Статья "Поведенческие реакции детей дошкольного возраста, как следствие эмоциональной сферы
статья на тему
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povedencheskie_reaktsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Поведенческие реакции детей дошкольного возраста, как следствие эмоциональной сферы.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
“Сложные дети”, или “проблемные дети”…Эти категории детей в нашем детском саду составляют небольшой процент, однако доставляет большие трудности во взаимодействии в системе “педагог – ребенок”.
По отзывам воспитателей выяснилось, что воспитатели не всегда находят оптимальные способы взаимодействия с такими детьми, имеют потребность в повышении психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми и, именно поэтому, я считаю целесообразным проводить работу по данной теме.
Теоретико-методологическую основа, на которую я опиралась при обобщении опыта моей работы: теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский); принцип системного подхода в психологии (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов); теоретические представления о проблеме саморазвития и профессионального роста педагога (А.К. Маркова), теоретические представления отечественных исследователей (Г.Э. Бреслав, Л.М. Семенюк, Р.В. Овчарова). Также при проведении данной психологической работы я использовала труды следующих авторов: Е.А.Алябьевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Шевченко Ю.С., Кряжевой Н.Л., К. Фопель.
Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. В обычной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Но и среди детей, воспитывающихся в полной семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено разными факторами.
Очень многие из них носят социально-психологический, социально-экономический и социально-культурный характер. Основой профилактики эмоционального неблагополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома, удовлетворение их эмоциональных потребностей, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями, педагогами причин психологической дисгармонии каждого ребёнка, а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.
Работая в сфере образования уже длительное время, анализируя психологическую и педагогическую литературу, можно отметить то, что в последнее время возросло количество обращений родителей воспитанников с жалобами на негативные проявления в поведении детей, в первую очередь на частые проявления у воспитанников агрессивности и тревожности.
Родители все чаще обращаются ко мне со следующими вопросами: “Как бороться с проявлением агрессивности, склонности к агрессии?”, “Как мы, родители, можем помочь избавить от страхов, тревожности своего малыша?”, “Гиперактивный ребёнок… Как с ним справиться?”.
Просвещение родителей по интересующим их вопросам, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении. Для родителей я провожу индивидуальные беседы, тематические консультации в рамках выступлений на родительских собраниях, лекториев, по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: “Детские страхи”, “Тревожные дети”, “Возрастные особенности детей” и др. В группе создана папка “Консультации педагога-психолога для родителей” с тематическими консультациями. Второй год в детском саду я применяю такую форму работы с родителями как “Почта доверия” и считаю её эффективной формой взаимодействия между воспитателем и семьей. Работа педагога-психолога с дошкольниками.
В практике психологической работы с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми я применяю следующее:
проверяю соответствие жалоб родителей истинному положению вещей (т.е. необходимо исключить субъективизм у взрослых в оценке поведения ребенка);
анализирую жалобы и претензии к ребенку и взаимоотношения его с тем, кто обращается за консультацией, поскольку не исключено, что негативные проявления носят избирательный характер;
изучаю личность ребенка с помощью диагностических методов, беседую с родителями, педагогами воспитанников.
Я уделяю особое внимание ближайшему окружению дошкольников, в первую очередь семьи. Индивидуальную коррекционную работу с агрессивными детьми я провожу по следующим направлениям: обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии; с гиперактивными дошкольниками -правленияметному направлениюю жех конфликтных ситуациях, уляции, развитие внимания, контроля поведения; отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом, с тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции. Игры, направленные на коррекцию агрессивности, тревожности, гиперактивности представлены в таблице.
Я изучила и проработала методическую литературу. Материал в ней направлен в основном на развитие психических процессов и на снятие психомышечного напряжения (релаксацию).
В то же время, разработанный мной цикл занятий ориентирован на коррекцию детского поведения, так как волшебная среда, в которую попадает ребенок, меняет стиль его поведения, что и подтвердилось при дальнейшем анализе эффективности цикла занятий. Игры были мной модифицированы под целостный сюжет занятий, чтобы дети, попадая в волшебную комнату, целиком погружались в сюжет игры, не переключаясь на что-то другое
Таким образом, для сохранения психологического здоровья, социального благополучия и коррекции нежелательных личностных проявлений у проблемных дошкольников необходимо выполнение следующих условий:
понимание актуальности психологической работы с проблемными детьми, поддержка со стороны администрации ДОУ;
включение в профилактическую работу педагогического коллектива МАДОУ;
толерантная позиция родителей и активное участие родителей во взаимодействии с педагогами МАДОУ;
подбор диагностических методов и развивающих игр и упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста.
Список литературы
Кулакова, В.Д. Охрана психологического здоровья дошкольников [Текст] / В.Д. Кулакова //Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 7. – С. 96–103.
Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 12. – С. 77–80.
Яскова, О. Гиперактивность как психологический диагноз [Текст] /О. Яскова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 8. – С. 108–113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы "Уроки для кошечки"
Данное занятие позволяет корректировать и развивать эмоциональное восприятие у детей, их речь, формировать доброжелательное отношение между сверстиниками....
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы "Уроки для кошечки"
Данное занятие позволяет корректировать и развивать эмоциональное восприятие у детей, их речь, формировать доброжелательное отношение между сверстиниками....
Фрагменты занятия педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы
https://cloud.mail.ru/public/Bnwo/1pGXX849B...
Из опыта работы МКДОУ «Д/С №37». Тема: «Использование методов профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста, по укреплению эмоционально-личностной сферы».
Использование методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников ( изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пластилинография, арттерапия) в разных возрастных группа...
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы дошкольников
Конспект занятия по ознакомлению с эмоцией злости....
картотека игр для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы
Развитие эмоциональной сферы крайне важно в развитие маленькой личности. Предлагаю несколько игр с подробным описанием, целями и задачами для Ваших воспитанников....
Универсальное дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы «Чемодан эмоций»
Это пособие многофункциональное. Занятия с таким, пособием способствует развитию эмоциональной сферы. Ребенок знакомится с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций (страх, грусть, ра...