Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Дидактические игры в группе раннего возраста: важные аспекты теории" | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
«Центр развития образования»
Доклад
Дидактические игры
в группе раннего возраста:
важные аспекты теории
Руководитель ГМО,
старший воспитатель
МАДОУ № 208
Палагина Е.А.
г. Хабаровск
2020 г.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является
- и игровым методом обучения детей,
- и формой обучения,
- и самостоятельной игровой деятельностью,
- и средством формирования у детей различных личностных качеств (быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих), и средством формирования полезных знаний и навыков.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное) начало. Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер, обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности.
Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую они не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является познавательное, интеллектуальное развитие ребёнка.
Существует большое количество увлекательных дидактических игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной.
Разработкой видов дидактических игр занимались многие отечественные педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, М. В. Кларин, С. А. Шмаков и др.
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте решают задачи:
• формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
• развития мелкой моторики (движение пальцев, ладоней). Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными шарами, башенками.)
• развития речи (пополнение и активизация словаря, умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение, отгадывать загадки о них)
• ознакомления с природой, с предметным и социальным миром.
Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
•развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
•нравственное воспитание малышей;
•развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
При проведении дидактической игры с малышами группы раннего возраста наиболее целесообразными приёмами являются:
•внезапное появление объектов, игрушек, сюрпризность;
•загадывание и отгадывание загадок;
•чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
•создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, гулять);
•изменение местонахождения игрушек (зайчик на стуле, за столом);
•показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
•демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
•элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).
К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:
•Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
•Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, то воспитатель проводит игру с остальными детьми, а после выясняет причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
•У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого. Он показывает, как играть, последовательность действий и играет вместе с детьми.
•Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
•В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
•Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
•Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.
От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»
В связи с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...
"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников" (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения – развитие памяти, мы...
«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...
«Сказочная безопасность» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам...
Протокол заседания городского методического объединения воспитателей групп раннего вовраста
Тема: Цели и задачи работы ГМО воспитателей групп раннего возраста в 2019-2020 учебном году. Создание условий в ДОУ для раннего развития детей и поддержки семьи....
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...