Диагностическая процедура изучения личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями. План диагностики разработан по запросу родителей и педагогов.
методическая разработка

Титова Татьяна Николаевна@

Диагностическая процедура изучения личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями.

План диагностики разработан по запросу родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_lichnosti_rebenka.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая процедура изучения личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями.

План диагностики разработан по запросу родителей и педагогов.

Задачи: выявление личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями, выявление возможных причин агрессивного поведения.

Методика

Цель

Форма работы

1

Анкета «Признаки агрессивности»

(Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко).

(Воспитатели)

выявление агрессивности у ребёнка.

Индивидуальная

2

Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка (Автор Матвеева Л. Г.)

выявление социально-эмоциональной сферы личности ребенка

Индивидуальна

3

Наблюдение за детьми (М.Алворд и П. Бейкер)

а) изучение содержательной агрессивности;

б) изучение особенностей поведения детей, имеющих различный уровень агрессивности.

Индивидуальна

4

Тест семейных отношений

Авторы методики: Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)

изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.

Индивидуальная

5

Название методики, автор: Методика «Маска» (А.М. Щетинена)

исследование общения ребенка со сверстниками, определение его статусного места в группе

Индивидуальная

6

Название методики, автор: Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина)

выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Индивидуальная

7

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

изучение осознания детьми, таких нравственных норм, как:

доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость

Индивидуальная

8

Рисуночный тест «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)

выявить уровень агрессивности.

Индивидуальная

Протокол обследования изучения личностных особенностей ребенка с неадекватными поведенческими реакциями.

ФИО ребенка________________________ Возраст______________________________

#1040;нкета «Признаки агрессивности» (воспитатели)

__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

#1053;аблюдение за детьми

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

#1058;ест семейных отношений (ребенок)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Методика «Маска»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Методика «Закончи историю»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Рисуночный тест «Несуществующее животное»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заключение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации воспитателям:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации родителям:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _____________ Подпись___________________(педагог-психолог Титова Т.Н.)

#1040;нкета «Признаки агрессивности»

(Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко).

Воспитателям и родителям предлагается понаблюдать за ребенком и провести тест. Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл

Цель: выявление агрессивности у ребёнка.

Вид анкеты: малая – очная (включила 20 вопросов), персонифицированная, вопросы закрытого и прямого характера, так как подразумевают конкретные ответы «да» или «нет».

Вопросы:

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить ему тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.
  12. Часто не по возрасту - ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Анализ: 15 - 20 баллов – высокий уровень агрессивности;

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности;

1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности.

#1040;НКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

(Автор Матвеева Л. Г.)

1. Часты ли подъемы и спады настроения у ребенка в течение дня?

2. Можно ли назвать его живым и веселым?

3. Часто ли ребенку кажется, что он сделал что-то не так?

4. Может ли он длительное время выполнять работу, не приносящую успеха?

5. Обидчив ли ваш ребенок?

6. Смущается ли он при разговоре с незнакомым человеком?

7. Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?

8. Любит ли он мечтать?

9. Можно ли его назвать раздражительным?

10. Спокойно ли спит ваш ребенок?

11. Доводит ли он до конца дело, игру?

12. Часто ли его терзает чувство вины?

13. Часто ли ребенок отвлекается от основных мыслей?

14. Испытывает ли он страх, оставаясь один дома?

15. Долго ли ребенок переживает после случившегося конфликта?

16. Быстро ли ему надоедает однообразная работа?

17. Самостоятельно ли он преодолевает затруднения в работе?

18. Часто ли ребенок «дуется»?

19. Можно ли назвать ребенка нервным?

20. Беспокоят ли его боли без всякой причины?

21. Легко ли его задеть, покритиковав за что-нибудь?

22. Часто ли он отвлекается, выполняя какое-либо дело?

23. Теряет ли ребенок сон из-за травмирующих событий, тревожных мыслей?

24. Бывают ли него тики?

25. Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные реакции с плачем, неподчинением, когда его ожидания не сбываются?

26. Успевает ли он выполнить задание в срок?

27. Застенчив ли он в присутствии старших?

28. Бурно ли он отчаивается при неудачах в игре и разрушает ли сделанное?

29. Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по разным поводам?

30. Ведет ли он себя так же с взрослыми?

#1053;аблюдение за детьми (М.Алворд и П. Бейкер)

Цель наблюдения:

а) изучение содержательных агрессивности;

б) изучение особенностей поведения детей, имеющих различный уровень агрессивности.

Предмет наблюдения: поведение детей, с разным уровнем агрессивности.

Виды наблюдения:

  • объективное наблюдение (направленность);
  • выборочное наблюдение (полнота);
  • не включённое наблюдение (позиция наблюдателя).

Программа наблюдения и обработка результатов.

Наблюдение включает в себя фиксацию проявлений агрессивности, так как через их фиксацию есть возможность познать наблюдаемый психологический феномен. Формой регистрации показателей агрессивности является протокол. Обработка результатов наблюдения предлагает следующие критерии агрессивности.

Ребёнок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и оказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на разные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Оценка агрессивности детей возможна лишь в том случае, если в течение не менее четырёх месяцев в его поведении постоянно проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

#1058;ест семейных отношений

Авторы методики: Е. Бене и Д. Антони

(под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.

Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.

Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.

Возраст детей: 4-6,8 лет

Вариант для детей 4-6,8 лет содержит следующие отношения:

  1. положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  2. отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  3. зависимость от других.

Тестовый материал:

  • 20 фигур людей;
  • 1 фигура безликая – господин «Никто»;
  • Карточки высказывания с положительными и отрицательными чувствами;
  • 10 коробочек с прорезями.

Процедура проведения теста:

Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик (старушка), грудной ребенок и «Никто».

  1. Выяснение состава семьи ребенка

После установления контакта с ребенком экспериментатор задает следующие вопросы, с помощью которых он стремится выяснить концепцию семьи ребенка:

1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме;

2) расскажи мне, кто входит в твою семью.

Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги. Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать полная или неполная семья у ребенка, не умерли ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах, если они есть. Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно обеих мам включить в тест. На бланке есть место для описания и других членов семьи: дяди, тети, бабушки, или (и) дедушки, любого родственника, которого ребенок может назвать. Этот размеченный бланк также содержит место для имен и возрастов братьев и сестер. Если ребенок не знает, сколько ему лет, тестирующий может задать следующие вопросы: «Он больше, чем ты?», «Кто старше, Коля или Лена?», «Коля ходит в школу или он ходит на работу?». Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок и приблизительно определить возраст братьев и сестер. Включение ребенком в список семьи собаки, канарейки или других четвероногих или пернатых любимцев семьи не учитывается и не оценивается.

  1. Установление семейного круга ребенка

После того, как экспериментатор установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую притворную игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи». Затем экспериментатор подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры и спрашивает: «Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей „мамой“?». Он дает возможность ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: «А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?» Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: «Какой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)?», — и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему это разрешается. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, экспериментатор говорит: «Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура». Он достает фигуру «Никто», ставит возле членов семьи и говорит: «Имя этого человека „Никто“. Он тоже будет играть. Сейчас я расскажу тебе, что он будет делать».

  1. Правильное проведение теста

Ребенок усаживается за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, ему разрешается сделать это. Экспериментатор размещает вопросы теста кучкой перед собой и говорит: «Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его „Никому“. Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре „Никто“; если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне». Экспериментатор переходит к тестированию, зачитывая карточки и передавая их одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, экспериментатор записывает на бланке, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону. Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы предотвратить появление одинакового вида вопросов рядом. Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие 8 вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то экспериментатор подбирает четвертый вопрос так, чтобы он непременно был из другого вида. Он должен подобрать две последних карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце. Для того, чтобы решить вопрос о том, какую форму тестирования (форму для меленьких детей или форму для старших детей) выбрать, исследователь должен в ходе предыдущих этапов тестирования установить, насколько ребенок взросл и сообразителен. Линия границы проходит где-то между 6−8 годами. Если кажется, что ребенок сам бы хотел читать вопросы и к этому нет никаких препятствий, то экспериментатор прекращает чтение после первых четырех вопросов и спрашивает ребенка, не хочет ли он прочитать послания сам. При утвердительном ответе исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется. Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут.

  1. Обработка и интерпретация результатов теста

Когда ребенок закончит задание, исследователь забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказалась адресована каждая карточка (помечая в столбике номер карточки).

Бланк распределения чувств

Члены семьи

Исходящие позитивные чувства. Сумма

Исходящие негативные чувства. Сумма

Получаемые позитивные чувства. Сума

Получаемые негативные чувства. Сумма

Мама

Папа

Брат

Сестра

Бабушка

Никто

Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько каждого «вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.

Интерпретация результатов теста проводится по следующим направлениям:

  1. Относительная психологическая значимость члена семьи.

Выстраивается диаграмма относительного (ожидаемого) распределения вопросов. Важно установить, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи, не ли преувеличенной реакции — положительной или отрицательной — на одного из родителей.

  1. Эгоцентрические ответы.

Они содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они указывают на чрезмерную занятость собой. Высокий уровень любви часто наблюдается у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний, а высокий уровень ненависти к себе — у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда.

  1. Амбивалентность.

Амбивалентность (двойственность) имеет место, если члену семьи было направлено положительных пунктов не более, чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных не более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.

  1. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им.

Исходящие — это те чувства, источником которых является, ребенок и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. В случае обычного ребенка можно ожидать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержанный ребенок, не способный выразить свои чувства в реальной ситуации, возможно, сможет это сделать в тестовой ситуации, но он может быть также сдержан в обеих ситуациях. Выраженные ребенком получаемые чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы защиты. Данные о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реальностями» ребенка — реальность «действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел и в каких он нуждался. Чувства, которые ребенок направляет другим, тесно соотносятся с чувствами, которые направляются ему.

  1. Защиты.

Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему «защиты» против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Здесь могут быть обнаружены следующие защитные механизмы:

  1. отказ, т. е. ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов «Никому»;
  2. идеализация, т. е. ребенок отдает преимущественно положительные вопросы членам семьи, в то время как отрицательные — «Никому»;
  3. смещение, т. е. ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи;
  4. осуществление желаний, регрессия, т. е. ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства;
  5. проекция, т. е. ребенок преувеличенно и нереально приписывает положительные и отрицательные чувства другим и в то же время отрицает их у себя;
  6. реакция формирования, т. е. ребенок подменяет свои ответы противоположными с целью скрыть слишком положительные или отрицательные чувства.

6. Отсутствие нормальной защищенности.

Если результаты показывают чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.

Вопросы теста для детей 4-6,8 лет:

(... — место для имени ребенка)
Положительные чувства, исходящие от ребенка
1. ... думает, что ты хороший. Кто хороший?
2. ... любит тебя. Кого любит ...?
3. ... нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть ...?
4. ... любит целовать тебя. Кто любит целовать ...?
5. ... любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть ...?
6. ... нравится быть твоим малышом. Чей малыш ...?
7. ... любит играть с тобой. С кем любит играть ...?
8. ... нравится гулять с тобой. Кто должен брать ... на прогулки?
Отрицательные чувства, исходящие от ребенка
10. ... думает, что ты непослушный. Кто непослушный?
не любит тебя. Кого не любит ...?
12. ... думает, что ты плохой. Кто плохой?
13. ... хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать ...?
14. ... хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать ...?
15. ... ненавидит тебя. Кого ненавидит ...?
16. ... думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
17. Ты злишь ... Кто злит...?
Положительные чувства, получаемые ребенком
20. Ты любишь играть с ... Кто любит играть с ...?
21. Ты любишь целовать ... Кто любит целовать ...?
22. Ты улыбаешься ... Кто улыбается ...?
23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?
24. Ты любишь обнимать ...? Кто любит обнимать ...?
25. Ты любишь ... Кто любит ...?
26. Ты милый с ... Кто мил с ...?
27. Ты думаешь, что ... — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что ... милый(ая) мальчик (девочка)?
Отрицательные чувства, получаемые ребенком
30. Ты шлепаешь ... Кто шлепает ...?
31. Ты делаешь ... грустным. Кто делает ... грустным?
32. Ты бранишь ... Кто бранит ...?
33. Ты доводишь ... до слез. Кто доводит ... до слез?

5. Название методики, автор: Методика

«Маска» (А.М. Щетинена)

Цель: исследование общения ребенка со сверстниками, определение его

статусного места в группе

Диагностические показатели: общение со сверстниками.

Возрастной диапазон: с 5 лет.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге,

символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или

подчинению.

Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя,

когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот

так? (показывает каждую из масок по очереди). А кто из ребят на тебя смотрит чаше

всего вот так? (опять показывает по очереди каждую из масок).

Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того, как он выбрал

одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и

задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается

любой ответ, в том числе и отказ, отвечать.

Обработка результатов:

Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим при

ответе на первый вопрос). Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с

хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос "На кого из ребят ты смотришь

вот так?" Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество

улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель

важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как

свидетельствует об удовлетворенности детей тем местом, которое они занимают. В

случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со

сверстниками дома, во дворе, а не в группе, а потому испытывающих тревогу оттого,

что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием

ребенка активно общаться, его заинтересованностью в контактах со сверстниками. В

то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они

претендуют на более высокое место в группе, либо стремятся к общению с кем-то из

тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким

образом, выявляются так называемые "пассивные" и "активные" отверженные, то есть

дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и

дети, которые переживают свою отверженность от группы. Подсчитывают также и

количество выборов "доминирование и подчинение" - как при первом вопросе (это

самый важный показатель), так и при последующих ответах. Те дети, у которых

проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим

статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы

лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких,

детей им важно показать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не

просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к

подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в

любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время

как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая

утверждаться самостоятельно.

#1053;азвание методики, автор: Методика

«Закончи историю»(Р.Р. Калинина)

Цель: Изучение осознания детьми, таких нравственных норм, как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят

следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

#1059; девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял

мальчик. Он подошел к девочке и сказал,… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

#1050;ате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней

играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу

поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила,… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

#1044;ети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас

будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь

вам». Тогда Оля ответила,… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

#1055;етя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел

папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил,… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то

это говорит о несформированности понятий нравственных норм.

Низкий: - ребенок оценивает поведение детей как положительное или

отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Средний: - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает

поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Высокий: - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает

поведение детей и мотивирует свою оценку.

#1043;рафическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
-пространственное положение
-размер рисунка
-характеристики линий
-сила нажима на карандаш

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов
Интровертированность — изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

#1056;исуночный тест «Несуществующее животное»

(М.З. Дукаревич)

Цель: выявить уровень агрессивности.

Инструкция: нарисуй несуществующее животное, то есть такое, которого нет в реальной жизни.

Проведение теста: детям предлагают лист белой бумаги и цветные карандаши. Им также можно детальнее разъяснить понятие «несуществующее животное». Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Взрослый после начала работы не вмешивается в её процесс.

После того как ребёнок закончит рисовать его просят ответить на следующие вопросы:

«Как зовут это животное?», «С кем оно живёт?», «С кем дружит?», «Чем питается?».

Ответы детей фиксируются.

Анализ результатов.

Фигура, вытянутая по вертикали говорит об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству. Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные ногти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д.

Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии – и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству, и защитной, проявляющейся в результате тревоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА.

Эта статья о педагогическом наблюдении, как методе изучения индивидуальных особенностей ребёнка.Наблюдение – это планомерное и целенаправленное слежение за ребенком в естественных условиях повседневно...

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями и педагогами

Перспктивный план работы логопеда с родителями и педагогами  (образец)...

"Личностные особенности ребенка"

Если присмотреться какими цветными карандашами чаще пользуется ребенок, то можно кое-что узнать о его характере, на который можно творчески воздействовать. Цвет, который предпочитает ребенок, является...

Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 3 до 6 лет.Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет

Методика разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и предназначена для диагностики особенностей отношения ребенка к себе в период кризиса трехлетнего возраста....

"План взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников, педагогами на 2018-2019 учебный год."

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям и педагогам детских садов и содержит информацию по взаимодействию муз рук с родителями воспитанников и педагогами детского сада по музыкаль...

Подбор диагностических процедур для изучения уровня математического развития разновозрастной группы детей.

Диагностика уровня математического развития детей является важным этапом в работе педагогов и специалистов, занимающихся обучением и развитием детей. В данной работе представлен подробный анализ и под...