушение поведенческих реакций у дошкольников (коррекция неврозов). Статья актуальная для практических психологов.
методическая разработка (старшая группа) на тему
НАРУШЕНИЕ
ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка, особенно раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна.
Формы неадекватного поведения. Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.
К неадекватным реакциям (детская нервность) относятся:
Упрямство, т.е. отказ подчиняться обоснованным требованиям взрослых.
Капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается.
Немотивированный плач, возникающий у ребенка от самой незначительной причины.
Отказ от контактов с воспитателем, когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха.
Отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один.
Двигательная расторможенность – ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устойчивому вниманию на занятиях и в играх, мешает играть другим детям; агрессивен -–толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки, кусает детей вначале с целью отнять игрушку, а затем выражает этим свое возбужденное состояние; ломает и бросает игрушки.
Причины возникновения неадекватного поведения. Ребенок может иметь некоторые врожденные предпосылки для так называемой детской нервности. Он может унаследовать от родителей предрасположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятельности, а значит, ее неустойчивость, приведшую к нервности.
Различают в р о ж д е н н о е предрасположение к нервности, которое возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются если:
мать во время беременности перенесла тяжелое заболевание или нервное потрясение;
плохо питалась, употребляла алкогольные напитки, курила;
способствует этому также токсикоз второй половины беременности, так как плод при этом получает недостаточно кислорода. В последние месяцы беременности наиболее активно развиваются функции головного мозга, в это время клетки центральной нервной системы особенно чувствительны к кислородной недостаточности.
При таких неблагоприятных факторах признаки нервности проявляются уже в первые дни после рождения ребенка:
он много кричит;
часто просыпается, любое неблагополучие сказывается на быстро развивающемся мозге;
это в первую очередь родовая травма;
заболевания периода новорожденности и в первые месяцы жизни;
в более старшем возрасте – длительно текущие заболевания;
неправильное питание;
несоблюдение правильных возрастных режимов, особенно недостаточный дневной сон.
Очень рано, с первых месяцев жизни, начинают сказываться и социальные причины. Уже в возрасте 1 года возможны проявления последствия неправильного воспитания.
В первом полугодии жизни ребенка формируются взаимоотношения в системе «мать-дитя». Всякие нарушения в этой системе сказываются на развитии малыша, особенно на уравновешенности его психики. Во втором полугодии идет бурный процесс становления общения с членами семьи. В этом возрасте число психогенных так называемых стрессовых факторов возрастает. Ребенок замечает и по-своему переживает все происходящее вокруг. Чем старше он становится, тем больше факторов социальной среды влияет на его поведение.
К значительному напряжению нервной системы и развитие нервности может привести шумная обстановка, семейные ссоры. Ребенок начинает замечать несправедливое к себе отношение, резкое или нервозное, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам, частые запреты, подавление инициативы.
В условиях ДОУ неадекватное поведение проявляется в первую очередь при привыкании ребенка к новым условиям жизни.
НЕВРОЗЫ
Неврозы – группа преходящих психогенных функциональных психических заболеваний с тенденцией к затяжному течению.
Понятие «неврозы» введено шотландским врачом У. Кулленом в 1776 г. с целью отграничения рядя функциональных форм нервной патологии от невритов и невром. Ведущий регулятор всех жизненных процессов он видел в напряжении или расслаблении нервной системы, с которыми связаны все отклонения душевной деятельности, названные неврозами. По Куллену, невроз – нервное расстройство не сопровождающееся лихорадкой, не связанное с местным поражением одного из органов, а обусловленное «общим страданием, от которого специально зависят движения и мысли».
Группа неврозов до конца 19 века объединяла самые разнообразные болезни, состояния и симптомы. Например: глухоту, слепоту, параличи, заворот кишок, изжогу, тошноту, рвоту, столбняк, истерию, ипохондрию, гидрофобию и др. Лишь к началу 20 века были описаны основные формы неврозов, однако процесс дифференциации неврозов продолжался. При чем на этот процесс повлияли такие направления, как глубинная психология и психоанализ З. Фрейда, а также совершенствование клинического метода исследования в психиатрии, работы И. П. Павлова по ВНД.
В отечественной литературе в соответствии с хронологией описание неврозов выделяют три классические формы:
Истерический невроз.
Неврастения.
Невроз навязчивых состояний.
Классификация ВОЗ /8 пересмотра/ построена по такому же принципу.
Клиническая картина неврозов многообразна.
При ИСТЕРИИ полиморфная симптоматика подразделяется на двигательные, сенсорные, вегетативные и психические расстройства.
Для НЕВРАСТЕНИИ характерна повышенная истощаемость и замедленность психических процессов.
Для НЕВРОЗА НАВЯЩЕВЫХ СОСТОЯНИЙ – преобладание разнообразных навязчивых состояний.
У детей невроз характеризуется малой очерченностью, стертостью, мимолетностью клинических расстройств; большой их изменчивостью; отсутствием классических форм, кроме истерических и фобических; преобладанием двигательной расторможенности (двигательных неврозов), отсутствием отчетливых жалоб со стороны ребенка и обилием их от окружающих; наличием основного симптома (синдрома), определяющего особенности болезни (так называемым моносимптоматическим неврозом); изменением поведением; снижением успеваемости.
Неврозы у детей характеризуются наличием отчетливых предрасполагающих факторов, способствующих возникновению неврозов благоприятным течением и прогнозом и имеют следующие особенности: чем меньше возраст ребенка, тем меньшая дифференциация невроза, тем чаще его картина представлена преходящими невротическими реакциями.
Для зрелого возраста типично наибольшая очерченность невроза как болезни (этап инициальных, начальных расстройств, этап максимума манифестации невроза, этап обратного развития – послабления болезни, этап реконвалесценции).
ИСТЕРИЯ чаще появляется в молодом возрасте, преимущественно у женщин, хотя заболевают и мужчины. Выражается в многочисленных функциональных расстройствах с весьма полиморфной симптоматикой, внешне напоминающей самые различные болезни, за что получила название «хамелеон», который беспрестанно меняет свои цвета (Т. Сидегам) и «великая симулянтка» (Ж. Шарко), «иллиада всех болезней».
Особенность страдающих истерией – стремление любым путем привлечь к себе внимание окружающих и очень большая внушаемость и самовнушаемость.
Клиническая картина.
Условно (т.к. нередки переходы одних расстройств в другие или наличие смешанных форм) всю чрезвычайно разнообразную симптоматику истерии можно подразделить на двигательные, сенсорные, вегетативные и психические расстройства.
Двигательные расстройства выражаются в виде истерических припадков, гиперкинезов (чаще всего проявляются в виде тикоподобных и дрожательных движений как отдельных частей, так и всего тела), различных нарушений походки, заикание.
Истерический припадок возникает как правило, в чье-либо присутствии, проявляется падением, обычно неопасным, чаще всего медленного опускания, в след за которым, по мнению Э. Кречмера «вспыхивает целый пожар всяческих вообще только мыслимых и немыслимых выразительных и рефлекторных движений, одно в след за другим». Больные дрожат, катаются по полу, бьют руками и ногами, изгибаются дугой, опираясь о пол затылком и пятками (истерическая дуга), рычат, вопят, стонут, выкрикивают какие-то фразы, цитаты, поют, что-то бормочут, кусают себе руки, царапают лицо и тело, рвут одежду, вырывают волосы, заламывают руки, принимают так называемые страстные позы соответствующие характерной мимикой и покраснением лица (очень редко с посинением или побледнением). Истерический припадок длится от нескольких минут до нескольких часов (при сочувственном отношении окружающих), может быть прерван внешним воздействием (громкий звук, резкая команда, обливание холодной водой и пр.). нередко переходит в плач, состояние разбитости, усталости, бессилия, реже в сон.
Сенсорные расстройства могут проявляться снижением чувствительности или полной анестезией на тактильные, температурные или болевые раздражители. Нередки явления истерической слепоты, глухоты, потери обоняния, вкуса, отсутствие глоточного рефлекса и разные внутренние боли.
Вегетативные расстройства при истерии являются наиболее частыми и многообразными. Например: чувство сжатия гортани (истерический ком, напоминающий бронхиальную астму, ощущение непроходимости пищевода, задержка мочеиспускания, запоры. Возможны расстройства, напоминающие кишечную непроходимость, клинику хронического аппендицита. Нередки различные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы: лабильность пульса, колебание артериального давления, болевые ощущения в области сердца, иногда стимулирующие стенокардию или инфаркт миокарда. Истерические обмороки отличаются от истинных обмороков меньшей глубиной, помрачнением сознания, меньшим ослаблением дыхания и кровообращения, отсутствием, как правило, резкого побледнения лица.
Из сексуальных расстройств наиболее характерны различные нарушения менструального цикла, ложная истерическая беременность.
Психические расстройства могут выражаться отдельными симптомами любых психических заболеваний, о которых больные имеют хотя бы какое-то представление. Типичны психогенные амнезии, тотальные и частичные, касающиеся чаще всего психотравмирующего события. Истерические галлюцинации – яркие, образные, красочные, чаще всего отражающие психогенную ситуацию в желаемом для больных виде, имеют кратковременный эпизодический характер, изредка сценоподобный. Возможны бредоподобные фантазии, истерические сумеречные помрачения сознания, которые длятся минуты, часы, дни, могут также выражаться в виде сомнамбулизма.
НЕВРСТАНИЯ (с греческого языка – бессилие, слабость).
Это психогенное заболевание из группы неврозов, основным проявлением которого является состояние раздражительной слабости, повышения истощаемости, замедленность восстановления психических процессов. Неврастению впервые описали в 1889 году независимо друг от друга американские врачи Вирт и Ван-Дьюсен.
Клиническая картина.
В начальной стадии неврастении периодически возникают колебания настроения, повышенная раздражительность. Больные жалуются на затрудненное засыпание, повышенную потливость, сердцебиение, нерезкие головные боли.
Вторая стадия развернутых проявлений отличается более стойким состоянием раздражительной слабости, которое выражается с одной стороны, повышенной эмоциональной возбудимостью, повышенной чувствительностью, несдержанностью, а с другой – повышенной психической истощаемостью, утомляемостью, ослаблением активного внимания, быстрым переходом от раздражения к чувству усталости, нередко со слезами. Часто наблюдаются снижение мышечного тонуса, тремор пальцев рук, языка, усиливающейся при волнении. Важное место в этой стадии неврастении занимают нарушения сна: затрудненное засыпание может сопровождаться галлюцинациями. Характерен поверхностный сон с тревожными сновидениями, после которого больные чувствуют себя невыспавшимися, разбитыми, у детей возможно недержание мочи (энурез).
Третья стадии неврастении которой свойственна резкая истощаемость, вялость, адиномия, апатия, переутомление, и соматическое недомогание. Симптоматика неврастении имеет возрастные особенности: так у детей преобладают повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, иногда отмечается склонность к состояниям возбуждения с агрессией. В пубертатном периоде на передний план выступают вегетативно-сосудистые расстройства.
Невроз НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ – мысли, воспоминания, сомнения, страхи, влечения, действия, движения, возникающие независимо и вопреки желанию больного, при том непреодолимо, и отличающиеся постоянством.
Обычно связаны с навязчивыми сомнениями и страхами. Больной, страдающий страхом загрязнения бесчисленное количество раз моет руки, а страдающий страхом заразиться болезнью по несколько раз в день опрыскивает свою одежду, дезинфицирующим раствором.
К навязчивым действиям некоторые исследователи относят также первоначально сознательные движения, которые в дальнейшем при их частом повторении становятся привычными и в известной степени непреодолимыми, например: грызть ногти. У детей навязчивые движения чаще всего выражаются в выдергивании волос. Это возникает как первичная невротическая реакция на отрыв ребенка от матери в возрасте 3 – 5 лет, чаще всего при госпитализации, поступлении в группу с круглосуточным пребыванием детей или при поездки к родственникам в другой населенный пункт. Кроме того, дети могут иметь патологические привычки: трогать свои половые органы, сосать пальцы и т.д.
НАВЯЗЧИВЫЕ СТРАХИ (ФОБИИ) встречаются особенно часто и при том в самой разнообразной форме, количество их настолько велико, что дать полный перечень невозможно. Мы приводим лишь детские страхи по Захарову А.И.
ПРОФИЛАКТИКА
И ЛЕЧЕНИЕ НЕВРОЗОВ
При наличие признаков невроза ребенок должен быть направлен к врачу-специалисту. В ряде случаем применяется медикаментозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещают ДОУ до выздоровления. В том случае, когда лечение проводится амбулаторно, ребенок продолжает посещать ДОУ. Это бывает при легких формах невроза. Тогда назначенные лекарственные препараты старшая мед. сестра, а воспитатель должен в зависимости от формы невроза обеспечить индивидуальный подход к ребенку, не фиксировать внимание на особенностях его поведения, активно вовлекать его в разнообразную деятельность.
Для профилактики неврозов в первую очередь должно быть устранено все, что мешает нормальному формированию ВНД; следовательно, можно сказать, что профилактика неврозов начинается с внутриутробного период развития, когда беременной женщине необходимо оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, всяческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболеваний. После рождения ребенка профилактика включает в первую очередь создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а также организацию бодрствования, которое отвечает возрастным требованиям. Большое значение имеет спокойная обстановка в семье, ровное, ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.
Очень важно вовремя заметить начальные формы неадекватного поведения ребенка и не дать им перерасти в неврозы.
СТРАХИ
По А. И. Захарову
Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
Когда остаешься один (одиночества)?
Нападения бандитов?
Заболеть, заразиться?
Умереть?
Того, что умрут твои родители?
Каких-то людей, некоторых людей?
Маму или папу?
Того, что они тебя накажут?
Сказочных злодеев (Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудовищ, злодеев, скелетов, Бармалея, Змея Горыныча, Невидимок и т.д.)?
Опоздать в детский сад или школу?
Перед тем, как заснуть?
Страшных снов?
Темноты?
Животных (волка, медведя, собаки, насекомых, пауков, змей)?
Транспорта (машин, поездов, самолетов)?
Стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения)?
Когда очень высоко (высоты)?
Когда глубоко (глубины)?
В маленькой тесной комнате, помещении, туалете (страх замкнутого пространства)?
Воды?
Огня?
Пожара?
Войны?
Больший полушарий (открытого пространства)?
Врачей?
Уколов?
Крови?
Боли?
Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?
Вопросы № 13, 26, 27 (в положительных ответах) обозначают – тревогу. Эти 3 при подсчете индекса страхов не учитываются.
Нормы страхов:
3 года – М: 9 Д: 7
4 года – М: 7 Д: 9
5 лет – М: 8 Д: 11
6-7 л – М: 9 Д: 12 – для ДОУ
НЕВОЗМОЖНОСТЬ
Снять напряжение, отдохнуть, расслабиться.
Быть как все.
Защитить себя.
Настоять на своем.
Отказаться от чего-либо; пойти на компромисс.
Быть собой.
Соответствовать собственным представлениям.
Отвечать требованиям и ожиданиям значимых для Вас лиц (соответствовать ожиданиям и требованиям других).
Раскрыть свои способности.
Выразить себя эмоционально.
Признания (в существенной для Вас сфере отношений, будь то семья, работа, знакомые, авторитетные для Вас люди).
Любви.
Удовлетворения в интимной сфере отношений.
Понимание со стороны окружающих.
Поддержки.
Взаимоприемлемых отношений там, где это наиболее важно для Вас (работа, семья, знакомые, сфера интересов).
Достичь желаемого.
БИБЛИОГРАФИЯ
Чабовская А. П. «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1987. С. 185 – 191.
Бадалян Л. О. «Невропатология». М., «Просвещение», 1982. С. 299 – 303.
Гарбузов В. И. «Неврозы у детей и их лечение». Ленинград «Медицина», 1977. С. 73 – 134.
Ковалев В. В. «Психиатрия детского возраста» М., «Медицина», 1979. С 97 – 189.
Ковалев В. В. «Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков» М., «Медицина», 1985. С. 178 – 182.
Снежневский А.В. «Справочник по психиатрии» 2-ое издание. Москва «медицина», 1985. С. 226 – 233.
Б Э М Издание т. 16. М., «Советская энциклопедия», 1981. С. 107 – 110, 251 – 252.
Тонкова – Ямпольская «Основы медицинских знаний». М., «Просвещение», 1986. С. 205 – 208.
Тонкова – Ямпольская «ради здоровья детей», М., «Просвещение», 1985. С. 112 – 115.
ДОКЛАД ПОДГОТОВЛЕН
ПЕДАГОГОМ – ПСИХОЛОГОМ
МАРКАРЯН А. В.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВПУ № 4 (КОЛЛЕДЖ)
ОТДЕЛЕНИЕ: ЛИЦЕЙ, I КУРС.
«Организация психологической службы в ДОУ»
Цели и задачи психологической службы в ДОУ.
Направления в работе педагога-психолога.
Организация работы для реализации цели и задач.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми группы риска
работа с нарушениями в эмоционально-личностной сфере;
работа с детьми девиантного поведения.
Формы работы по повышению уровня компетентности специалистов и педагогов ДОУ
стенд «Психолого-педагогический вестник»;
папки по взаимосвязи специалистов ДОУ;
практические семинары;
консультации;
участие на педагогических советах.
Формы работы с родителям:
информационный стенд;
папки-передвижки в каждой возрастной группе;
консультации;
практические семинары, тренинги (см. планирование работы с родителями).
Оформление кабинета педагога-психолога.
Представить вниманию стимульные материалы для развития и обучения детей (пособия).
Предложить рекомендуемую литературу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение поведенческих реакций у детей дошкольного возраста»
Далеко не последнее место в жизни ребенка, занимает психологическая комфортность, ибо она в дальнейшем является финишной прямой, для становления маленького существа-полноценной личностью....
Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога
Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...
Статья "Поведенческие реакции детей дошкольного возраста, как следствие эмоциональной сферы
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.Дошкольное учрежде...
Консультация для родителей "Нарушение поведенческих реакций"
Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка, особенно раннего возраста, чтобы его поведение было оптимал...
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Нельзя требовать от ребенка, особенно раннего возраста, чтобы его поведение было оптимал...
Характер поведенческих реакций
Типы высшей нервной деятельности...
Диагностическая процедура изучения личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями. План диагностики разработан по запросу родителей и педагогов.
Диагностическая процедура изучения личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями.План диагностики разработан по запросу родителей и педагогов....