Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей"
материал (старшая группа) по теме
В буклете представлены игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_razvivaem_fonematicheskiy_slukh_u_detey.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного
к школе возраста.
Ваш ребенок уже знаком со звуками,
Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:
- Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- Внимательный слушатель.
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
- Найди нужное слово.
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
- Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
- Сложи звук.
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
- Скажи наоборот.
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
- Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
МБДОУ детский сад № 37
Материал подготовила:
учитель-логопед
Галушина О.В.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук - это то, что мы слышим и произносим.
- Буква - это то, что мы видим и пишем.
- Звук на письме обозначается буквой.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
- В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
- На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
- Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
- Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
- Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
- Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
- Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
- Глухие согласные звуки (горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
- Звонкие согласные звуки (горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
- Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
- Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
- Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
- Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
- Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
- Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Буклет "Развитие фонематического слуха у детей в процессе игры".
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Если у ребе...
Буклет для родителей "Игры на развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"
Большое значение в формировании правильной речи ребенка имеет фонематический слух. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, ус...
Буклет "Развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей от 3 до 4 лет".
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 3 до 4 лет. Распечатываем и получаем буклет....
Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи"
Упражнения для развития фонематического слуха....
Буклет (игры для развития фонематического слуха у детей 3-5 лет)
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия(3-5 лет)...
Буклет (игры для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет)
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия(5-7 лет)...