ИКТ как средство достижения эффективных результатов в физическом развитии детей дошкольного возраста.
материал по физкультуре
В последнее время в России происходит бурное развитие современных информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка и предъявляет дополнительные требования к личности педагога. Информационно-коммуникационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни человека, в том числе и дошкольное образование. Процесс физического воспитания не стал исключением. Исследованиями установлено, что дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека, в котором закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В связи с этим продолжают оставаться актуальными вопросы совершенствования старых и поиск новых эффективных форм и методов работы физического воспитания, позволяющих сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сл 1
ИКТ как средство достижения эффективных результатов в физическом развитии детей дошкольного возраста.
Сл 2
В последнее время в России происходит бурное развитие современных информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка и предъявляет дополнительные требования к личности педагога. Информационно-коммуникационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни человека, в том числе и дошкольное образование. Процесс физического воспитания не стал исключением. Исследованиями установлено, что дошкольный возраст является одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека, в котором закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. В связи с этим продолжают оставаться актуальными вопросы совершенствования старых и поиск новых эффективных форм и методов работы физического воспитания, позволяющих сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста.
Сл 3
На наш взгляд, большие возможности в организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми даѐт использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении. Обозначим некоторые направления работы в образовательной области «Физическое развитие», по которым, на наш взгляд, можно судить о повышении качества физического воспитания в детском садуна основе использования информационно-коммуникационных технологий:
1.Мониторинг состояния физического здоровья дошкольников.
2.Процесс обучения двигательным действиям.
3.Создание копилки занятий-презентаций по физическому воспитанию. 4.Участие детей в проектной деятельности.
5.Работа с педагогами
6.Работа с родителями
Раскроем краткое содержание работы по указанным направлениям.
Сл 4
- Процесс обучения движениям. Учитывая возрастные особенности психики дошкольника, а именно: непроизвольное внимание, которое хорошо концентрируется на интересных фактах, а также преобладание зрительного восприятия над слуховым, требует от изучаемого материала хорошей наглядности, яркости, четкости, быстроты восприятия. Именно ИКТ позволяют решать эти задачи в процессе обучения движениям и развития физических качеств дошкольников. На физкультурном занятии мы используем разные виды презентаций: это презентации обучающего и развивающего вида (физические упражнения, гимнастика, виды спорта, история олимпийских игр, здоровый образ жизни и др.), которые позволяют сделать занятие более интересным и динамичным, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.ИКТ позволяют также решать задачи в процессе обучения детей основным видам движений и развития физических качеств. Например, с зайчиком мы учимся прыгать, со старшими дошкольниками рассматриваем технику выполнения основных видов движений при помощи заблаговременно снятых видеороликов с детьми подготовительной группы. Видя себя или товарища на экране, дети подражают, более качественно выполняя движения, чтобы стать «героем» следующей презентации.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования присутствует целевая установка — поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. На современном этапе педагог — посредник, поддерживающий инициативу ребенка. Поэтому применяю на физкультурном занятии мультимедийные презентации, которые позволяют нам моделировать различные проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность моих воспитанников,направляет и поддерживает детскую инициативу.
Сл.5
Кроме того с помощью мультимедийных презентаций с детьми мы разучиваем комплексы общеразвивающих упражнений, зрительных гимнастик, упражнения для снятия мышечного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений, красочные подвижные схемы-задания с героями мультфильмов. Выполняемые упражнения сопровождаются движением глаз, что также является полезной двигательной гимнастикой для профилактики нарушений зрения у дошкольников.
Помимо этого, использование дифференцированного подхода на физкультурных занятиях с детьми с применением мультимедийных презентаций дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем физического, познавательного развития, что значительно повышает эффективность педагогической деятельности. Разработаны комплексы общеразвивающих упражнений: «Весёлый тренинг», «Со стульчиками»; мини-проекты: «Мой весёлый, звонкий мяч»и др.
Сл 6
Таким образом, на основании изложенного можно заключить, что ИКТ помогают инструктору по физической культуре повысить мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
- обогащает воспитанников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
- вызывает живой интерес к занятиям физической культурой;
- расширяет общий кругозор детей;
- помогает повысить уровень использования наглядности на занятии по физической культуре;
-позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты);
-создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания инструктора по физической культуре и детей на занятиях.
Из сказанного следует очевидность высокой эффективности использования в физическом развитии ИКТ. Но отметим, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, который создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Сл 7
Участие детей в проектной деятельности. В настоящее время в нашем детском саду внедрена и активно используется такая форма работы, как проектная деятельность. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательной деятельности, становится инструментом саморазвития дошкольников. Дошкольники детского сада приняли участие в таких интересных проектах, как «Каждой скакалке своя игра», «Как выбирают настоящих лыжников?». В рамках создаваемого проекта дети использовали разные интернет-ресурсы, были созданы самые разнообразные презентации: «История возникновения лыж», «Виды лыжного спорта», «Известные лыжники России, области, города» и др.. В ходе реализации проектов, детьми совместно с родителями и педагогами были созданы разнообразные дидактические и мультимедийные ресурсы.
Таким образом, участвуя в проектах, ребенок получает опыт самостоятельной деятельности, который развивает в нем уверенность в своих силах, расширяет объем знаний в области физической культуры и спорта.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволило нам создать в саду банк ресурсов:
Сл 8
Информационные технологии предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности взаимодействия педагогов и родителей. Так, например, наш сайт детского сада стал для родителей источником информации образовательного, методического и воспитательного характера (информация о режиме дня, формах физкультурно-оздоровительной работы учреждения, презентации прошедших физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, профессиональные консультации, содержащие различную информацию по вопросам физического развития детей). Электронная почта, созданная в социальной сети ВК группа детского сада стали средством массовой коммуникации, группового общения и участия семей в проектах, конкурсах (фоторепортаж «Домашняя физкультура»), диагностическим мониторинговым инструментом (анкеты, опросы).
Современные информационные технологии в работе с родителями создают огромный образовательный и воспитательный ресурс. Применяем такие разработки:
-созданы тематические презентации для родительских собраний;
-разработаны информационные буклеты, памятки - «Как заинтересовать ребёнка занятиями физической культурой?», «Физические упражнения для укрепления осанки», «Одежда для лыжных прогулок».
- тренинги «Берегите свои глаза», «Здоровые спинки».
Сл 9
Работа с педагогами. Это направление работы, связано с желанием инструктора физической культуры помочь свои коллегам сохранить здоровье, высокий уровень физической и психической трудоспособности в течение дня. В рамках данного направления применялись тренинги «Движение ради здоровья», разрабатывались буклеты, памятки с разнообразными рекомендациями по теме «Как я забочусь о своѐм здоровье».
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, приносят ли информационно-коммуникационные технологии положительный результат в воспитании и обучении дошкольников в физическом воспитании?
Ответ однозначный: да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения,
Только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
А использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательную деятельность и повысить её эффективность.
Сл 10
Достоинства использования ИКТ в процессе физкультурно оздоровительной работы несомненны:
— делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным занятиям;
— оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, обеспечивают оперирование большим объемом информации;
— обеспечивают эмоциональность, наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий;
— способствуют адаптации ребенка в современном мире и формированию информационной культуры.
Из сказанного можно сделать вывод, что ИКТ действительно являются средством повышения эффективности физического воспитания в ДОУ, стимулируют и развивают двигательно-творческие способности детей, обогащают интеллектуальную сферу, способствуют укреплению здоровья детей, что доказано рядом нормативных и ненормативных показателей их здоровья.
Наш творческий коллектив продолжает работу в данном направлении с учетом интересов воспитанников и для более качественного решения поставленных образовательных задач.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Информационно-коммуникационные технологии все глубже проникают во все сферы жизни человека, в том числе и дошкольное образование.
. Направления физкультурно-оздоровительной работы : мониторинг состояния физического здоровья дошкольников; процесс обучения двигательным действиям; создание копилки занятий-презентаций по физическому воспитанию; участие детей в проектной деятельности; работа с педагогами; работа с родителями.
. Процесс обучения движениям
. Процесс обучения движениям
Э ффективность использования ИКТ в физическом развитии детей обогащает воспитанников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; вызывает живой интерес к занятиям физической культурой; расширяет общий кругозор детей; помогает повысить уровень использования наглядности на занятии по физической культуре; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, неожиданные и необычные эффекты); создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания инструктора по физической культуре и детей на занятиях.
Участие детей в проектной деятельности
Повышения эффективности взаимодействия педагогов и родителей
Повышения эффективности взаимодействия инструктора по физической культуре и педагогов
Достоинства использования ИКТ в физкультурно - оздоровительной работы делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным занятиям; оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, обеспечивают оперирование большим объемом информации; обеспечивают эмоциональность, наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий; способствуют адаптации ребенка в современном мире и формированию информационной культуры.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста
На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из актуальных. Именно в дошкольный период формирует...
Плавание как эффективное средство укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста
Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности....
результаты городского методического объединения "Физическое развитие детей дошкольного возраста" - 2019-2020гг
Анализ деятельности городского методического объединения педагогов по учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности по физическому. В учебном году 2019 - 2020...
Проектирование эффективного процесса физического развития детей дошкольного возраста
Двигательное действие тестовых испытаний I ступени ГТО "Прыжок в длину с места"...
«ЛИНИЯ» МОНТЕССОРИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Технология М. Монтессори значительно ускоряет процесс овладения знаниями, формирует физические качества и улучшает адаптацию ребенка в обществе.Монтессори-материал «Линия» является неотъем...
«Координационная лестница - эффективное средство физического развития детей дошкольного возраста»
«Координационная лестница - эффективное средство физического развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетентности коллег по вопросу физического развития детей посредство...