Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.
проект (старшая группа) по теме
В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_s_primeneniem_ikt_-_kopiya.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.
Автор: Кулагина Л.В. учитель-логопед МАДОУ детский сад №1
Г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
Краткая аннотация статьи: В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста.
В Законе РК «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи». В Законе говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве”. Ведь именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным.
Практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не знают, как правильно помочь ребенку. Многие родители недооценивают важность оказания логопедической помощи семье.
С целью повышения своей компетентности родители широко пользуются мобильной связью, информационной средой Интернет. Будучи включенными в интернет-сообщество посредством форумов, социальных сетей, папы и мамы в первую очередь именно там ищут ответы на волнующие вопросы воспитания и развития детей.
Теперь в каждой второй семье есть компьютер, электронные игрушки, видео аппаратура, телефоны, айфоны с выходом в интернет и другие прелести электронного мира. Которые быстро и прочно закрепляются в нашей жизни, создавая лёгкость и удобства, в поисках информации и коммуникативном общении. В наши дни появилось много новых информационных технологий. Их часто называют компьютерными, вся необходимая информация готовится и передается с помощью персонального компьютера. Высокие возможности современных компьютеров разрабатывают абсолютно новые и интересные варианты обучения. С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, считать, читать, узнавать много нового и интересного. А также у родителей появилась неплохая возможность с помощью определенных обучающих программ подготовить ребенка к школе. И пытливый ум ребёнка, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний. Хочется верить, что программы по знакомству дошкольников с образовательным процессом будут, составляются действительно первоклассными специалистами в области детской психологии и педагогики.
Современный ребенок живет в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. С детства его окружают различные электронные средства: электронные бытовые предметы, игрушки, сотовые телефоны, пульты, компьютеры. У него, в отличие от взрослого человека, нет еще барьера при освоении новых средств, и поэтому он быстро и с легкостью осваивает современные технические средства. Включение в педагогический процесс информационных и телекоммуникационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать дидактические и воспитательные задачи, повысить познавательную мотивацию детей, включить их в активную коммуникативно-познавательную деятельность.
Но часто в отсутствии грамотного проводника в недрах мировой сети можно дезориентироваться и получить сведения о пагубных для психического и нравственного развития ребенка методах воспитания, в связи с чем, проблема оказания высокопрофессиональных информационно-образовательных услуг родителям становится общественно значимой задачей. Сегодня у родителей с любым образованием появилось очень много вопросов о том, как воспитывать правильную речь у ребенка, поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.
Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле– и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, информативностью, наглядностью. А с помощью веб- камеры у учителя-логопеда появилась возможность непосредственно отвечать на вопросы каждого родителя, учесть уникальность семьи, ребенка.
Некоторые нарушения речи хорошо поддаются коррекции в режиме онлайн - занятий, либо по Skype, либо с использованием специального "Виртуального кабинета", где логопед - онлайн и ребёнок (родители) видят, слышат друг друга, могут совместно выполнять различные упражнения.
В режиме онлайн я работаю по следующим направлениям:
- онлайн речевая подготовка детей к школе;
- онлайн коррекция устной речи у детей
- речевое развитие детей в двуязычных семьях онлайн.
- онлайн коррекция произношения у детей.
Логопедические занятия с помощью skype намного продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах, где мы ставим диагнозы «в глаза не видя» человека.
Сама возможность коррекционной работы базируется на таких органах чувств как зрение, слух и осязание. То есть для диагностики и коррекционного воздействия логопеду нужно видеть, слышать, а иногда и трогать ребёнка. Точно также и ребёнку необходимо слышать и видеть тётеньку - логопеда, чтобы выполнять её задания и видеть то, как это делается.
Веб камеры, микрофон, колонки, гарнитуры при скоростях сегодняшнего интернета позволяют качественно видеть и слышать друг друга. Тысячи репетиторов во всём мире уже работают так. Конечно, с тактильным контактом несколько сложнее – зондом через экран монитора в рот не залезешь и мячик друг другу не бросишь, но когда у ребёнка рядом мама, то она сама может выполнить инструкцию профессионала. Из этого следует, что актуальная задача профессионалов по поддержке компетентности родителей состоит в терпеливом предоставлении родителям информации через связь онлайн . Так же важно практически показывать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия.
Для решения этой задачи для родителей детей с речевыми нарушениями нашей группы, мною был разработан проект « Логопед-онлайн». Современным родителям нужна постоянная логопедическая и методическая помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованной:
- оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям) по логопедии, обучению и развитию ребенка с речевыми нарушениями.
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания
Для оказания качественной коррекционной услуги специалисту требуется целый кабинет (пособия, игрушки, картинки, альбомы, детские книжки и свои учебники), но ходить в кабинет к нему не всегда удобно родителям, а порой у них просто не хватает на это времени. И напротив - приглашать логопеда к себе домой - удобно ли родителям, и сможет ли логопед всё принести? Спор на тему: что лучше логопед в кабинете или логопед на дому и где лучше заниматься - может быть бесконечным.
При работе через интернет «домашний логопед» имеет все возможности кабинета вплоть до игр и кукольного театра. Часть картинок и игрушек можно показывать через веб-камеру, что-то посылается по электронной почте, а некоторые упражнения, находясь на сайте, мы вместе с родителями отрабатываем прямо во время занятия. К тому же «Тетенька в телевизоре» - это круче, чем мультики! Почему-то это очень нравится детям!
Чем ещё удобны занятия через skype:
Доступность в любой части света – если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность заниматься с логопедом. Это возможность не прерывать занятия, даже если семья уезжает в отпуск – если там есть интернет, у Вас будут занятия. Ведь, как известно, один из принципов педагогического воздействия – систематичность, стабильность занятий.
Удобство для заботливых мам, которые не хотят рисковать здоровьем своих детей в больничных очередях, в переполненном транспорте, в жару, дождь и мороз. И намного приятнее ходить в гости к друзьям, а не в больницу. Это удобно и для молодых мам с двумя детьми: не нужно отказываться от услуг логопеда для старшего ребенка, потому что не с кем оставить младшего на время занятий, не зачем напрягать наших бабушек и пап, чтобы они сидели с малышом. Теперь Вы остаетесь хорошей мамой для обоих своих детей.
Экономия Вашего времени: теперь не надо тратить массу времени на сборы ребёнка и переезды до логопедического кабинета. Вы можете потратить эти 1-2 часа с большей пользой и удовольствием. К тому же снижаются Ваши расходы на время написания домашних заданий, а это занимает 20 -30 % времени каждого занятия, родителям я отправляю файл с упражнениями уже после занятия, сэкономив время родителей и время логопеда.
Это свобода самому распоряжаться своим временем: ведь Вы всегда можете изменить график занятий, перенести занятие на час или на другой день, если малыш приболел или раскапризничался.
Бывает, что родители отказываются от логопедической помощи, не отдавая отчет о серьезном речевом диагнозе своего ребенка. Часто родители привыкают к речи малыша и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Родители должны знать логопедическое заключение и состояние речевого развития ребенка. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности посещения ребенком логопедической группы.
Поэтому важным элементом работы логопедов является консультации, но при личной встрече с родителями не всегда удаётся всё рассказать о ребёнке и его проблемах. В этом случае с помощью электронной почты (e-mail) или использование коммуникаторов (к примеру, «Mail.ruАгент) можно довести до родителей важную информацию, привлечь их внимание к какой-либо проблеме.
Оперативность получения информации об успехах ребенка, возможность получать своевременную информацию на расстоянии являются плюсами общения учителя-логопеда ДОУ с родителями в сети Интернет. Получение, прочтение и скорейшая реакция на полученное электронное письмо повышает ответственность родителей. А педагог становится частью социума, возникающего в социальной сети, а иногда и ключевой фигурой в звене родитель – ребенок. Электронную почту можно использовать не только как средство индивидуального консультирования, но и для осуществления рассылки информации, приглашение на различные мероприятия, проводимые с детьми и родителями, объявление благодарностей активным родителям и т.д. В этом случае учитель-логопед значительно экономит время, предварительно создав автоматизированный список адресатов.
Как правило, виртуальные контакты родителей с педагогом, родителей между собой формируют неформальное общение участников педагогического процесса, что способствует реализации принципа комплексности и обеспечивает прочную взаимосвязь образовательных и воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома.
Такое взаимодействие позволяет родителям найти ответы на вопросы, повысить свою компетентность в вопросах коррекционной педагогики, в частности логопедии.
Родители, вооруженные знаниями, знают и понимают причины речевых нарушений своего ребенка, а значит, это уже половина пути к четкой, грамотной, красивой речи ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59
2. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003
3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.
4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.,1988.
5. http://www.logopedmaster.ru/sections/3/709/1/894/
6. http://www.tc-sfera.ru/public/index.php?ELEMENT_ID=8754
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения
В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы и методы работы с родителями...
Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.
Опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для логопеда важно приобщить р...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)
В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....
"Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения".
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – это первая ступень овла...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...