Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи"
консультация на тему

Котова Светлана Вячеславовна

Упражнения для развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_mudrost_glasit.docx311.79 КБ

Предварительный просмотр:

Народная мудрость гласит: «Хочешь узнать человека -  поговори с ним». Наша речь – визитная карточка. Речь человека  развивается уже с рождения, когда ребенок начинает слышать, данным ему природой слухом, не только разные шумы и звуки, но и человеческую речь. Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей встречаются нарушения речи.

            Речевой и неречевой слух – самостоятельные формы слуховой системы. Неречевой слух – это способность ориентироваться в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух способствует тому, что человек может слышать звуки родного или другого языка. В речевом слухе выделяют фонематический слух – способность различать фонемы языка (звук, слог, слово, предложение). Это очень важное понятие для овладения речью, а в дальнейшем необходимое для грамотности письма.

          Фонематический слух предполагает точность фонематического восприятия, звукоразличения, звукового анализирования речи. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации звуков речи и установлению звуковой структуры слова.

                    К 5-6 годам, когда ребенок овладевает грамотой, должна возникнуть новая степень фонематического восприятия - способность ребенка устанавливать звуковой состав слова: количество звуков в слове, их порядок и последовательность.

          Несформированость фонематического восприятия и фонематического слуха может привести к трудностям в обучению русскому языку: смешению и замене звуков на письме, недописыванию окончания слов и предложений и другое.

          Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он развивается в определенной речевой среде и формируется по законом этой среды. Высказывания некоторыми учеными гипотезы о врожденном образовании фонематического восприятия, а дальше формирующемся под влиянием речевого воздействия, не получили подтверждение.

          Фонематический слух у ребенка формируется в процессе его обучения пониманию устной речи. Как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению. Фонематический слух является основой сложной речевой системы.

           На 5 году жизни формируется звуковой анализ и синтез. Который в дальнейшем помогает освоить чтение и письмо.

           Если у взрослых возникли опасения по поводу сформированности фонематического восприятия, первое-надо проверить физический слух.

           Несложная система игр позволит на раннем этапе помочь ребенку овладеть родным языком, если же проблемы с речью уже появились, развитие фонематического слуха будет первым этапом на пути его преодоления.

            Упражнения для развития фонематического слуха построены поэтапно от простого к сложному. Выявив,  на каком уровне ребенок перестает справляться с заданиеми, начинайте с этого уровня.

             Первый уровень  узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что в нутрии.

 - Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть малыш закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.

- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

             

              Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.

 - Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.

 - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – малыш сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.

              Третий уровень  различение сходных между собой по звучанию слов.

 - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

- Игра «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

              Четвертый уровень – различение слогов.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

- Игра «Услышишь лишнее-хлопни». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

             Пятый уровень  различение звуков. Ребенку надо объяснить, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

 - Игра «Кто это?» Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

- Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

             Шестой уровень- освоение ребенком навыка анализа и синтеза.

 - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

 - Игра «Услышь слово». Взрослый проговаривает ряды слов, ребенок должен хлопнуть, если услышит слово, начинающееся с заданного звука.

 

МБДОУ Д/С№3 «Ласточка»

http://tybukbereska.caduk.ru/images/novyiyrisunok-2-.png

Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи

http://mdou25.ucoz.ru/ltnb.jpg

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.

Презентация для педагогов по развитию фонематического слуха у дошкольников....

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.

Актуальность. Возрастные нормы. Направления работы....

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...

Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...