"Ваш ребенок не говорит?" Домашние занятия с детьми четвертого года жизни
консультация на тему
"Ваш ребенок не говорит?" Домашние занятия с детьми четвертого года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vash_rebenok_ne_govorit.doc | 55.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок не говорит?
Домашние занятия с детьми четвертого года жизни
Речевое развитие ребенка четвертого года жизни характеризуется заметным улучшением произносительной стороны речи, интенсивным развитием лексико-грамматических форм для развертывания фразовой речи, которая постепенно приобретает все более сложные формы, индивидуальную выразительность, беглость и спонтанность. Большинство уже умеют четко произносить почти все звуки речи. Определенные трудности произношения по-прежнему связаны с шипящими (ш, ж) и сонорными согласными (р, л). В незнакомых и редко употребляемых многосложных словах дети неправильно делают ударение, допускают перестановки, замены и сокращения слогов.
Важной особенностью развития звуковой стороны речи ребенка младшего дошкольного возраста является то, что после появления в его речи нового звука (например, Ш) он начинает заменять им другие звуки (С, Щ, Т и т.д.) в словах, которые до этого произносил правильно. Ребенку требуется определенное время для дифференциации нового звука с его оппозиционными парами (С-Ш, З-Ж, Л-Р). Он может произносить один и тот же звук то правильно, то неправильно; одно и то же слово в различных высказываниях звучит то правильно, то искаженно. Это обуславливается характерной для данного возраста диссоциацией между достаточным развитием фонематического и несовершенством речедвигательных навыков.
Если в речи ребенка четвертого года жизни остается большое число неправильно произносимых звуков, а твердые согласные смягчаются, то следует, прежде всего, обратить внимание на умение различать на слух правильно и неправильно произносимые слова (дом – дём, мышка – мыска), а также слова с оппозиционными фонемами. Для этого следует подбирать слова, в состав которых входят звуки, уже доступные ребенку в правильной артикуляции (дом – том, дуб – суп). Надо подготовить соответствующие картинки и предложить ребенку показать изображение того предмета, название которого взрослый произносит вслух. Также следует попросить ребенка воспроизвести – с опорой на образцы – заданный взрослым ряд слогов с простыми для произношения звуками (па-та-ка, па-ка-та), повторить ряд однотипных слогов с перемещением ударения (па̀-па-па, па-па̀-па, па-па-па̀).
Если ребенок успешно справляется с подобными заданиями, то скорее всего, проблема произносительной стороны речи связана только с артикуляционными трудностями усвоения звуков речи. Если данные задания вызывают у ребенка серьезные затруднения, то проблема с усвоением правильного произношения связана с развитием речеслухового анализатора. Считается, что фонематическое восприятие всех звуков (Н.Х. Швачкин) формируется к концу второго года жизни. к концу третьего – началу четвертого года жизни в норме развивающийся ребенок способен выполнять задания на повторение слогов с парными звуками (б-п, д-т, в-ф), а к концу четвертого года жизни – определять начальный звук в слове (из числа правильно произносимых), внятно и разборчиво произносить гласные звуки (а, у, и, о, э) и некоторые согласные в следующей последовательности: п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц. после специального обучения ребенок способен и к выполнению других заданий, связанных с различением звуков. Успешное овладение звуковой стороной речи, считают Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина, обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью к подражанию, а также благоприятной речевой средой. В случае выраженных затруднений в развитии произносительной стороны речи у ребенка четвертого года жизни целесообразно не откладывать на более поздние сроки обращение за консультацией к логопеду. Хорошее развитие произношения создает необходимые предпосылки для успешного усвоения правильных окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов, правил согласования слов в составе сложного предложения и влияет на успешность всего речевого развития ребенка.
Что касается лексико-грамматической стороны речи ребенка четвертого года жизни, то самое пристальное внимание надо уделить развитию навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, усвоению продуктивных способов образования относительных прилагательных, отглагольных существительных, новых слов путем слияния основ уже знакомых слов.
Ребенок учится распространять свои высказывания за счет употребления однородных членов: подлежащих, сказуемых, косвенных и прямых дополнений. Папа возьмет ключи и чемодан и поедет на работу. Мама, давай пойдем в магазин покупать конфетки, сок, а потом в парк гулять. Помнишь, приходила тетя врач и смотрела мне горлышко?
Богатейшим источником для формирования образности и выразительности речи служат русские народные сказки, лучшие образцы стихотворений и прозаической литературы, которые дети с удовольствием не только слушают, но и начинают пересказывать, следуя речевым образцам, предъявляемым взрослыми. Монологические высказывания детей четвертого года жизни построены, как правило, с использованием грамматических моделей исходного литературного текста или нескольких различных источников, например: «К нам приедет Баба Ежка и укусит за животик».
При усложнении речевых задач, например при пересказе ранее незнакомого текста или при общении в эмоционально окрашенной обстановке, допустимы отдельные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предложных конструкций, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. (В целом различные оговорки, речевые ошибки и неточности являются достаточно характерными признаками речи ребенка четвертого года жизни).
Наиболее ярким феноменом этого этапа речевого развития считается так называемая сверхгенерализация, когда малыш, до этого произносивший словосочетания правильно, вдруг начинает коверкать их грамматическое оформление, стремясь строить свое высказывание согласно единственному образцу, выбранному из всего многообразия грамматических форм русского языка.
Одна из самых распространенных ошибок – неправильное образование основы глаголов настоящего времени. В русском языке выделяют продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Глаголы продуктивного класса образуют настоящее время от основы инфинитива с использованием – j, например, читать – читает, болеть – болеет. При образовании форм настоящего времени глаголов непродуктивного класса исходная форма подвергается более существенным изменениям: искать – ищу, кричать – кричу, давать – даю. Дети часто употребляют все глагольные формы, используя продуктивные модели. «Марья Петровна! Мне Сережа машину не давает!» или «Не надо! Не хохотайте!».
Сложность представляют такие глаголы как жевать и плевать. Образуя основу настоящего времени от основы инфинитива, дети обычно меняют корневое Е на У. вот запись из архива К.И. Чуковского:
Девочка (Света А., 3 года) – гостье, у которой все зубы металлические:
- Тетя, а вы волка разжувать можете?
Ее поправляют: не разжувать, а разжевать.
- А что, я хлеб жею разве? Я же его жую!
В детской речи часты случаи образования основы инфинитива путем прибавления к основе настоящего времени гласной «и».
- Не нужно мою юбку мнить! (Настя, 3 г. 2 мес.)
- Куклу пора спать укладить! (Оля, 3 г. 11 мес.).
У некоторых глаголов основы настоящего времени и повелительного наклонения не совпадают. Вот примеры образования неправильных форм глагола (из материалов сотрудников кафедры детской речи СПГПУ им. А.И. Герцена):
- Пей компот! – А я пею! (3 года).
- Я его побею завтра (4 года).
Определенные трудности у детей четвертого года жизни вызывает усвоение категории рода имен существительных. В книге «от двух до пяти» К.И. Чуковский приводит типичные «детские» вопросы, связанные с практикой употребления категории рода (он расценивает их как выражение «грамматического протеста»).
- Кроватка – женщина, а диван – мужчина?
- Хоть – это он, а хотя – она?
- Лань – жена оленя?
- Мама, у меня на пальце царап! – Не царап, а царапина. – Это у Муси царапина, а я мальчик! У меня царап!
Это диктуется осознанием ребенком своей половой принадлежности, которое происходит ближе к 3 годам. Зачастую родители сами привлекают внимание детей к семантическим противопоставлениям по роду к сфере одушевленных существительных (баран – овца, курица – петух), что приводит к таким забавным детским интерпретациям: девочка (Маша, 3 г. 2 мес.), видя папу, входящего в квартиру, произносит с выражением: «Папа – это конь!». Так своеобразно ребенок закрепляет в своей речевой практике информацию о названиях домашних животных.
В русском языке широко распространен суффиксальный способ словообразования: мастер – мастерица, заяц – зайчиха. Но встречаются формы и с нулевым суффиксом (друг – подруга, супруг – супруга). При образовании родовых форм дети обычно выбирают суффиксальные словообразовательные модели; при этом они часто используют неправильные суффиксы (из материалов сотрудников кафедры детской речи СПГПУ им. А.И. Герцена).
Приходи к нему лечиться и лисица, и волчица, и паучица (4 года). Котенок с мамой – котихой (3 года). Нарисую короля с королицей (4 года). Андрюша – мой лучший подруг (4 года). Баран – папа, баранка – мама, а дети – бараночки (4 года).
В русском языке есть группа имен существительных, употребляющихся только во множественном числе (очки, ножницы, санки, качели). Дети в возрасте от 3 до 4 лет часто стремятся образовать несуществующую форму единственного числа. Идем на качелю кататься (3 г. 1 мес.). Мама, дай мне один бигудь! Я тоже красивая буду! (3 г. 6 мес.). Моя санка сломалась (3 г. 10 мес.).
Нормативные правила распределения существительных по трем типам склонения усваиваются ребенком четвертого года жизни также с большим трудом. По наблюдениям С.Н. Цейтлин, в речи детей первоначально действует следующая закономерность: все без исключения существительные женского рода изменяются по I склонению, существительные мужского рода – по II склонению. Вот некоторые характерные примеры: Что это за веща тут валяется? (3 г. 5 мес.). Я видела большую лошадю! (4 г.). Разве это мужчин? (3 года). Не давайте мне больше эту дряню! (3 г.). Какая у тебя ладоня большая (3 г. 5 мес.).
Дети четвертого года жизни, и это характерно для них, склоняют несклоняемые имена существительные. В этом пальте мне будет жарко. У нас много разных алоев (от слова «алоэ»). На метре поехали гулять.
На протяжении всего четвертого года жизни малыши с удовольствием осваивают приемы рассуждения с использованием подчинительных союзов. Детям кажется, что они уже умеют «говорить как взрослые», и часто специально вставляют в свои высказывания обороты из речи родителей, чтобы их собственные мысли выглядели более убедительно. Я подозреваю, что папа ушел в гараж за машиной. Я предполагаю, что мама пошла в магазин. Собачка грустная, потому что хочет кушать.
В норме к 4 годам ребенок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми, его речевые успехи очевидны близким взрослым и посторонним людям. На этом фоне трудности в развитии речи у детей с речевыми нарушениями становятся особенно заметны и требуют внимательного и чуткого отношения со стороны окружающих.
На этом этапе занятий с ребенком, так же как и на предыдущих этапах, важно помнить: ведущей деятельностью по-прежнему является игра, а ее основным содержанием – действия с игрушками и их заместителями. В этом возрасте у малыша начинают постепенно формироваться игры с правилами – их можно и нужно использовать в системе занятий с ребенком. Время проведения занятий можно увеличить до 20 минут, но при этом обязательно нужно ориентироваться на эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Лучше провести несколько занятий по 10 – 15 мин. в день, одно 20-минутное, если оно вызывает негативную реакцию ребенка. Занятия проводятся только в игровой форме. Хорошо включать элемент соревнования – кто лучше, быстрее, правильнее и т.п. Необходимо поощрять малыша, хвалить и отмечать его успехи.
Развитие общей моторики
➢ Ползание на четвереньках между предметами, подлезание под предметы высотой 50 см, перелезание через предметы, пролезание в домик, обруч, лазанье по лесенке.
➢ Ходьба в разных направлениях, змейкой, с выполнением дополнительных заданий по команде (присесть, подпрыгнуть, повернуться и т.д.).
➢ Ходьба с упражнением в равновесии (приставляя пятку одной ноги к носку другой, по наклонной доске шириной 15 – 20 см, по бревну, перешагивая через препятствия и т.д.).
➢ Бег по извилистой дорожке с изменением темпа под музыку с выполнением дополнительных заданий по команде.
➢ Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, через одно – несколько препятствий, прыжки в высоту с доставанием предмета и в длину на расстояние до 40 см, а также с высоты 15 20 см.
➢ Игры с мячом: закатывание мяча в ворота шириной 50 – 60 см, броски вдаль и вверх правой и левой рукой попеременно, обеими руками одновременно, ловля мяча с расстояния 70 – 10 см.
Развитие тонкой моторики
На четвертом году жизни в качестве вспомогательного средства рекомендуем добавить лепку из теста, глины, пластилина. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого уже может вылепить простые предметы – шарик, колбаску, лепешку, которые затем превращаются в какой-либо предмет, игрушку (колобок, солнышко и т.д.). Помогают в развитии тонкой моторики изобразительная и конструктивная деятельность. Ребенок начинает использовать цвет в своих рисунках, однако они, как правило, лишены деталей. Поэтому необходимо помочь малышу и совместно с ним закончить рисунок, предварительно обговорив, каких именно деталей на нем не хватает. Конструктивная деятельность пока тоже ограничена возведением несложных построек. Необходимо развивать ее, давая ребенку возможность строить домики, гаражи, башни и т.д. по образцу, обязательно с подбором правильного цвета. Важно также научить его строить сооружения по замыслу, вначале вместе со взрослым проговорив конструктивное и цветовое решение постройки.
Не забудьте о таком виде деятельности, как аппликация, простые виды которой вполне доступны ребенку четвертого года жизни. прежде чем приступить к аппликации, выберите рисунок или обсудите и нарисуйте его вместе с ребенком. Необходимо заготовить шаблоны на цветной бумаге – можете применить лекала; вырезать шаблоны и наклеить. На всех этапах важно непосредственное участие ребенка, выполнение им самостоятельно и с вашей помощью рисунков, вырезок, аппликаций, проговаривание с малышом всего того, что он делает.
Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений
К 4 годам ребенок должен воспринимать и различать пять и более форм предметов, дифференцировать их по величине, знать и называть семь и более цветов. Рекомендуем использовать такие игры, как «Почтовый ящик», «Заплатки», а также лепку, рисование, аппликацию, конструирование. Научите малыша находить сходство и различия между предметами, составлять группы из однородных по форме, цвету, величине предметов, выделять и убирать несоответствующий группе предмет. Такие задания вначале выполняются приемами наложения и приложения, затем путем визуального сравнения. Результаты сравнения предметов по величине нужно обозначить словами: маленький – большой, высокий – низкий, короткий – длинный, широкий – узкий, различные – одинаковые. Также называется форма предметов: круг, квадрат, треугольник. Можно предложить ребенку найти предметы, похожие на геометрические фигуры (солнце, мяч, монетка – круг, часы, телевизор, картина – квадрат и т.д.).
Научите ребенка различать и употреблять понятия один – много, больше – меньше, поровну, также используя приемы наложения и прикладывания предметов. Например, положи каждому ежику на иголки по одному яблоку. Остался ли какой-нибудь ежик без яблока? Осталось ли лишним яблоко? Чего больше? Поровну ли ежиков и яблок?
Познакомьте ребенка с материалами, из которых сделаны предметы (бумага, дерево, ткань, металл и т.д.), научите различать их на ощупь, расскажите об их свойствах (твердый, мягкий). Ребенок должен свободно ориентироваться в пространстве своего дома, детского сада, двора, правильно обозначать расстояние (далеко – близко), высоту (высоко – низко), тяжесть предмета (тяжелый – легкий). К 4 годам необходимо научить ребенка понимать смысл понятий: спереди – сзади, слева – справа, предлогов: на – над – под, в – из.
Развитие речевого дыхания
Одна из основных задач – развитие длины выдоха, правильности подачи голоса на выдохе. Объясните ребенку, что звук может «выходить» из горлышка резко, толчком, тогда мы ощущаем это, прикладывая ладошку к горлышку, а может – плавно, без толчка, в этом случае горлышко остается неподвижным (мягкая атака). Потренируйте его произносить вначале один гласный звук на мягкой атаке (А, О, У…), затем два и более гласных звуков подряд (АОУ, ОАИ, АЭУ), не делая паузы между ними, слитно. Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения:
➢ «Львенок гнется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог ха) греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.
➢ «Надоедливый комар». Руки вытянуты перед грудью ладонями друг к другу. Вдох – руки развести в стороны. Выдох – очень медленно (чтобы не спугнуть комара) надо свести руки, одновременно произнося звук З-З-З, затем следует резкий хлопок ладонями.
➢ «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим пять – десять звуков Ф, затем чередуем звуки Ф и В. При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму.
➢«Пушинка». И.п. – тоже. Вдох. На одном выдохе 3 – 7 раз произносим слог ОРУ. При произнесении каждого звука помогаем себе, прижимая диафрагму.
После того, как ребенок свободно начнет выполнять эти упражнения, по аналогии выполняется отработка на мягкой атаке слогов, слов, фраз.
Эти приемы позволяют предупредить возникновение у ребенка с недоразвитием речи заикания, которое достаточно часто возникает у таких детей на этапе активного речевого развития.
Развитие понимания речи
Также необходимо научить ребенка понимать и различать слова, сходные по звучанию. Прежде чем приступить к этому виду работы, прислушайтесь к речи своего ребенка, пометьте для себя, какие звуки он наиболее часто заменяет другими, всегда ли одинаковы эти замены в одних случаях он, например, звук Ш заменяет звуком С, в других – звуком Т, в третьих – звуком Ф. Для того, чтобы ребенок различал имена существительные, отличающиеся одним звуком, нужно подобрать картинки. Это односложные слова, состоящие из трех – четырех звуков (мак – лак – рак, дом – ком – сом, сук – сок, мост – рост и т.д.), двухсложные слова (раки – маки, зайка – майка – лайка и т.д.). Важно, чтобы ребенок знал значение каждого слова и мог показать его на картинке. Работа проводится следующим образом: показываем ребенку две картинки и просим показать, где нарисован дом, а где сом. Затем, когда у ребенка это начнет хорошо получаться, показываем ему три – четыре картинки (например, марка – майка – чайка – гайка), предлагаем в заданном порядке показать их.
Далее проводится работа по различению глаголов:
- мужского и женского рода в прошедшем времени («Покажи: где Саша вытер руки, а где Саша вытерла руки?»);
- единственного и множественного числа («Покажи: где несет сумку, а где несут сумку?»);
- приставочных форм («Покажи: где шнурок завязан, а где развязан?»).
Наконец, учим ребенка определять взаимоотношения действующих лиц: «Где мама завязывает Маше бант, а где Маша завязывает маме бант?», «Где папа катает Вову на санках, а где Вова катает папу на санках?».
Особая и наиболее сложная задача – научить ребенка различать смешиваемые им звуки. Если эти звуки значительно различаются по артикуляции (С – губы улыбаются, Ш – губы трубочкой), обратите внимание ребенка на их произношение, подведя его к зеркалу; придумайте вместе с ним, на что похожи эти звуки (С – насос, Ш – ветер шумит или др.). Нарисуйте на двух полосках бумаги символы или картинки – ассоциации: С – насос, Ш – дерево, склоняющееся от ветра. Предложите ребенку, когда он услышит звуки С и Ш, поднять нужную карточку. Вначале поочередно называем только эти звуки, затем начинаем вставлять между ними другие, далекие от артикуляции (Б, М, К и т.д.). Далее аналогичная работа проводится со слогами, затем со словами. Очень нравятся детям такие игры, как «Кто подберет больше картинок со звуком С?», «Разложи картинки под карточками в две стопки» и т.д. Потом предлагаем ребенку парные картинки на слова, отличающиеся одним звуком, и просим показать их в названном порядке: усы – уши, каска – кашка, мишка – миска и т.д.).
Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи
Основные задачи, которые стоят на этом этапе занятий, сводятся к следующему: научить ребенка самостоятельному словоизменению, грамматически правильному оформлению и распространению предложений, сформировать навыки связной речи.
Продолжаем формировать активный и пассивный словарь ребенка. Уточняем названия и назначение предметов обихода, одежды, обуви, мебели, посуды, видов транспорта. Обращаем внимание на части предметов (чайник – носик, ручка; рубашка – рукава, воротник, карман и т.д.), их качества, материал, из которого они сделаны. Важно объяснить ребенку разницу между предметами, близкими по назначению, показать отличие их внешнего вида, материалов, из которых они сделаны: кружка – чашка – стакан, табурет – скамейка – стул – кресло. Вводим обобщенные понятия, учим понимать обобщающие слова, раскладывать картинки на определенные группы (мебель, одежда, обувь, фрукты, овощи и т.д.), убирать лишнюю картинку, не подходящую к данной группе слов (рубашка, брюки, туфли, свитер).
Учим ребенка самостоятельно изменять слова. Вот некоторые задания.
Изменение имен существительных в числе. Покажите ребенку картинку или предмет, попросите назвать его. Предложите подобрать парные картинки или предметы, правильно их назвать: мяч – мячи, кукла – куклы, стол – столы и т.д.
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Покажите ребенку картинки, предложите объяснить, чем они отличаются, назвать их: рука – ручка, нога – ножка, стол – столик, зонт – зонтик и т.д.
Употребление суффикса –ищ-. Перед ребенком выкладываются по три картинки, работа проводится аналогично предыдущему заданию: рука – ручка – ручища, нога – ножка – ножища и т.д. Можно рассказать сказку, в которой фигурируют три персонажа: обычный человек, великан и гномик, и попросить ребенка помочь назвать части их тела, мебель, одежду и др.
Изменение рода глаголов прошедшего времени. Поиграйте с ребенком в игру «Попугай» (желательно, чтобы с девочкой играл папа или дедушка, а с мальчиком – мама или бабушка): «Я пила чай, а ты что делал?» - «И я пил чай»; «Я ел кашу, а ты что делала?» - «И я ела кашу». Можно сыграть в «Наоборот». Предложите ребенку рассмотреть картинки, фотографии и сказать, кто что делал: «Мама сидела за столом. Папа играл на гитаре». Затем попросите поменять действующих лиц местами и вновь сказать, кто что делал.
Образование повелительного наклонения глаголов. Предложите ребенку рассмотреть картинку и угадать, что сказала мама сыну и что он ей ответил: «Мама сказала – ешь. Сын ответил – ем».
Изменение глаголов по лицам. Покажите ребенку картинки, попросите назвать действия, затем назвать их от первого лица: «Таня идет. И я иду».
Распространение предложений. Наиболее простой способ научить этому ребенка – полный ответ на вопрос, поставленный взрослым. Поэтому для начала потренируйте малыша давать полные ответы на вопросы типа «что делает мама?» - «Мама спит» (а не одним словом «спит»).
Когда ребенок научится давать полные ответы, можно приступать к работе над распространением предложения, вначале показывая картинки и задавая вопросы, затем закрепляя самостоятельное составление фразы по картинке.
Фраза из трех слов (существительное, глагол, прямое дополнение): «Что мама моет?» - «Мама моет пол»; «Что пьет дедушка?» - «Дедушка пьет чай»; «Что ест Ваня?» - «Ваня ест конфету».
Фраза из четырех слов (существительное, глагол, два прямых дополнения): «Кому Оля дает травку?» - «Оля дает травку кролику»; «Кому папа принес цветы?» - «Папа принес цветы маме».
Фраза из четырех слов (существительное, глагол, прямое и косвенное дополнение): «Чем папа режет мясо?» - «Папа режет мясо ножом»; «Чем бабушка мешает суп?» - «Бабушка мешает суп ложкой».
Фраза из пяти слов (с однородными членами предложения): «Что мама моет?».- «Мама моет пол, стены и окно»; «Кому папа принес цветы?». – «Папа принес цветы маме и бабушке»; «Чем папа режет мясо и помидоры?». – «Папа режет мясо и помидоры ножом».
Фраза из четырех – пяти слов (предложные конструкции): «Положи картинки на стол. Куда ты положил картинки?». – «Я положил картинки на стол»; «Над чем летает птичка?». – «Птичка летает над нашим домом»; «Куда ведет мама дочку?». – «Мама ведет дочку в кино».
Для формирования навыков связной речи необходимо вовлекать ребенка в диалоги, которые понятны и интересны ему, совместно рассматривать и описывать картинки, иллюстрации, смотреть и обсуждать мультфильмы, спектакли. Важно с интересом относиться к любым событиям, происходящим в жизни ребенка, тогда прогулка, качание на качелях, поход в магазин послужат темой вначале интересного для вас обоих диалога, а затем его самостоятельного рассказа.
Подведем итоги. К концу четвертого года жизни ребенок занимает инициативную позицию в общении со взрослыми, использует распространенные предложения и практически все части речи, по сути, становится полноценным собеседником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт интегрированного занятия с детьми четвертого года жизни
Интегрированное занятие Тема: Путешествие в «Страну стихов» А.Л. Барто...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога с детьми четвертого года жизни Тема: Возвращение Лунтика
Тема: Возвращение ЛунтикаУчастники ОД: дети четвертого года жизни, педагог, родителиФорма НОД: совместная образовательная деятельностьФорма организации: групповаяДлительность: 15-20 минут ...
Конспект совместной деятельности (прогулки) с детьми четвертого года жизни по решению годовой задачи «Развитие познавательных интересов и познавательных способностей, формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста через разнообра
Конспект совместной деятельности с элементами экспериментирования с детьми четвертого года жизни...
Конспект совместной деятельности (прогулки) с детьми четвертого года жизни по решению годовой задачи «Развитие познавательных интересов и познавательных способностей, формирование экологической культуры детей раннего и дошкольного возраста через разнообр
Развивать познавательные интересы и способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности...
Циклограмма воспитательно-образовательной деятельности с детьми четвертого года жизни
Циклограмма воспитательно-образовательной деятельности с детьми четвертогопо теме недели "Мой дом, мой город (поселок)"Цель: Знакомить с родным городом (посёлком), его названием, основными д...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ДЕТЬМИ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Материал для воспитателей...
Конспект открытого занятия по ООД «Речевое развитие» с детьми четвертого года жизни "Подарок на день рождения"
Развитие связной диалогической речи детей 3-4 лет посредством дидактических игр...