Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
презентация по окружающему миру
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
«Центр развития образования»
Доклад
Дидактические игры
в группе раннего возраста:
важные аспекты теории
Руководитель ГМО,
старший воспитатель
МАДОУ № 208
Палагина Е.А.
г. Хабаровск
2020 г.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является
- и игровым методом обучения детей,
- и формой обучения,
- и самостоятельной игровой деятельностью,
- и средством формирования у детей различных личностных качеств (быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих), и средством формирования полезных знаний и навыков.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное) начало. Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер, обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности.
Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую они не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре. Основной целью дидактической игры является познавательное, интеллектуальное развитие ребёнка.
Существует большое количество увлекательных дидактических игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной.
Разработкой видов дидактических игр занимались многие отечественные педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, М. В. Кларин, С. А. Шмаков и др.
Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте решают задачи:
• формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
• развития мелкой моторики (движение пальцев, ладоней). Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными шарами, башенками.)
• развития речи (пополнение и активизация словаря, умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение, отгадывать загадки о них)
• ознакомления с природой, с предметным и социальным миром.
Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:
•развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
•нравственное воспитание малышей;
•развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
При проведении дидактической игры с малышами группы раннего возраста наиболее целесообразными приёмами являются:
•внезапное появление объектов, игрушек, сюрпризность;
•загадывание и отгадывание загадок;
•чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
•создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, гулять);
•изменение местонахождения игрушек (зайчик на стуле, за столом);
•показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
•демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
•элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).
К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:
•Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
•Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, то воспитатель проводит игру с остальными детьми, а после выясняет причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
•У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого. Он показывает, как играть, последовательность действий и играет вместе с детьми.
•Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
•В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
•Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
•Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.
От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.
Предварительный просмотр:
« РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Игры В.В.Воскобовича в практике работы.
Составила:
Воспитатель: Шипуля М.И.
1 слайд
Для детей раннего возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд. Игра – способ познания окружающего мира. Эти игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности.
Кроме того, игры прошли психолого-педагогическую экспертизу игровых пособий, соответствуют ФГОС, используются во все образовательных областях (Речевое развитие, познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие), имеют сертификат соответствия.
Ни для кого не секрет, что в наше время — время компьютерных игр — у детей переизбыток острых эмоциональных ощущений. Все реже дети играют в традиционные «тихие» игры. Сложно представить что малыш может играть на протяжении 20 минут в одну и туже игру но, тем не менее, бывает и такое. В этом мы смогли убедиться, используя игровые материалы, разработанные Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем.
2СЛАЙД
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА РИВ :
Развитие интеллекта и творческих способностей.
Игры РИВ способствуют раскрепощению детей, развитию познавательной активности, освоению основных видов движений, развитию творчества.
Игры позволяют строить образовательный процесс, объединенный общим содержанием, сюжетом, игровым персонажем.
К достоинствам развивающих игр В.В. Воскобовича можно отнести:
Широкий возрастной диапазон участников игр.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:
Узнает и запоминает цвет или форму;
Учиться считать, ориентироваться в пространстве;
Тренирует мелкую моторику рук;
Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
3 СЛАЙД
В своей работе стараюсь обоснованно выбирать новейшие технологии с учётом целей и задач обучения и воспитания, используемой программы.
Дополнительная общеразвивающая программа « Малыш в мире открытий» естественно – научной направленности нацелена на развитие познавательной активности детей 2-3 лет.
Новизна программы заключается в разработке методического обеспечения образовательной деятельности по развитию у детей 2-3 лет познавательной активности с использованием игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей
« Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
В программе комплексный подход к интеллектуальному развитию личности ребёнка.
ЦЕЛЬЮ программы : Развитие у детей 2-3 лет познавательной активности посредством игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей
« Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.
4 СЛАЙД
Я предлагаю вам поближе познакомиться с Универсальной многофункциональной игровой сенсорной развивающей образовательной средой « Фиолетовый лес» .
Коврограф, переносные модули , они крепятся на липучках и могут размещаться в произвольном порядке . Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи или придумывать и « одушевлять» своих.
Оборудование безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее.— обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Все предметы доступны детям.
Данная игровая технология предполагает создание сказочного игрового пространства «Фиолетовый Лес». И такой лес появился в нашей группе, заселенный героями сказок, которые очень полюбились моим малышам и стали им настоящими друзьями: мудрый Ворон Метр, Малыш Гео, Пчелка Жужа, Незримка Всюсь, Паук Юк, девочка Долька, гусеница Фифа, Гусь Капитан .
Дети нашей группы с интересом слушают сказки Фиолетового Леса, становятся действующим лицом событий, проживают таинственные веселые сказочные приключения, преодолевают в игре вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха. Путешествия и приключения в Фиолетовом Лесу создают эмоционально-положительный фон, вызывают ощущение радости и переживания, удовлетворения от игровой деятельности.
Сказочные приключения, необычные знакомства, новые знания ожидают юных исследователей Фиолетового Леса.
5 СЛАЙД
Универсальная многофункциональная игровая сенсорная развивающая образовательная среда « Фиолетовый лес»
Способствует :
- Ознакомлению детей с окружающим миром ( времена года, природными явлениями, с растительным миром).
- Развитию познавательных процессов( пространственного мышления , внимания, памяти, творческого воображения ).
- Развитию способности к анализу ( сравнению, обобщению, сериации, классификации).
Развитию аргументированной и доказательной речи.
6 СЛАЙД
Виды используемых игр
Игры РИВ развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических представлениях: о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, количестве предметов, воображение, творческие способности. Учат сравнивать и составлять целое из частей.
Успешно использую в работе с детьми раннего возраста в своей группе следующие игры:- «Соты»;
- «Кораблик «Плюх-Плюх»;
- «Чудо-крестики-2, 3»;
- «Шнур-малыш»;
- «Чудо-цветик»;
- «Фонарики»;
- «Черепашки»;
- « Формочки 3»
- Животные леса и воды, персонажи , формы из ларчика по размеру и цвету.
Наши дети не спрашивают, чем им заняться. Они играют, играют и растут!
Игры, в которые с интересом играют наши дети группы.
«Фонарики» Воскобовича – это эталоны формы. Зажигая «фонарики» дети получают представления о размерах и формах предметов, цветах, формируются навыки счета. Из геометрических фигур дети складывают человечков, животных, дома .
Игра «Кораблик Плюх-Плюх».
А кораблик и Гусь Капитан
С ветерком нас помчат по волнам
Мы флажки все скрепим шнуровкой
Пригодится нам очень сноровка
Хоть кораблик небольшой
С задачей справится любой!
В игре ребята знакомятся с Капитаном Гусем и матросами-лягушатами: Речкиным, Морейкиным и Озёркиным, которые приглашают ребят в мир захватывающих приключений. Юные путешественники с интересом выполняют команды Гуся Капитана: «Снять все флажки и опять надеть их в том же порядке, нарядить кораблик, надевая флажки на мачты, создавая вертикальные и горизонтальные ряды, повернуть флажки вправо-влево,
Игра «Чудо-Цветик».
Переносит детей на поляну Чудесных Цветов Фиолетового Леса, где Малыш Гео встретил Девочку Дольку. Вместе с детьми они разгадывают тайну загадочных разноцветных цветов, растущих там. Малыши собирают из лепестков цветы, строят башни, складывают из деталей забавные фигурки по предложенным схемам или придумывают свои силуэты. В ходе игры дети обучаются счету, учатся сравнивать, усваивают понятия оди –много Игра развивает внимание, память, мышление, речь, воображение, мелкую моторику рук, а так как выполнение некоторых заданий требует творческого подхода, у детей появляется возможность нестандартно и гибко мыслить.
Игры «Чудо-Соты», «Чудо-крестики».
Развивают математические и творческие способности, дети учатся соединять части в целое, конструировать фантастические образы, используя схемы и по замыслу.
Чудо-крестики-загадка
Нет в фигурах недостатка,
Посмотрите на картинки
Соберите половинки.
«Соты» - чудесная игра
Вот зарядка для ума,
Придумал её не Петрович
А сам инженер Воскобович!
Игры подобного рода психологически комфортны, интересны детям, вызывают у них множество положительных эмоций, восторга и удивления.
7 слайд
Игровой метод обучения способствует:
1- созданию заинтересованной, непринужденной обстановки;
2- повышает речевую мотивацию;
3- побуждает детей к общению друг с другом;
4- процесс мышления протекает быстрее,
5 - новые навыки усваиваются прочнее.
8 слайд
Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора.
9 слайд
Результат :
Развивается устойчивое внимание, самостоятельность, в процессе общения дети договариваются, дают оценку своим действиям и действиям товарищей; формируются личностные качества (толерантность, доброжелательность, отзывчивость, целеустремленность, трудолюбие); налаживается установление контактов с другими детьми; развивается предметная деятельность и любознательность, наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.
10 слайд
Диагностика в раннем возрасте
1 ЗАДАНИЕ «Дорисуй домик»
Цель: определить особенности развития креативности у ребенка дошкольного возраста.
Стимульный материал: опросный лист — половина листа А 4, в центре — изображения фигуры квадрата, карандаши.
Содержание: ребёнку предлагается дорисовать домик. После того как ребенок дорисовал, необходимо попросить его рассказать, что он нарисовал (рассказ ребёнка записывается на обратной стороне листа).
Оценка: 0 баллов — отказ, к фигуре ничего не дорисовано (навыки не сформированы);
2 балла — создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен (навыки в стадии формирования);
3 балла — образ разработанный, содержит в себе несколько деталей (навыки сформированы).
2 ЗАДАНИЕ «Найди пару»
Цель: ориентировка в пространстве, цветовое восприятие.
Задание: Найди пару каждой фигуре, соедини их дорожками.
Стимульный материал: таблица с тремя парами геометрических фигур, каждая пара одинакового цвета. Содержание: ребёнку предлагается соединить дорожками фигуры одинакового цвета.
Оценка: 1балл (навыки не сформированы) – до 3 ошибок.
2 балла (навыки в стадии формирования) – 2- ошибки.
5 баллов (навыки сформированы) – выполнено без ошибок
11 слайд
3 ЗАДАНИЕ «Повтори рисунок»
Цель: диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления у детей
Задание заключается в том, чтобы воспроизвести картинку, изображенную на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер коричневого и жёлтого цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции: «Справа необходимо нарисовать точно такой же грибок, который имеется слева Нужно сделать это как можно аккуратнее».
Стимульный материал: Лист бумаги формат ½ А4, на котором изображены два грибочка, один в цветовом решении, другой контурный, два карандаша или фломастера: один коричневый (можно красный), другой жёлтый
Оценка: 1 балл (навыки не сформированы) - ребенок за 10 мин не смог выполнить задание, рисунок просто зачерчен.
3 балла (навыки в стадии формирования)- ребенок выполнил задание за 10 мин, но в его работе имеются недочеты: незаштрихованные участки, контуры фигур более чем на 1,5 мм вышли за пределы образца
5 баллов (навыки сформированы)- ребенок за 10 мин выполнил задание. При этом контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданного образца.
4 ЗАДАНИЕ «Расскажи, что видишь на картинке»
Цель: выявить степень речевых способностей ребенка
Задание: рассказать о том, что ребёнок видит на картинке
Стимульный материал: лист бумаги с изображением персонажей Фиолетового леса – пчелкой Жужей и незримкой Всюсем.
Оценка: 1 балл (навыки не сформированы) – Ребёнок затрудняется ответить на вопрос.
2 балла (навыки в стадии формирования) Персонажи имеют названия. Названы1-2 дополнительные детали.
5 баллов (навыки сформированы)– Персонажи имеют названия, названы мелкие детали (у мальчика есть шарфик, нет ботиночек, у пчёлки полосатый животик, есть крылышки, она улыбается).
12 слайд таблица
Диагностика интеллектуально-личностного развития дошкольников
(применение игр В.В.Воскобовича)
В заключении
- Мы получаем хорошие результаты: дети стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук, они не испытывают сложностей с усвоением цвета, формы, величины, умением ориентироваться на плоскости. Систематичность использования игр Воскобовича позволили сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности. Дети часто используют игры в самостоятельной деятельности, сами придумывают новые фигуры.
Мы уверены, что игры Воскобовича помогут нашим воспитанникам вырасти интеллектуально- развитыми, творческими, умеющими логически мыслить, успешными детьми.
Игры В. В. Воскобовича очень разнообразны. Я познакомила лишь с некоторыми играми, которые мы использовали в работе с детьми группы раннего возраста.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный опыт . Помочь в решении этой задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Активное использование дидактических игр является одним из важных условий п ознавательно-речевого развития детей раннего возраста . В нашей группе был разработан и активно применяется Лэпбук «Игрушки А. Барто». Лэпбук А. Барто «Игрушки»
Лэпбук А. Барто «Игрушки» Этот Лепбук позволяет на материале понятных и известных стихотворений закрепить первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: цвете, размере, количестве; развивать речь, восприятие, внимание, мышление ребенка; воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам.
Дидактическая игра «Доделай картинку» Используя пластилин, ребенку предлагается доделать картинку по стихотворениям «Игрушки». Эта игра не только развивает мелкую моторику, но и вызывает у ребенка восприятие предмета как творение человеческой мысли и результата труда.
Дидактическая игра «Подбери по размеру» В этой игре ребенку предлагается рассказать самому или при помощи взрослого стихотворение и для каждой игрушки подобрать подходящий по размеру предмет.
Дидактическая игра «Подбери по цвету» (на закрепление и восприятие основных цветов)
Дидактическая игра «Помоги игрушкам найти свою картинку» (на развитие восприятия, памяти, наблюдательности ) Ребенку предлагаются сюжетные картинки по стихотворениям «Игрушки», но без главных героев. Нужно подобрать подходящую игрушку к нарисованному сюжету.
Дидактическая игра «Собери стишок по картинкам»
Итог Дети с огромным интересом играют в представленные игры, запоминают по мнемотаблицам стихи. По творчеству Агнии Львовны Барто очень удобно развивать все познавательные процессы: речь, внимание, мышление, память детей.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»
В связи с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...
"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников" (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения – развитие памяти, мы...
«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...
«Сказочная безопасность» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам...
Протокол заседания городского методического объединения воспитателей групп раннего вовраста
Тема: Цели и задачи работы ГМО воспитателей групп раннего возраста в 2019-2020 учебном году. Создание условий в ДОУ для раннего развития детей и поддержки семьи....
Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020
Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...