Методические рекомендации "Игры с песком" (дошкольный возраст)
методическая разработка по теме

Кузнецова Ольга Владимировна

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Игры с песком».

   Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности.

   Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М. Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир и, прежде всего и легче всего,  в игре и игрой».

   Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.

   Существует довольно много самых разных игр. Игры с природным содержанием базируются на знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе через наблюдения, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность, несомненно, найдет отражение в играх.

   Мы, взрослые, должны помнить о том, «что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам – людям, как воздух, как лекарство от болезней, диагноз которой – равнодушие к общему  Дому – к природе»,  (В.А. Алексеев).

   Совместная  игровая деятельность – естественная форма познания окружающего мира. Так давайте же чаще и больше играть с нашими детьми.

   Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются  прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

   Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т. д.

   Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.

   В то же время песочница – прекрасное средство для установления контакта с ребенком, особенно, если малыш говорит плохо. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказываться, развиваем речь.

   Что нужно для игры в песок?  

 

Что нужно для игры в песок?

   А нужно, в сущности, так мало:

                                                Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Т. Грабенко

   Для игр с песком нужна песочница. Хорошо, если песочница окрашена в голубой или синий цвет – цвет воды и неба. Желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь.

   Песок должен быть чистым, просеянным, без посторонних примесей и влажным, чтобы дети могли с ним работать.

   Для игр с песком желательно иметь песочный набор: ведро с совочками и формочками; набор мелких игрушек: персонажи сказок и различные человечки, животные и растения, дома и машинки, деревянные дощечки и палочки и т. д. Эта коллекция должна постоянно пополняться.

   очень хорошо, если в семье созданы условия для игр с песком дома. Для этого необходимо иметь ящик с песком и крышкой.

Игровые  упражнения с песком:

·        вот какие наши ручки (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, теплый, холодный и т. д.);

·        вот так наши кулачки (нажимать на песок кулачки и костяшками пальцев – сравнить, на что похож отпечаток);

·        пальчики гуляют («пройтись» поочередно каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно);

·        пальчики играют («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино);

·        ползают ладошки (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползет жук, крутится карусель…). То же самое ребром ладошки;

·        кто здесь пробегал (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев; придумать,  кто оставил эти следы).

С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно-кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развиваем воображение и речь.

   Играть в песочнице мы начинаем с того,  что учить детей «лепить» куличики из формочек и ведерок, а затем украшаем их разными узорами. В дальнейшем можно организовывать тематические игры с песком:

·        Играем в магазин. Учить детей делать из песка «продукты» для магазина – мороженое, пирожное, пирожки,  колбаску.

·        Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. Украшать их деревьями и цветами.

·        Посадим огород. Учить детей нагребать небольшие песочные валы, прихлопывать их и делать грядки. «Сажать» на них «Овощи» - шишечки, травку, веточки.

·        Построим гараж. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку.  Делать углубление для машины.

·        Устроим зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие  перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.

·        По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.

   Организуя различные игры, помните, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна и знакома.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...