Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
учебно-методический материал по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_uchitelya.docx | 21.55 КБ |
vzaimodeystvie_s_roditelyami.pptx | 578.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка»
Оксана Евгеньевна Стрижевская
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.
К сожалению, число детей с нарушениями речи, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, растет. Успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса: педагогов, родителей и других членов семьи.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению нарушений речи. Очевидно, это связано со следующими причинами:
- неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
- родители мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи педагогов детского сада;
- низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей дошколят.
При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи, в системе коррекционно-образовательной работы.
Успешность воспитания и обучения детей в детском саду во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Важно выстроить общение с родителями на основе принципа «Родитель – полноправный член команды», которая решает одну общую задачу – воспитание гармоничной личности.
Взаимосвязь логопеда и родителей осуществляется комплексно: с помощью наглядных, коллективных, индивидуальных форм работы. Такое взаимодействие нацелено на:
- установление партнёрских отношений с семьёй каждого дошкольника;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;
- обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда, в соответствии с возможностями родителей, их интересами, осуществляется в разных формах, с применением различных методов работы.
Беседа – самая распространенная форма и метод общения с родителями, ею пользуются все логопеды без исключения, она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт. В этом случае более приемлема методика В. А. Петровского, который предложил следующее поэтапное взаимодействие педагога с родителями:
1-й этап – называется «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами совместной деятельности.
3-й этап – «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию следует использовать для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Групповые родительские собрания, проводимые в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, кроме того отмечается положительная динамика, успехи и достижения детей.
Анкетирование родителей играет немаловажную роль в комплексной работе с семьей, оно позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить позицию родителей по отношению к ребенку и его нарушению речи, их педагогическую осведомленность. Анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье, об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Учитывая индивидуальность каждого из родителей, возможно более эффективно проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.
В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.
Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и групповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать, какие методы и приемы использует логопед в работе с детьми, и взять их себе на вооружение.
Рекомендации по закреплению правильного звукопроизношения. Каждый логопед должен предоставить родителям возможность участвовать в коррекционном процессе по постановке и автоматизации звука, занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.
Индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка.
Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими приемами коррекционной работы. Семинары-практикумы не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.
Наглядная информация – эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что:
- во-первых, обращение только в устной форме требует много времени;
- во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов;
- в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Поэтому перед кабинетом, в кабинете, в раздевалках групп вывешиваются информационные стенды, уголки для родителей: «Учимся, играя», «Советы логопеда» – они подчинены определенной тематике: «Пальчиковая гимнастика»; «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готовность ребенка к школе» и др.
Консультации очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей. Они предполагают знакомство родителей с теоретической информацией по тому или иному вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. К консультациям можно организовать выставку пособий, дидактических игр. Родители могут ознакомиться и воспользоваться подбором практического материала.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Повышение педагогической культуры родителей – основа полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности чрезвычайно важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность сотрудничества учителя-логопеда с родителями дошкольников Большинство родителей замечают только нарушения произносительной стороны речи , но не берут во внимание несовершенство лексико –грамматического строя речи , нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов
Часто родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению нарушений речи дошкольников. Очевидно, это связано со следующими причинами : неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей; родители мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи детского сада; низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей
Принципы работы с родителями: - целенаправленность; - систематичность; - доброжелательность, открытость; - плановость; - дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи. Методы изучения семьи: - анкетирование; - наблюдение за ребёнком; - беседа с ребёнком; - беседа с родителями.
Задачи логопеда по совместной деятельности с родителями дошкольников Приобщить родителей к коррекционной работе. Познакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка. Убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Информировать родителей о возрастных особенностях детской речи , о результатах логопедического обследования. Обучить родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком. Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений у ребенка
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями (по В.А. Петровскому)
Формы работы Ознакомительные беседы Установление доверительных отношений между семьей и педагогом. Создание условий для успешной коррекции речевого развития Индивидуальные беседы Сбор необходимой информации о воспитаннике . Информирование родителей о результатах логопедического обследования , обучение приёмам коррекционной работы в семье Родительские собрания Знакомство с требованиями , особенностями работы. Сообщение на тему: «Причины и виды речевых нарушений». Ознакомление с планом логопедической работы , его задачами , содержанием
Анкетирование родителей Выявление наиболее актуальных проблем Консультации (папки-передвижки) Советы родителям (по темам недели) Развитие мелкой моторики Автоматизация звука ………… Круглые столы Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений воспитанников
Совместное проведение праздников , развлечений , досугов , открытых занятий. Активное привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству в коррекционном процессе Проведение семинаров–практикумов
Дистанционные консультации Консультирование родителей через страничку логопеда на сайте учреждения Наглядная информация и печатные издания Оформление стендов «Уголок логопеда» , «Советы логопеда». Картотеки игр по развитию мелкой моторики , двигательной активности , развитию правильного речевого дыхания
Результат Вовлечение родителей и дошкольников в единое речевое пространство. Заинтересованность родителей в совместной работе с логопедом. Повышение уровня педагогических знаний и умений родителей. Преодоление трудностей в развитии детей с проблемами речи. Включение семьи в коррекционно-развивающий процесс. Активизация позитивного мышления родителей
Список используемых источников Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников М.: Сфера, 2007. Зверева О.Л ., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: Сфера, 2007. Козлова С.А ., Куликова Т.А. Взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей (учебное пособие для студентов) М.: Академия, 2002. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья (методическое пособие для педагогов и родителей ) М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Спасибо за внимание! Контактная информация : psihologtut.com. striz-oksana@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида».
Содержание взаимодействия учителя-логопеда и других специалистов в ДОУ общеразвивающего вида....
Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога
В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров....
Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида» (Форма организации: деловая игра «Кто хочет стать профессионалом?»).
Данная консультация предназначена для начинающих логопедов, для учителей-логопедов, которые вошли в новый трудовой коллектив. С её помощью Вы легко огласите свой регламент работы, основные трудовые об...
"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...
Презентация "Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Презентация к выступлению...
Статья «Особенности взаимодействия педагога с семьей воспитывающих детей с речевыми нарушениями»
Речь - это система условно принятых символов, помогающих передавать слова, в виде сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение. Речевая деятельность человека является важной частью формир...
"Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
В статье описаны виды театрализованной деятельности, которые использует учитель-логопед для коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста. Разработаны игры, упражнения, этюды и иг...