Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения
консультация по логопедии на тему
В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы и методы работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
взаимодействие учителя- логопеда с родителями | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» - указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи».
Учебный год для логопеда начинается, когда ребёнок поступил в группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй,
наладить непосредственный контакт,
дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы.
Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями и психологом.
Контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен, главным образом, детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.
Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Поэтому логопед здесь действует совместно с невропатологом. Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда. Поэтому консультация у невропатолога необходима. Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной
В процессе беседы с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности.
Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, несомненно, способствует повышению эффективности логопедической работы.
Формы работы с родителями.
1. Консультации.
Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют основное количество родителей:
- «Артикуляционная гимнастика»;
- «Развитие мелкой моторики»;
- «Выполнение домашнего задания (рекомендаций логопеда)»;
- «Развитие внимания и мышления»;
- «Речевые игры по дороге домой, дома»;
- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;
- «Как научить ребёнка читать».
2. Беседы.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей, логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка, имеющего речевое нарушение, ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не нужно брать большой объём материала.
Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.
3. Семинары – практикумы, круглые столы, заседания родительского клуба.
Логопеду важно построить данную форму работы так, чтобы она не была формальной, а по возможности привлекала родителей для решения проблем.
На семинарах-практикумах проводится обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом
и формирование у родителей представления о готовности ребенка к обучению в школе.
4. Посещение родителями индивидуальных и подгрупповых занятий.
Основное внимание родителей обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями, на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.
5. Анкетирование.
Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями и детьми. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними. Также я провожу анкетирование в конце учебного года, чтобы выявить отношение родителей.
6. Тетрадь для выполнения домашних заданий.
Она служит для нас «телефоном доверия», в котором взрослый может написать любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два - три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.
7. Родительские собрания. Они необходимы для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Темы собраний: «Знакомство родителей с результатами диагностики на начало учебного года», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за год».
8. Дни открытых дверей.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
9. Вспомогательные наглядные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- пособия, памятки;
-обмен информацией в социальных сетях (в группах), по скайпу
Логопеду и воспитателям чрезвычайно важно разъяснить родителям детей, имеющих речевые нарушения, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...
Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.
В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкол...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.
Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с р...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)
В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях инклюзивного образования
В данной статье говорится об особенностях взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения...