Интегрированная прогулка по экологической тропе, как эффективная форма непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста.
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Интегрированная прогулка по экологической тропе,
как эффективная форма непосредственно образовательной
деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста».
Дошкольник – человек с постоянной потребностью в движении. Детям любого возраста свойственна высокая двигательная активность. Мышечная активность – обязательное условие для нормального развития детского организма. Деятельность ребёнка вне помещений даёт возможность более свободного выбора и чередования видов занятий, целесообразного с точки зрения образовательного процесса и укрепления здоровья ребёнка. Длительное пребывание на свежем воздухе способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, вызывает положительные эмоции. Рациональная двигательная активность способствует нормализации сна, положительно влияет на развитие умственных способностей ребёнка. Задача инструктора по физической культуре ДОУ использовать традиционные и нетрадиционные методы и приёмы для повышения уровня двигательной активности детей.
В МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 85» на протяжении нескольких лет успешно используется методика проведения интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья, разработанная сотрудниками Уральской государственной академии физической культуры города Челябинска, кандидатами педагогических наук С.Б. Шармановой и А.И. Федоровым.
Инструктор по физической культуре Зорина Наталья Алексеевна использует в работе адекватные возрасту детей организационно-методические формы работы, которые позволяют разнообразить двигательную деятельность детей, повышать жизненный тонус, тем самым предупреждать развитие гиподинамии. Использование игровых методик интегративного характера позволяют обеспечить высокий уровень развития двигательных навыков детей в процессе целевых прогулок по экологической тропе. Это подтверждает тот факт, что главной составляющей двигательной активности детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Данный вид занятия по физическому развитию детей проводится третьим в режиме 5-ти дневной недели и позволяет компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок на дошкольников, так как методика предусматривает сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.
Интегрированные занятия – прогулки способствуют разнообразию двигательной деятельности детей и формированию у них устойчивого интереса к движению. Разнообразие форм проведения таких занятий: большие тематические игры, игры - походы, игры - путешествия формируют у детей мотивацию к увеличению двигательной деятельности, стимулируют проявление физических, психических и интеллектуальных способностей детей.
Данная методика направлена:
- на компенсацию негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок на ребенка-дошкольника и их сокращение;
- на сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний о природе, воспитанием основ экологической культуры, здорового образа жизни, с развитием игровой и творческой деятельности детей во время прогулок (рекомендации по проведению прилагаются).
Маршруты интегрированных прогулок разработаны для детей всех возрастных групп, которые остаются неизменными в течение всего месяца, чтобы дети могли отмечать происходящие изменения в живой и неживой природе. Интегрированные занятия - прогулки проводятся в первой половине дня во время прогулки совместно с воспитателем перед заходом в помещение. Длительность занятия может доходить до 40 минут, что вполне допускается данной методикой. Само по себе это интегрированное занятие составляет основную часть прогулки в целом, поскольку налицо сочетание различных видов деятельности и поэтому такая длительность не вызывает переутомления детей. Все интегрированные занятия-прогулки имею определённую тему, проводятся в игровой форме с участием различных героев. Используются карты – схемы маршрута, поиска клада и т. д.
Благодаря творческому подходу педагогов на протяжении всего занятия дети заинтересованы происходящим, так как она использует игровые методы и приемы, художественное слово, загадки, дыхательные упражнения, пальчиковую и зрительную гимнастику, игры соревновательного характера. На маршруте дети учатся использовать зрительные ориентиры в природе, действовать по словесному указанию. Природные условия нашего образовательного учреждения, разнообразие флоры, экологическая обстановка микрорайона, отсутствие предприятий, загрязняющих атмосферу способствуют оздоровлению организма детей, более качественному выполнению ими упражнений.
Сама природа помогает использовать наиболее эффективно климатические условия нашего региона. Большую часть года при благоприятных погодных условиях мы имеем возможность проводить утреннюю гимнастику и непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста на свежем воздухе, тем самым запуская адаптационные механизмы организма ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье. Содержание подобных занятий включает в себя физические упражнения, подобранные в соответствии с уровнем физической подготовленности детей, сезонные спортивные игры, игры-соревнования («Сбор овощей», «Наряди чучело» - если это осень, «Разноцветные дождики», «Ручеек» - весной и пр.). В интегрированных занятиях-прогулках используются разновидности физических упражнений с экологическими названиями, народные кубанские игры, сюрпризные моменты для детей, соответствующие тематике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «"Интегрированные занятия - прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми старшего дошкольного возраста»
методическое пособие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста, направленная на интегрированное решение задач физического и экологического воспитания, которая соответствует основн...
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста
На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формирует...
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности....
ИКТ как средство достижения эффективных результатов в физическом развитии детей дошкольного возраста.
В последнее время в России происходит бурное развитие современных информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности соврем...
Проектирование эффективного процесса физического развития детей дошкольного возраста
Двигательное действие тестовых испытаний I ступени ГТО "Прыжок в длину с места"...
«ЛИНИЯ» МОНТЕССОРИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Технология М. Монтессори значительно ускоряет процесс овладения знаниями, формирует физические качества и улучшает адаптацию ребенка в обществе.Монтессори-материал «Линия» является неотъем...
«Координационная лестница - эффективное средство физического развития детей дошкольного возраста»
«Координационная лестница - эффективное средство физического развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетентности коллег по вопросу физического развития детей посредство...